Развиваем дикцию и выразительность речи.
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Подобранные упражнения для формирования красивой и правильной речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktsiya_i_vyrazitelnost.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инструменты» чтеца

У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция.

Дыхание

Почему чтецу нужно управлять своим дыханием? Дыхание связано с голосом. Слабое, прерывистое, неглубокое дыхание делает голос тихим, невнятным, не способным, когда нужно, повышаться или понижаться.

Учись дышать

Сделай глубокий, энергичный, короткий вдох через нос.

Задержи воздух (сделай короткую паузу-остановку).

Равномерно, спокойно выдохни через рот, не ослабляя
выдох до конца.

Контролируй осанку

Чтобы правильно дышать, научись контролировать осанку, то есть положение тела.

Встань, расслабь мышцы спины, плеч.

Потянись вверх, откинь тело назад, «надень» его на позвоночник, как пальто на вешалку.

Обопрись на нижнюю часть спины (поясницу). Спина должна
быть прямой, а руки, шея, плечи ненапряжёнными.

Управляй дыханием

1.   Выполни несколько упражнений.

•     Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Разверни плечи, не поднимая их и не опуская.

•     Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую — сбоку, выше талии.

•     Сделай небольшой выдох. На счёт 1—5 делай вдох (считай про себя).

•     Задержи воздух на счёт 1—3, не расслабляя мышц. Это подготовка к экономному выдоху.

•     Раскрыв рот как бы на звуке [а], выдыхай плавно, без толчков на счёт 1—5.

•     Расслабь мышцы брюшного пресса.

•     Отдохни 30 секунд. Повтори упражнение*.

2.    Прочитай текст, следя за своим дыханием. Читай сначала медленно, делая остановки (паузы указываем значком «/») между частями текста, затем быстро, без пауз.

(вдох) Заваривши кашу, / (выдох; вдох) масла не жалеют

(выдох).

Начав дело, / не останавливаются.

На дворе трава, / на траве дрова, /

Не руби дрова / на траве двора.

3.   Представь, что ты вдыхаешь запах цветка, любуешься им. Каким будет твой вдох? Задержишь ли ты дыхание?

4.   Попробуй напеть колыбельную песню с закрытым ртом, как будто ты качаешь ребёнка. Проследи за своим дыханием: сначала сделай глубокий вдох, произнеси протяжно звук и выдохни в конце.

Каждое упражнение повтори 10 раз.

5.   Представь торт с зажжёнными свечами. Погаси все свечи сразу.

А теперь потуши каждую свечу, прерывая дыхание: фу, фу, фу.

6.   Рубим дрова: раз, рраз, ух, раз.

7.   Держи дыхание до конца фразы.

•    Жужжим: жжжжжжжжжж; ж, ж, ж, ж, ж, ж, ж.

•    Шуршим: шшшшшшшшшшшш; т, ш, ш, ш, ш, ш.

8.   Выпусти воздух из проколотого мяча: сссссссссс; с, с, с, с,

9.   Учись читать текст, управляя дыханием.

•    Прочитай сказку.

(вдох) Лисица позвала Журавля на обед / (выдох; вдох) и подала похлёбку на тарелке. / (выдох; вдох) Журавль ничего не смог взять своим носом, / (выдох; вдох) и Лисица всё съела сама. //

Л. Толстой

•    Прочитай стихотворение.

Я вошёл в тенистый бор, /

И увидел мухомор, /

Сыроежку, / зеленушку, / розоватую волнушку. //

                                                                                                 Ю. Могутин

•   Читай на одном дыхании.

Жил-был не царь, не король,

Не геройский герой, а жил-был мальчик.

                                                                                                Э. Мошковская

•     Попробуй прочитать стихи, прыгая через скакалку.

*                                                       *

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Весна, весна на улице, /                                         Тут прохожим не пройти: // Весёлые деньки! //                                                  Хором девочки считают /

                                                                                  Десять раз по десяти. //

        • Продирижируй стихотворение, выделяя каждое слово.

Лёд идёт, лёд идёт!

 Вереницей длинной

Третьи сутки напролёт

Проплывают льдины.

                                                                                    С. Маршак

Голос

   Что такое голос?

Голос — это звуки, которые возникают при колебании воздухом голосовых связок.

Какой бывает голос

Голос бывает полётный (свободно звучащий), благозвучный (приятный), гибкий (подвижный), высокий, низкий.

Подчеркни, какой голос хочется слушать.

Слабый, крикливый, визгливый, сиплый, хриплый, глухой, гнусавый, монотонный, квакающий, каркающий, грубый, дрожащий, звучный, приятный, спокойный, выразительный, мягкий, ласковый, сильный, тихий, нормальный.

2.  Прочитай, обращая внимание на знаки препинания. Прислушайся к своему голосу.

Я не умею выразительно читать. Я не умею выразительно читать? Я не умею выразительно читать!

3. Прочитай, подчёркивая голосом выделенные слова.

