Родительское собрание на тему: Трудовое воспитание в семье
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Преснякова Любовь Николаевна

Беседы с родителями о трудовом воспитании в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Трудовое воспитание в семье.

   Усвоение учебного материала по русскому языку, чтению, математике и другим учебным предметам – это достаточно трудно для современных ребят. Поэтому требуется такая организация учебного труда ребёнка, при которой необходимое умственное напряжение доставляло бы ему не тяжёлые, неприятные переживания, а радость от усилий, «открытия», постижения нового, ранее неизвестного.

    В первом классе ребёнок научился общению с одноклассниками, родители могли овладеть спецификой новой деятельности – учёбы.

   Мы увидели, что нежелание родителей оказывать детям помощь в учёбе приводят к самым неприятным последствиям, в числе которых одно из самых главных – нежелание учиться.

   В первом классе ребенок не получает домашнего задания. Родители сами могут регулировать: почитать ребёнку, потренироваться в письме дополнительно или удовлетвориться тем, что было сделано в классе. Со второго класса ученик уже получает домашнее задание, которое необходимо выполнить, и это целиком ложится на семью, потому что учитель может помочь только советом: это выработка привычки к систематическому приготовлению уроков. Какая бы ни была хорошая погода, какая бы ни была интересная передача по телевидению, чей бы день рождения ни отмечался. Часто бывает ситуация, вызывающая улыбку учителя и смех товарищей. На вопрос, почему не сделал уроки, ученик даёт весьма «трогательный» ответ: «У мамы был день рождения». Или: «У нас вчера были гости» и т.д. Короче говоря, что бы ни случилось – уроки должны быть всегда выполнены и выполнены хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять маленькому школьнику с первых его шагов на поприще учёбы.

   Этот момент, пожалуй, является самым важным среди предпринимаемых родителями мер для того, чтобы у ребёнка не сформировалось нежелание учиться. Действительно, если привычка заниматься будет у него твёрдо выработана, то откуда же взяться устойчивому нежеланию учиться? Для него просто не останется почвы. Трудности в учёбе, вероятно, будут, как и у большинства школьников, но в нежелании учиться они не перерастут. Вот почему сформировать такую привычку – дело первостепенной важности.

      Какими средствами это достигается? Очень важно ещё в дошкольном возрасте приучить ребёнка, когда нужно, делать то, что требуется, а не то, что ему хочется. Мы не должны удивляться тому, что домашние уроки не вызывают у малыша энтузиазма. Выполнение домашнего задания в течение дня несколько раз по желанию ученика переносится и откладывается. Нередко оно таким образом переносится на самый вечер, когда для него просто мало времени, так как приближается пора ужинать и спать. Желание подольше погулять, поиграть с товарищами, посмотреть интересную передачу воспринимается родителями как вполне обоснованная причина для того, чтобы отложить уроки «на потом». В результате ученик принимается за домашнее задание усталый, перевозбуждённый, рассеянный.

   Конечно, такое отношение к домашним заданиям попросту недопустимо. Оно воспитывает у школьника отношение к урокам если не совсем уж как к чему-то

необязательному, то во всяком случае, как к делу второстепенному.

   Столкнувшись с первыми же трудностями в учёбе, он не захочет напрягаться ради второстепенных дел, а так как при этом они начнут становиться источником новых и новых огорчений, в конце концов, невзлюбит учёбу.

   Выработка привычки  к выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. А ведь нередко приходится наблюдать семьи, где мама считает возможным несколько раз прервать занятия сына или дочки то затем, чтобы предложить вынести мусор, то послать в магазин за хлебом, не говоря уж о том, что всегда прерывают, если разогрет обед или ужин. Бывает нелегко убедить родителей, что таким образом они воспитывают у ребёнка отношение к урокам как к маловажному и второстепенному делу: получается, лучше сходить к мусоропроводу или в магазин, чем выработать у ребёнка представление, что уроки стоят на первом месте в «иерархии» домашних дел и обязанностей.

   Правильно поступают те родители, кто с самого начала даёт понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты родители.

   Придание урокам предпочтительного статуса становится особенно эффективными при соблюдении двух условий.

   Первое из них: ребёнок ещё в дошкольном возрасте приучен к тому, что, когда родители заняты, им нельзя мешать.

   Вторым условием, способствующим повышению этой значимости, является развитие в семье уважения к умственному труду. Учёба – это всё–таки умственный труд по преимуществу.

    Очень важным моментом в деле выработки привычки к неукоснительности знаний является чёткое установление времени для них. Занятия всегда должны начинаться в одно и то же время. Только какие-то чрезвычайные обстоятельства могут быть причиной смещения времени занятий.

   Ребёнок сравнительно легко принимает изменение своего положения в связи с поступлением в школу, в частности, необходимость заниматься таким малоприятным делом, как приготовление уроков. Самый тяжёлый период – это период включения в работу. Заставить себя приняться за неё, а затем заставить себя работать с полной отдачей сил бывает не просто даже взрослому. Для ребёнка самым трудным и неприятным является начальный период работы. Так вот, постоянство времени, отводимого на занятия, в очень значительной мере способствует тому, чтобы период включения в работу был максимально коротким и облегчённым. Специально проведённые исследования показали, что у школьника, имеющего фиксированное время занятий, к соответствующему часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе. При таком настрое ребёнку практически не приходится преодолевать себя или принуждать себя, принимаясь за уроки. Сформированная установка позволяет свести почти до нуля особо мучительный период втягивания в работу.

