Семинар - практикум "Режим дня в жизни школьника"
материал (1 класс) на тему
Здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья, семинар - практикум, общешкольное родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheshkolnoe_rodititelskoe_sobranie.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Новоселенгинская школа – интернат среднего общего образования»
Общешкольное родительское собрание
«Здоровый образ жизни.
Сохранение и укрепление здоровья»
Семинар - практикум
Режим дня в жизни школьника
«Хорошими людьми становятся
больше от упражнений,
чем от природы».
Демокрит
Цели:
- Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
- Дать практические советы по организации общения родителей с первоклассниками.
Задачи собрания:
- Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
- Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
- Анкетирование.
Подготовительная работа к собранию:
- Анкетирование учащихся класса.
- Анкетирование родителей учащихся класса.
- Сочинение «Для чего мне необходима утренняя зарядка».
Вопросы для обсуждения: (коллективная разработка родительских действий при соблюдении режима дня)
- «Основные требования к организации учебной деятельности ребенка»; НЕЛЬЗЯ:
- «Рекомендуемый режим дня школьника»
- «Приемы реабилитации умственной работоспособности дома».
- «Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий»
Ход собрания
Актуальность темы.
Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения.
К концу первой четверти худеют 30% учащихся.
15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.
Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести.
20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
Ежедневно дети не досыпают от 1,5 часов до получаса.
I. Вступительное слово.
Начало обучения ребенка в школе – это в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в одной из статистических групп, приведенных в статистике.
Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям во время всего обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка, может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способность такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье. Как это организуете вы, дорогие родители?
Выступление родителей.
Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.
1.Анкетирование учащихся класса
Анкета № 1«Соблюдаешь ли ты режим дня»
- В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты встаешь сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь ее один или вместе с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
- В котором часу ты идешь спать?
2.Анкетирование родителей.
Анкета № 1. «Условие успешного обучения - выполнение режима дня».
- Считаете ли вы необходимым условием успешного обучения вашего ребенка выполнение им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
- Позволяете ли вы ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Анализ сочинений учащихся 2. «Для чего мне необходима утренняя зарядка».
Коллективная разработка родительских действий при соблюдении режима дня.
Родители делятся на группы и разрабатывают памятки, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 10-15 минут, затем каждая группа выступает с докладом.
1 группа: Памятка № 1 для родителей. «Основные требования к организации учебной деятельности ребенка»;
НЕЛЬЗЯ:
На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывает каждый родитель.
Памятка № 1 для родителей.
«Основные требования к организации учебной деятельности ребенка»;
НЕЛЬЗЯ:
- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
- Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
- Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
- Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
- Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
- Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
- Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
- Ругать ребенка перед сном.
- Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
- Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Классный руководитель предлагает познакомиться с памятками, которые помогут выполнять режим дня.
2 группа: Памятка №2 для родителей. «Рекомендуемый режим дня школьника»
По итогам групповой работы составляется и заполняется таблица «Рекомендуемый режим дня школьников» который записывается на ватмане.
Памятка №2 для родителей.
«Рекомендуемый режим дня школьника»
.Примерный вариант режима дня | Время |
Подъем | 7.15 |
Зарядка, умывание, уборка постели | 7.15 – 7.30 |
Завтрак | 7.30 – 7.50 |
Дорога в школу | 7.50 – 8.10 |
Занятия в школе | 8.30 – 13.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 13.00 – 14.30 |
Обед, отдых, помощь по дому | 14.30 – 16.00 |
Приготовление уроков | 16.00 – 17.00 |
Свободное время | 17.00 – 19.00 |
Ужин | 19.00 – 19.30 |
Свободное время | 19.30 – 20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну | 20.30 – 21.00 |
Анализ памяток, предложенных родителями, по проблеме выполнения школьниками режима дня.
3 группа: Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня. Памятка № 3 для родителей.
« Приемы реабилитации умственной работоспособности дома».
Памятка № 3 для родителей.
« Приемы реабилитации умственной работоспособности дома».
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства.
- Включать веселую и ритмичную музыку.
- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
- Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
- Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
- Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
- Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
4 группа: Памятка № 4 для родителей. «Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий»
Памятка № 4 для родителей
«Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий»
- Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
- На раз поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – вниз, на четыре – смотреть прямо (повторить 8 раз);
- На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо (повторить 8 раз);
- На раз смотреть влево, на два – прямо, на три – смотреть вправо, на четыре – смотреть перед собой (повторить 8 раз);
- Круговые обороты глазами – 4 раза – вправо, 4 раза – влево;
- Широко открыть глаза, а потом плотно закрыть (повторить 5 раз).
- Упражнение – массаж для глаз:
- Растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое исходит от ладоней (1 – 2 минуты).
Тест-анкета для родителей № 2
«Психолого-педагогическая коррекция здоровья учащихся в учебном процессе».