Чей ты, чей, лесной ручей?

—    Ничей.

Но откуда ты, ручей?

—    Из ключей.

—    Ну а чьи же те ключи?

—    Ничьи.

—    А берёзка у ручья?

—     Ничья.

                                                                               О. Бедарев

4.   Прочитай стихи. Обращай внимание на знаки препинания. Объясни, как нужно читать каждое предложение.

...Весна идёт сторонкой.                     Мурка, не ходи, там сыч                                                                                                                                                                                                                                                Да где ж сама она?                              На подушке вышит,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Чу, слышен голос звонкий!                Мурка серый, не мурлычь,                                                                                                                                                         Не это ли весна?                                  Дедушка услышит.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Нет, это звонко, тонко                        Няня,  не горит свеча,

В ручье журчит волна…                    И скребутся мыши.

                                                              Я боюсь того сыча,

                                                               Для чего он вышит?

                                                                                              А. Ахматова

                         Звучание голоса (тембр)

Прислушайся к своему голосу. Отличается ли он от голоса твоего товарища? Особое звучание (окраска), отличающее голос каждого человека, называется тембром.

•   Прочитай и вслушайся в свой голос.

Отчего вы, волки, всегда злы и жадны?

Будь любезен, принеси мне книгу завтра.

Полно, степь моя, спать беспробудно!

Повышение и понижение голоса

 Голос может повышаться и понижаться. Например, он повышается в конце вопросительного предложения и понижается в конце повествовательного, когда стоит точка. Голос может звучать ровно, спокойно, на одном уровне. Запомни условные обозначения:

→ — голос звучит ровно,

↑ - голос повышается

↓ — голос понижается.

•  Проследи за повышением и понижением голоса. Рассмотри обозначения. Потренируйся: прочитай правильно.

                                       Э. Мошковская

                                        Козлик и ослик

Серенький козлик -    →                                - Конечно!↑

Ходил и грустил.   →                                     Если ты сильный, ↑

Серого ослика    →                                          Если – красивый, ↑

Козлика спросил: ↑                                         Значит, любимый, ↓

- Когда тебя любят нежно,  ↑                         Значит, счастливый. ↓

Тебе хорошо?    ↑                                             Козлик сказал:      →                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 -  Большое спасибо, ↓                                  — Козлик, чудак!    ↑                                                                                                                                                                                                                                                           Нет, я не сильный, ↓                                          Я полюбил тебя ↑

  Я — некрасивый. ↓                                        Просто так! ↑                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Ослик сказал: →

                                          Береги свой голос

•  Не перенапрягай голосовые связки; не кричи, не говори долго, до хрипоты. Старайся привлечь к себе внимание не криком, а содержанием речи.

•  Не разговаривай и не пой на улице в морозную погоду.

•  Не пей очень холодную воду.

•  Не выходи сразу после тренировок разгорячённым на улицу.

• Старайся правильно дышать при ходьбе и беге.

• Учись прислушиваться к голосу друга; не перебивай его рассказ; не нервничай, прояви терпение, если тебе что-то не нравится в его сообщении.

                                                 Дикция

Очень важный инструмент чтеца — дикция, то есть отчётливое, ясное произношение звуков и слов.

                                Проверь свою дикцию

1. Проследи, ясно и чётко ли ты произносишь текст, не «проглатываешь» ли звуки, окончания. Обрати внимание на чёткость произношения сочетаний гр, кр, пр, ст, шу-ше-ша.

*                     *                                                          *                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Груши между листьями блестели;                       — Кра! — кричит ворона. — Листья между грушами шумели;                                                    Кража! Караул! И о чём листья шептали грушам,                                              Грабёж! Пропажа! Даже груши слушать не хотели.                                  Вор подкрался утром рано.

                                                                                         Грош украл он из кармана.

Прочитай скороговорки и чистоговорки. Сначала медленно, с паузами, затем быстро, на одном дыхании, но чётко, без ошибок.

Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.

Осип охрип, / а Архип осип.

Сыворотка из-под простокваши.

Учись чётко произносить окончания слов.

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист.

                                                  К. Чуковский

4.   Произноси чётко п, б, р, «играя на барабане».

Пара барабанов,             Пара барабанов,

Пара барабанов,             Пара барабанов,

Пара барабанов              Пара барабанов

Била                                 Била      

Бурю.                               Бой.

                                                       И. Селъвинский                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          5  Учись выражать голосом чувства. Проследи, как меняется твой голос.

•     Мяукаем: мяу, мяу, мяу — ласково, жалобно, зло.

•    Зовём цыплят: цып, цып, цып, цып — ласково, с досадой.

    Обрати внимание на звучание реплик участников диалога. Кто говорит о футболе пренебрежительно, кто — осуждающе, кто — равнодушно, кто — восхищённо? Прочитай выразительно.

 Сказала тётя: →                  Сестра сказала: →                                                                                                                                                                                                                                                                                        

— Фи, футбол! ↑                   — Ну, футбол... →                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Сказала мама:   →                  А я ответил: →

 —Фу, футбол!  ↑                  Во, футбол! ↑

                                                                  Г. Сатир

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   • Изобрази лай собаки: радостный, злой, предупреждающий.

                                          Развивай дикцию

1.  Вспомни, какие органы речи участвуют в произношении.

2.  Проследи, где образуются звуки [ы], [л'], [ц], [в], [у].

3.  Стараемся сделать губы более подвижными.

и, и, и, и, и, и, и; иу, иу, иу, иу, иу, иу, иу; уи, уи, уи, уи, уи, уи, уи; ио, ио, ио, ио, ио, ио, ио; ы, ы, ы, ы, ы, ы, ы; иа, иа, иа, иа, иа, иа

4.   Развивай гибкость речевого аппарата, меняя ударения в сочетаниях.

ауоэиы, аоуэиы, аоуэиы, аоуэиы

5.   Произнеси правильно: с-з, ш-ч-щ-ц; р-л, ж-ш-щ.

6.   Прочитай стихотворение, чётко произнося звуки.

Щука проглотила щётку,

Щётка ей щекочет глотку.

 Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

                                      С. Маршак

7.   Играй на воображаемой трубе: уууууууу; а-о, а-о, а-о, а-о; у-а-о, а-о-у; о-а-у.

8.   Тренируй подвижность нижней челюсти. Прочитай скороговорку.

Ялик с якорем у Яшки,

Якорь есть и на тельняшке.

9. Эхо. Ау — позови товарища; ау — послушай эхо; ау — эхо откликается товарищу.

10.Чётко, ясно прочитай стихотворение А. Кольцова. Подумай, какое настроение косаря ты передашь слушателям. Как будешь читать: тихо, громко, призывно, радостно?

                                А. Кольцов Косарь

Раззудись, плечо!             Как пчелиный рой

Размахнись, рука!             Молоньёй, коса

 Ты пахни в лицо,             Засверкай кругом!

Ветер с полудня!               Зашуми, трава,

Освежи, взволнуй             Подкошенная!

Степь просторную!          Поклонись, цветы,

Зажужжи, коса,                 Головой земле!..

~  Какими «инструментами» пользуется чтец? Заполни схему.

                   

Готовимся читать выразительно

Учимся понимать художественное произведение

  Чтобы подготовиться к выразительному чтению, необходимо:

•  понять текст (о чём в нём говорится);

•  представить героев, картины, нарисованные поэтом или писателем,» увидеть их;

•  понять чувства героев и автора произведения;

• осознать свои чувства, своё отношение к героям и событиям.

Учимся понимать чувства героев

1. Прочитай текст молча.

В. Астафьев Стрижонок Скрип

Отрывок

Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц.

А самой мамы не было.

—   Скрип! — позвал её стрижонок.

—   Скрип! Скрип! Скрип! — повторили за ним братья и сестры. Видно, стрижатам нравилось, что они научились звать маму,

и они ещё громче и дружней запищали:

— Скрип! Скрип! Скрип!

И тут далёкое пятнышко света погасло. Стрижата притихли.

— Скрип! — послышалось издалека.

«Так это ж мама прилетела!» — догадались стрижата и запищали веселей.

 Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу — первому стрижонку.

Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.

—  Скрип! — сказал он. Ещё, мол, хочу.

—  Скрип-скрип! — радостно ответила мама-стрижиха. Сейчас, дескать, сейчас.

Какие слова передают заботу мамы о своих птенцах?

Подчеркни их.

Какие чувства выразили птенцы и мама в своём разговоре? Запиши.

Прочитай выразительно «речь» стрижонка, его братьев и сестёр, мамы-стрижихи.

Что нужно сделать, чтобы понять и выразить чувства.

 Перечитай внимательно текст и найди слова, выражающие чувства героя или автора.

 Подумай, что пережил герой; вообрази себя на его месте и попытайся пережить события вместе с ним.

  Реши, как ты относишься к героям и событиям.

  Попытайся прочитать текст, передавая своё отношение к персонажу, событиям, картинам.

 2. Прочитай текст молча.

В. Астафьев Стрижонок Скрип

Отрывок

Он растопырил крылья и... полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу.

— Скрип! Скрип! — испуганно закричал стрижонок, захлебнувшись ветром, и увидел под собой воду. — Скрип! Скрип!

«А если я упаду?» — с ужасом подумал он.

Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом.

Потом крики стрижей остались позади. Свист крыльев и гомон, птичий угасли. И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один летает над рекой. И от этого сделалось та! радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда сошком, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился, закружило! над рекой, над берегом, над лесом. Даже в облако один раз залетел. Но там ему не понравилось — темновато и одиноко. О! спикировал вниз и заскользил над водою, чуть не касаясь брюшком её.

Хорошо жить! Хорошо, когда умеешь летать!