Инструкция
Постарайтесь дать оценку своему ребёнку, используя 4-балльную шкалу:
0б.— признак не выражен (отсутствует);
1б.— признак слабо выражен или проявляется изредка;
2б.— признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3б.— признак явно выражен или проявляется постоянно.
Признаки.
- С детства наблюдались проявления ослабленного здоровья, болезненности.
- Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы, операции.
- Растет в неблагополучной семье.
- У семьи материальные трудности.
- Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).
- Ведет неправильный (нездоровый) образ жизни.
- Ведет малоподвижный образ жизни (недостаток физической активности).
- Отличается низким интеллектуальным уровнем.
- Отличается низким культурным уровнем, узким кругом интересов.
- Характер на несформированность гигиенических навыков.
- Беззаботен, отличается безответственностью.
- Проявляет астенические черты характера, слабую волю.
- Не проявляет интереса к укреплению своего здоровья.
- Отличается низкой поисковой активностью, безынициативен.
- Имеет повышенно возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.
- Отличается плохими взаимоотношениями с учителями.
- Характерна повышенная утомляемость.
- Употребляет (употреблял в прошлом) одурманивающие вещества.
- Курит.
- Предъявляет частые жалобы на здоровье.
Оценка результатов.
Благополучными можно считать показатели в пределах 20–25 баллов. Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения школьника к группе риска.
Тест-анкета № 3 для родителей
«Ориентировочная оценка риска нарушений зрения»
Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.
Инструкция.
Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям, используя4-балльную шкалу:
0б.— признак не выражен (отсутствует);
1б.— признак слабо выражен или проявляется изредка;
2б.— признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3б.— признак явно выражен или проявляется постоянно.
Признаки.
- Много читает.
- Нередко читает при плохом освещении или лежа.
- Больше получаса в день проводит за компьютером.
- Больше одного часа в день проводит у телевизора.
- Читает, пишет «уткнувшись носом» в текст.
- У родителей плохое зрение (носят очки).
- Неправильно питается (недостаток витамина «А»).
- Имеется тенденция повышенного артериального и/или внутричерепного давления.
- Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.
- Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
Тест-анкета № 4 для родителей
«Ориентировочная оценка риска сколиоза и других нарушений осанки»
Инструкция та же, что и в предыдущем тесте-анкете.
Признаки.
- Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
- Носит сумки, портфель в одной руке.
- Имеет привычку сутулиться.
- Проявляет недостаточную двигательную активность.
- Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
- Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
- Неправильно или нерегулярно питается.
- Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.
- Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.
- Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
Оценка результатов по двум тестам - анкетам: благополучный показатель по каждой из анкет— до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.
Тест- анкета № 3 для детей
«Самоконтроль за состоянием здоровья».
Вопросы
- Я часто сижу, сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
- Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
- У меня есть привычка сутулиться.
- Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
- Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
- Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
- Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».
- Нередко я читаю при плохом освещении лежа.
- Я не забочусь о своем здоровье.
- Бывает, я курю.
- Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
- Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
- Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
а) безразличие;
б) заинтересованность;
в) усталость, утомление;
г) сосредоточенность;
д) волнение, беспокойство;
е) что-то другое.
- Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?
а) заботятся о моем здоровье;
б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;
в) подают хороший пример;
д) учат, как беречь здоровье;
е) им безразлично мое здоровье.
- Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?
а) не оказывает заметного влияния;
б) влияет плохо;
в) влияет хорошо;
г) затрудняюсь ответить.
Обработка результатов.
По вопросам 1–10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11–12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.
Оценка результатов.
Благополучным считается результат, составляющий не более 6 баллов. «Зона риска»— более 12 баллов.
Подведение итогов собрания
Родители высказывают свою точку зрения по поводу проведенного собрания, а так же говорят, о каких проблемах они хотели бы услышать при следующей встрече.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольный семинар "Витамины в нашей жизни".
Этот семинар проходил в нашей школе. К нему готовились все начальные классы и пятый класс. Ребята с классным руководителем искали информацию об определенном витамине, а на семинаре представляли ее в и...
Семинар – практикум "Режим дня в жизни школьника" - родительское собрание
Задачи родительского собрания:Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения ...
Выступление на семинаре-практикуме "ПМК "Академия младшего школьника" - конструктор урока".
В выступлении раскрыты цели использования программно-методического комплекса "Академия младшего школьника", особенности использования. Основными компонентами программно-методического комплекса «Академ...
Методический семинар: Формирование УУД у младших школьников посредством метода «Интеллект-карт».
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться....
Выступление на городском семинаре. Система внеурочной деятельности младшего школьника при реализации ФГОС НОО.
Настоящее...будущее и прошлое......
Текст выступления на семинаре по теме: Технология получения школьниками опыта самостоятельного социального действия по средствам проектной деятельности.
Технология получения школьниками опыта самостоятельного социального действия по средствам проектной деятельности....
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...