Какие чувства испытывал Скрип, когда впервые полетел! Подчеркни в тексте рассказа эти слова. Какие чувства вызвал у тебя этот отрывок? Напиши.

Прочитай «речь» стрижонка выразительно. Передай в своём чтении состояние птенца.

 Развиваем воображение

Представляем картины природы, героев, события

1. Прочитай стихотворение.

А. Прокофьев Берёзка

Люблю берёзку русскую.                     Родную, ненаглядную,

То светлую, то грустную,                     То ясную, кипучую,

В белом сарафанчике,                           То грустную, плакучую.

С платочками в карманчиках,              Люблю берёзку русскую.

С красивыми застёжками,                    Она всегда с подружками,

С зелёными серёжками.                       , Под ветром низко клонится

Люблю её, нарядную,                            И гнётся, но не ломится!

Какие слова из стихотворения помогли тебе представить берёзку?

Подчеркни их.

2. Прочитай русскую народную сказку. Лиса Патрикеевна

У кумушки-лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает...

Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса — любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

 Какой ты представляешь лису? Подчеркни слова, которые помогли тебе её увидеть.

Определяем задачу чтения

  Определить задачу чтения — значит понять своё отношение к героям, событиям, чтобы передать его слушателя!

• Прочитай текст молча.

Д. Мамин-Сибиряк Серая Шейка

Отрывок

Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка ещё не знала, что т« кое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что её братья и сестры так весело собираются к отлёту, что он будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы.

— Ведь вы весной вернётесь? — спрашивала Серая Шейка матери.

— Да, да, вернёмся, моя дорогая... И опять будем жить во вместе...

Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться весёлой и плакала потихоньку от всех. Ах, как ей жаль милой, бедненькой Серой Шейки...

Подчеркни слова, которые передают чувства утки-матери

при расставании с дочерью.

Какие чувства пробудило у тебя их расставание? Почему? Определи задачу чтения: что ты хочешь сообщить слушателям? Запиши.

Находим подтекст

В каждом тексте есть подтекст — скрытый смысл; то, о чём думают герои (но не всегда об этом говорят) и о чём думает автор, показывая своё отношение к героям.

1. Определи подтекст в этом отрывке.

Д. Мамин-Сибиряк Серая Шейка

Отрывок

— А, старая знакомая, здравствуй! — ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу.— Давненько не видались... Поздравляю с зимой.

— Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, — ответила Серая Шейка.

— Это за мою-то ласку! Хороша же ты, нечего сказать!.. А впрочем, про меня много лишнего говорят. Сами наделают что-нибудь, а потом на меня и свалят... Пока — до свиданья!

Лиса мечтает о том, чтобы полынья скорее замёрзла, но, скрывая это, хитрит, ласково разговаривая с уточкой.

2. Прочитай текст молча.

К. Паустовский Барсучий нос

Отрывок

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно

 посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал ша к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал, барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос...

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

Определи авторскую позицию (отношение к событиям] своё отношение к герою и задачу чтения. Запиши.

Прочитай текст выразительно.

Авторская позиция. Автор сочувствует барсучку, сожалеет

что не успел предупредить его об опасности.

Наше отношение к герою. Нам жаль барсучка. Мы пережи

ваем за него и понимаем, что ему больно.

Задача чтения. Сообщить слушателям о состоянии бедного

животного и пробудить к нему сочувствие.

 Что мы узнали о выразительном чтении художественного произведения? Рассмотри схему.

Выразительное чтение художественного текста

 Интонация

  Интонация — звуковая картина чтения. Она включает паузы, темп, тон, логические (смысловые) ударения. Схематично это выглядит так.

Интонация берёзку?

Рассмотрим каждый элемент (часть) интонации подробно I поучимся пользоваться этими средствами (инструментами выразительности.

Пауза

Пауза — перерыв, приостановка в речи, прекращена её звучания. Пауза разделяет или соединяет связанные между собой слова. Пауза обозначает смысловую законченность

фразы или предложения

Грамматические (обозначаются знаками препинания):

•   выделяют конец предложения и словосочетания;

•   отделяют слова, относящиеся к группе сказуемого или подлежащего, помогают подчеркнуть важность следующих далее слов;

•  в сложном предложении отделяют одно предложение от другого, разделяют пояснения, перечисления.

Логические (смысловые) — выделяют важные мысли, подчёркивают смену событий.

 Ритмические — всегда присутствуют в стихах; подчёркивают чередование ударных и безударных слогов, музыкальную слаженность текста.

Так обозначают продолжительность пауз: короткая — /; средняя — //; длительная — ///.

Объясняем грамматические паузы

• Прочитай тексты. Объясни паузы.

...Маленькая дикая уточка чирок-свистунок / решилась, наконец-то, / перевести своих утят из леса в обход деревни / в озеро / на свободу.

                                                                                                                                     М. Пришвин

Мимо мухомора не пройдёшь: // чудо чудное, / диво дивное! / Сказочная Красная Шапочка? / Или домик на курьих ножках? / А может, гномик лесной в бисерном колпачке и кружевных панталончиках? / Вот-вот зашевелится, / поклонится / и что-нибудь скажет... //

                                                                                                                                     Н. Сладкое

       Объясняем логические (смысловые) паузы

1. Объясни паузы в сказке.

В. Даль Старик-годовик

Сказка –загадка

Вышел старик-годовик. / Стал махать рукавом и пускать птиц. / Каждая птица со своим особым именем. / Махнул старик-годовик первый раз / — и полетели первые три птицы. / Повеял холод, / мороз. //

 Махнул старик-годовик второй раз / — и полетела втора тройка. / Снег стал таять, / на полях показались цветы. //

Махнул старик-годовик третий раз / — полетела третья тройка / Стало жарко, / душно, / знойно. / Мужики стали жать рожь. I

Махнул старик-годовик четвёртый раз / — и полетели еще три птицы. / Подул холодный ветер, / посыпался частый дождь/ залегли туманы. //

А птицы были не простые. / У каждой / по четыре крыла. В каждом крыле / по семи перьев. Каждое перо / тоже со своим именем. / Одна половина пера белая, / а другая / — чёрная. Макнёт птица раз / — станет светлым-светло, / махнёт другой / — станет темным-темно. //

Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Как четыре крыла есть у каждой птицы? Напиши.

'

2. Понаблюдай за сменой настроения в стихотворении. Опр( дели, где ритмические паузы совпадают с грамматическими,

А. Твардовский

День пригреет / — возле дома                     Скот не вышел. /

Пахнет позднею травой, /                             В поле пусто. /

Яровой, сухой соломой                                 Белый утренник зернист. /

И картофельной ботвой... //                          И свежо, морозно, вкусно

Но уже темнеют реки, /                                 Заскрипел капустный лист. /

Тянет кверху дым костра. /                           И за криком журавлиным, /

Отошли грибы, орехи, /                                 Завершая хлебный год, /

Смотришь, / утром со двора                         На ремонт идут машины, /

                                                                         В колеях ломая лёд. //

3. Прочитай текст, расставь паузы до конца.

Л. Чехов На реке

— Лёд тронулся! — / слышны крики среди ясного, / весеннего дня. — // Ребята, лёд идёт!.. //

Свесившись через перила, вы тоже глядите на реку, и — какое разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдалённый гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега.

Темп чтения

Темп (быстрота, скорость) чтения может меняться в зависимости от смысла текста.

Условные обозначения:

 нормальный — н, 

убыстрённый — уб, 

медленный — м, 

замедленный — з,

быстрый — б.

• Прочитай текст про себя. Выбери нужный темп чтения. Разметь темп чтения стихов по образцу первой строфы, используя условные обозначения.

Ф. Тютчев Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,                                  

А воды уж весной шумят —  н                        

Бегут и будят сонный брег,                              

Бегут и блещут и гласят...       уб

Они гласят во все концы:  

Весна идёт, весна идёт!                                     Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,                               И тихих, тёплых майских дней

Она нас выслала вперёд!»                                Румяный, светлый хоровод

Она нас выслала вперёд!»                                Толпится весело за ней.

Тон чтения

Тон — это оттенок речи. Тон всегда выбирают в зависимости от чувств и мыслей, которые хотят выразить (передать).

Тон может быть доброжелательный, ласковый, равнодушный, возмущённый, побуждающий к действию, осуждающий, то есть выражать разные чувства.

• Прочитай. Выбери нужный тон.

... Полно, степь моя, спать беспробудно:     Скоро гости к тебе соберутся,

Зимы-матушки царство прошло,                  Сколько гнёзд понавьют — посмотри!

Сохнет скатерть дорожки безлюдной,          Что за "звуки, за песни польются

Снег пропал — и тепло и светло...                День-деньской от зари до зари!..

 Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости к тебе соберутся,

                                                                                                                       И. Никитин

Объясни, какой тон чтения ты выберешь и почему.

Логические (смысловые) ударения

Мы подошли с вами к очень трудному материалу. В каждом предложении может быть одно главное, сильное ударение — так голосом выделяются важные для понимания смысла высказывания слова. Дополнительные, более слабые ударения произносятся с меньшей силой. Логическое сильное ударение обозначается ___; слабое...........

1. Произнеси. Изменился ли смысл предложения от того, какие слова мы будем подчёркивать голосом? Как?

Я завтра пойду в музей. Я завтра пойду в музей. Я завтра пойду в музей.

Разъясни смысл каждого предложения.

 2. Прочитай стихотворение, выделяя голосом главные и дополнительные ударения.

В. Жуковский Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,                  Он голосисто с вышины

В долине пар белеет тонкий,                    Поёт, на__солнышке__сверкая

И песню раннюю запел                             Весна пришла к нам молодая,

В лазури жаворонок звонкий.                  Я здесь пою приход весны!

                 

 Обрати внимание!

1.    Выделяются голосом:

• слова-перечисления, если первое требует ударения: Знаешь, кто мои соседи? — Лисы, волки и медведи',

•  в вопросительном предложении слово-вопрос: Зачем ты это сделал? или последнее слово: Что везёшь? • Сено. — Какое сено ? Ведь это дрова! — А коли видишь, так чего же спрашиваешь ?

2.  Не выделяются голосом:

•  союзы (а, но, и), предлоги (у самого синего моря), междометия (Ах, как было весело!), частицы (Я же это читал!), вводные слова и обращения-'(мы, наконец, добрались до леса; полно, степь моя, спать беспробудно).

3. Расставь правильно сильные логические ударения. Объясни свой выбор. Какие слова главные?

Чтение — вот лучшее учение.

Ум без книги, как птица без крыльев.

  Что мы узнали о выразительном чтении текста?

Рассмотри обобщённую схему. Расскажи о содержании каждой части схемы, опираясь на предыдущие схемы (с. 23, 24).

                                         Выразительное чтение текста

Инструменты

чтеца

Текст и задача чтения

интонация

Как подготовиться к выразительному чтению.

•     Перечитай произведение или заданный отрывок.

•     Определи, о чём в нём говорится.

•      Какие чувства вызывают у тебя персонажи?

•      Представь героев в своём воображении.

•    Определи подтекст — то, что скрыто за словами текста.

•      Определи отношение автора к героям.

•      Сформулируй задачу своего чтения: как ты относишься к персонажам, событиям и что будешь сообщать слушателям.

•      В соответствии с задачей выбери речевые средства выразительности: тон, темп. Выдели паузы и ударения.

•    Проверь себя: соответствуют ли выбранные тобой средства содержанию текста?

•      Перечитай ещё раз текст выразительно.

Учимся читать выразительно художественные произведения

| Есть особые правила чтения разных произведений Стихотворения читаются по своим правилам, художественные рассказы — по своим, научно-познавательные тексты (статьи) — по своим.

Читаем рассказ-описание,

 Как мы будем действовать.

•  Определяем тему (о чём это описание).

•  Ищем в тексте «маленькие темы» — микротемы. Они  часто совпадают с абзацем.

•  Обозначаем микротемы знаком Z.

•  Определяем общую, объединяющую все микротемы мысль.

•  Формулируем задачу чтения.

•  Выбираем в соответствии с задачей чтения средства( интонационной выразительности — тон, темп чтения логические ударения.

1. Прочитай текст. Какие микротемы и почему выделены?  Нужно ли делать паузу после каждой микротемы? Почему?

Ю. Дмитриев Чиж

Отрывок

Z  Весёлая, добрая птичка. И название у неё какое-то лас!

чиж, чижик.

Z  В хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнездышки и выводят на свет по пять-шесть крошечных чижат. А осенью собираются в большие стаи и улетают на юг

ненадолго.

Z  Уже в начале весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа: «Здравствуйте, я прилетел!»

 Z Здравствуй, чижик! Здравствуй, хорошая птичка! Добро пожаловать!

2. Прочитай рассказ.

Ю. Дмитриев Гнёздышко

Отрывок

Птичка выпорхнула из куста чёрной смородины и закружилась над нашими головами.

Мы осторожно раздвинули густые зелёные ветки и увидели гнёздышко. В гнёздышке лежали четыре голубых яичка.

Пока мы смотрели, две птички кружились, пищали и, казалось, жалостно нас просили:

— Не тронь! Не тронь!

Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись гнезда.

Обозначь микротемы описания (Z).

Каким тоном ты будешь читать последнюю часть — грустным, радостным, доброжелательным? Обозначь. Подчеркни слова, передающие состояние птичек; отношение детей. Определи задачу чтения. Запиши.

Запиши основную мысль рассказа.

Обозначь паузы.

Подчеркни сильные смысловые (логические) ударения, то есть

важные слова.

                          Читаем сказку и былину

/ « Ты, наверное, знаешь, что слово сказка произошло от слова сказывать — «рассказывать», так как сказки передавались устно. Главная мысль сказки — победа добра над злом. Положительные герои сказки всегда побеждают, отрицательные — наказываются. В сказке есть реальные и нереальные события, действия героя повторяются трижды. Сказка состоит из небольших эпизодов — частей, связанных между собой.

Когда будешь читать сказку или былину, не забудь отделять эпизоды паузами.

Былины — рассказы о героических событиях, как и сказки, читаются плавно, напевно.

1. Прочитай сказку.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Русская народная сказка

Жили-были муж да жена, у них были дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Вот мать с отцом померли, и остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки, без родных, без знакомых.

Пошли они по белому свету странствовать.

Идут они по дальнему пути, по широкому полю, а солнышко-то их припекает, а жар-то их донимает.

Захотелось Иванушке пить:

— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

— Погоди, братец, дойдём до колодца.

А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце, полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

— Не пей, братец, телёночком станешь. Иванушка послушался сестрицу, и пошли они дальше.

 Идут они да идут, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце, полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, жеребёночком станешь. Вздохнул Иванушка, и пошли они дальше.

Идут они чистым полем, широким раздольем, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит козье копытце, полно водицы.

Увидал его Иванушка — не спросился сестрицы, отстал от неё и напился из копытца. Напился и стал козлёночком.

Докажи, что это сказка. Найди её приметы; подчеркни сказочное начало, повторяющиеся слова. Напиши, какое чудо произошло в сказке.

Сколько раз обращается Иванушка к Алёнушке? Напиши.

Прочитай напевно, «сказывай» сказку.

2. Потренируйся в чтении былины. Добрыня Никитич

Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам ласковый, обходительный...

...А поганый Змеинище-Горынище учуял Добрыню за полпоприща*, налетел, стал огнём палить да биться-ратиться. Бьются они час и другой. Изнурился борзый конь, спотыкаться стал, и у Добрыни правая рука умахалась, в глазах свет померк. Тут и вспомнил богатырь материнский наказ. Сам утёрся расшитым платком белополотняным и коня утёр. Стал его верный конь поскакивать в три раза резвее прежнего. И у Добрыни вся усталь прошла, его сила утроилась. Улучил он время, махнул над Змеем плёткой семишелковой, и сила у Змея истощилася: приник-припал он к сырой земле. Рвал-рубил Добрыня хоботы змеиные, а под конец отрубил все три головы у поганого чудовища, порубил мечом, потоптал конём всех змеёнышей и пошёл во глубокие норы змеиные, разрубил-разломал запоры крепкие, выпускал из змеиного полона народу множество, отпускал на волю-вольную. Вывел Забаву Путятичну на белый свет, посадил на коня и привёз в стольный град Киев...

Найди положительных и отрицательных героев.

Представь, какие они. Найди и подчеркни концовку былины. Подумай, что будешь сообщать слушателям. Выбери правильный тон. Прочитай.

Поприще — так в старину называли дорогу, путь.

Читаем басню

Басня  это нравоучительный рассказ. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных, изображаются иносказательно (не явно). Басни заканчиваются кратким заключением — моралью, в которой разъясняется поучительная мысль басни. Мораль баснописцы помещают или в конце, или в начале басни.

1. Прочитай басню. Проследи за построением басни. Расставь паузы до конца текста. Выдели голосом логические ударения.

И. Крылов

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру, /

Что лесть гнусна, / вредна: / но только всё не впрок, /

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. //

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица / видит / сыр, / Лисицу / сыр / пленил. //

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

 Спой, светик, не стыдись!

Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Выбери тон чтения «речи» Лисы. Запиши слова басни, которые помогли тебе выбрать тон чтения.

Составляем партитуру чтения басни

Партитура — это все средства выразительности, необходимые для чтения всего произведения. Составить партитуру — значит определить задачу чтения и соответствующую этой задаче интонацию, то есть выбрать силу голоса, тон чтения, темп, ритм, расставить паузы, логические ударения.

• Прочитай басню, составь партитуру чтения.

И. Крылов Кукушка и Петух

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» —

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!» —

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —

«А ты, красавица, божусь,

 Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берётся голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, что твой соловей!» —

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей', случась, промолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —

Всё ваша музыка плоха!..»

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

Запиши задачу чтения.

Читаем стихотворения

Строки. Строфы

Стихотворение состоит из стихов — коротких строк. Они объединяются в строфы. В конце строки соблюдается короткая пауза.

После чтения каждой строфы соблюдается средняя пауза. Строфы могут состоять из двух, трёх, четырёх, пяти и более строк.

Короткая пауза — /,

средняя пауза — //.

3 Прочитай стихотворение молча. Объясни паузы.

С. Есенин Берёза

Белая береза /                     - 1}

Под моим окном /              - 2            строки                       строфа

Принакрылась снегом, /    - 3

Точно серебром. //             - 4

На пушистых ветках /                  

Снежною каймой /

Распустились кисти /

Белой бахрамой. //

И стоит береза /                                      А заря, лениво /

В сонной тишине, /                                Обходя кругом, /

И горят снежинки /                                Обсыпает ветки /

В золотом огне. //                                   Новым серебром. //

Отметь строфы и прочитай стихотворение выразительно, делая между строфами паузы.

Рифма.  Ритм

Рифма — это созвучные окончания двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающих ритм стихотворения.

Ритм — повторение в определённом порядке ударных и безударных слогов в строфе.

*  *  *

Кроет уж лист золотой /      1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Влажную землю в лесу... //      2                                                                                                    

Смело топчу я ногой /           1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Вешнего леса красу. //            2                                                                                                                                                                                                                                                

             

1. Обозначь ритм и рифмы, расставь паузы, как это показано выше.

*            *          *

С холоду щёки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слушать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

А. Майков    

2. Прочитай стихотворение самостоятельно.

А. Пушкин * * *

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, / завыл / — и вот сама

Идёт волшебница-зима. //

Пришла, / рассыпалась; / клоками

Повисла на суках дубов; /

Легла волнистыми коврами

Среди полей, / вокруг холмов; /

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою; /

Блеснул мороз. /

И рады мы

 Проказам матушки-зимы. //

 Объясни паузы и логические ударения.

Подумай, почему выделены глаголы-действия. Понаблюдай: меняется ли тон чтения стихотворения? Напоминает ли оно сказку? Чем? Как поэт называет зиму? Запиши.

Читаем научно-популярные тексты

| У. В научно-популярных текстах (статьях) передаются знания. Чтобы прочитать выразительно статью, надо определить её основную тему (о чём говорится), выделить смысловые части, подчеркнуть в них главные слова и найти главную мысль всего текста.

1. Прочитай текст. Выдели части знаком Z

К. Ушинский Наше отечество

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

Основная тема — наша Родина и отношение к ней людей. Главная мысль — у человека одна Родина, и он её любит, как родную мать.

2. Прочитай текст.

М. Пришвин

Охранять природу —

значит охранять Родину

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.

А в лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять леса, степи и горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.

Работаем самостоятельно.

• Тема статьи:__________________________

• Важные слова:

•  Смысловые части Z (отметь в тексте).

•  Задача чтения: _____________

Тон:

Темп:

Проверь себя: что ты знаешь и умееш]

1.  Можешь ли ты быстро и правильно прочитать скорог ворку? — Да. Нет.

2.   Чётко ли ты выговариваешь звуки? — Да. Нет.

Нру — кро — кра — кре; зо — со -— за - - са — су - - з Клетка, крот, залез.

3.   Замечаешь ли ты чувства героев в произведении? Сочу| ствуешь ли им? — Да. Нет.

4. Умеешь ли определить задачу своего чтения?  Да. Нет Приведи пример.

5.   Понимаешь ли, зачем нужны логические ударения? — Да Нет

Прочитай стихи. Подчеркни важные слова, на которых будешь делать сильное логическое (смысловое) ударение.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Ф. Тютчев

6.   Назови признаки стихотворной речи.

7.   Прочитай отрывок из стихотворения. Расставь правильно паузы.

Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл — и вот сама

 Идёт волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов...

А. Пушкин

8.   Прочитай .в учебнике стихотворение А. Пушкина до конца. Выбери тон чтения. Меняется ли тон? Как? Запиши.

9.  Проверь свой голос: благозвучен ли он? Гибок? Умеешь ли ты понижать и повышать голос? — Да. Нет.

10.   Проверь, можешь ли ты регулировать своё дыхание, задерживать выдох до конца фразы или предложения? — Да.

Нет.

Улов у Поликарпа — три карася, три карпа. //

11. Что ты знаешь о выразительном чтении? Напиши.

Подведём итоги

Итак, вспомним, что мы узнали, и подведём итоги.

Читать и говорить выразительно — это значит владеть «инструментами» чтеца (техникой речи), то есть голосом, дыханием, дикцией (правильным произношением). Но это только начало.

Второй шаг к выразительному чтению — научиться понимать то, о чём читаешь и говоришь, а также правильно строить свою речь. А если это готовая речь (текст), то нужно знать её тему, главные мысли, героев и события, о которых идёт речь в тексте, понимать чувства героев и, представив себя на их месте, выразить своё отношение к ним, то есть определить задачу своего чтения.

Однако и это ещё не всё. Чтобы твою речь хотелось слушать, надо овладеть специальным средством выразительности — интонацией.

Мы надеемся, что теперь ты сумеешь самостоятельно выразительно прочитать любой текст.

           

                    Выразительное чтение

                     художественного текста

«Инструменты» чтеца

                         Текст

Голос

Дыхание

Дикция

              Текст

Понимание содержания

«видение», представление событий и героев

Чувства героев и наше отношение к ним

             Подтекст

      Смысл событий

      Авторская позиция

          Мое отношение

           Задача чтения

Изобразительно – выразительные средства языка

В различных языковых стилях, особенно в художественной литературе, публицистике, разговорной речи, широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания благодаря тому, что к логическому его содержанию добавляются эмоциональные оттенки, которые усиливают выразительность речи.

Аллегория – (греч. – иносказание) – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы, коварства – в виде змеи)

Гипербола – образное преувеличение: «В сто сорок солнц закат пылал»

Ирония – употребления слова или выражения, обратно буквальному, с целью насмешки: «Отколе, умная, бредешь ты, голова»

Метафора (греч. – перенос) – употребления слова в переносном значении на основе сходства: «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким»

Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ: «Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге»

Сравнение – одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением: «Снежная пыль столбом стоит в воздухе»

Эпитет (греч. – приложение) – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки:

«На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахрамой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе

На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»

Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...

Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...

развиваем дикцию

упражнения для тренировки артикуляционного аппарата...