   Важный для выработки привычки к приготовлению заданий, состоит в следующем. Необходимо, чтобы у школьника было постоянное место для выполнения уроков. Правильно поступают те родители, которые вместе со школьной формой, портфелем, учебниками и тетрадками приобретают хотя бы небольшой столик и полку для книг.

   Если жилищные условия не позволяют завести для ребёнка отдельный письменный стол, то нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы всегда держать там книги и тетради и не нужно было несколько раз в день перекладывать их туда-сюда. Если такой возможности тоже нет, то надо хотя бы установить время, которое ему выделяется для приготовления уроков за общим столом. Причём никто не должен в это время мешать ему или отвлекать от занятий.

   Нельзя отрицать, что очень важно приучить ребёнка заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела. Этому должны научить его старшие. Без их помощи воспитывать в себе эти качества способны лишь немногие дети.

   Обычно у младших школьников существует два вида для отвлечений: 1) игра – сейчас игра электронная; игра так называемых «неотыгравшихся» ребятишек;

2) деловой повод, так назовём его. То карандаш надо подточить и срочно, вставить стержень в ручку, идёт поиск тетради, учебника, тут пить захотелось или (очень часто) в туалет – и чем больше будет всяких подобных отвлечений, тем тягостнее воспоминания в следующий раз о том, что надо заниматься.

   У ребёнка, для которого частые отвлечения стали обычным делом, работа так и не выходит из начальной малоприятной фазы. Удивительно ли, что он начинает относиться к приготовлению уроков как к ожидающему его мучению и потихоньку их ненавидеть?

   Чтобы избежать этого, следует завести чёткое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет к ним отношения, и приготовлено всё, что нужно для работы. Хорошо установить чёткий и постоянный порядок на рабочем столе, не меняющийся каждый день.

   Менее опасной на первых порах и менее заметной для родителей является вырабатывающаяся привычка заниматься вполсилы. Такие дети вроде бы ни на что постороннее не отвлекаются, но их мысли текут лениво, постоянно прерываясь и в силу этого постоянно возвращаясь на уже пройденное. А это увеличивает время на подготовку домашних заданий.  У малыша не остаётся времени на прогулку, на игры. И ребёнок начинает тяготиться уроками. Поэтому надо обязательно укладываться в 1,5 – 2 часа при подготовке домашних заданий.

   Из всего сказанного мы видим, как важно не упустить момент, когда у детей только закладывается желание учиться, когда ребёнок проникся желанием быть впереди всех. При внимательном и вдумчивом отношении родителей к своим детям появление этого тяжёлого феномена – нежелание учиться – вполне можно предотвратить. Но, как ни прискорбно, случается, что нужные меры вовремя приняты не были и ребёнка, что называется, проглядели, а этого могло и не быть!

   

                     

Сценарий выпускного.

Ведущий: А теперь давайте вспомним, какими же мы были 4 года назад. Самым                                                 запоминающимся для нас всех был 1 класс.

Ученица: Здравствуй, школа! Первый класс Не узнать сегодня нас.

                 Взоры всех людей страны Теперь на нас устремлены.

Учащийся: Форма новая одета,  Белая рубашечка,

                    Поглядите на меня,   Какой я первоклашечка.

Учащийся: Мне учиться очень нравится, Отвечать я не боюсь,

                   Я могу с задачей справиться Потому что не ленюсь.

Учащийся: Лет одиннадцать учиться, Не лениться, а трудиться

                    И от школьного порога В жизнь откроется дорога.

                    Машинисты и ткачи, Трактористы и врачи,

                    Мясорубы и шахтёры, Космонавты и актёры,

                    Водолазы и певцы, Повара и кузнецы –

Все: Все когда-то в первый раз приходили в первый класс.

Учащийся: У каждого в жизни единственный раз

                   Бывает свой первый, свой памятный класс

                   И первый учитель, и первый урок,

                   И первый заливистый школьный звонок.

Ученица: Я на уроке в первый раз, теперь я ученица.

                 Вошла учительница в класс – вставать или садиться?

                 Мне говорят: «Иди к доске». Я руку поднимаю,

                А как держать мелок в руке совсем не понимаю.

                Я на уроке в первый раз, теперь я ученица.

                За партой правильно сижу, хотя мне не сидится.

Учащийся: Становитесь по порядку в мою первую тетрадку!

                   За строку не вылезать, спину прямо держать!

                   Что же вы не слушаетесь? Что же плохо учитесь?

                   Что стоите, как попало? Мне опять за вас попало.

                   Но не знает мой учитель и не знает даже мама

                   Как вас трудно научить, чтобы вы стояли прямо.

Ведущий: Учительница первая, как ясная весна

                  Нам на всю жизнь, наверное, запомнится она.

                  И трудные задачи, и радость светлых дней

                  Удачи, неудачи делили вместе с ней.

Ученица:  Детьми мы были, и подчас шаля, не замечали

                  Во взгляде ваших добрых глаз заботы и печали.

                  Но мы взрослели с каждым днём и ваши все уроки

                  С собой в дорогу мы возьмём, вступая в мир широкий.

Ведущий: Самым трудным, но и самым интересным был для нас русский язык. Благодаря этому предмету мы становимся грамотными людьми.

Ученик: Я пришёл из школы, я учу глаголы

               Мне их выучить – пустяк. У меня свой метод

               Применяется он так, новый метод этот.

               Кричать – кричу, вертеть – верчу,

               Двигать – двигаю, прыгать – прыгаю.

               Я и прыгал, я и двигал, я и топал, я и пел.

               Пел, пока у нас в прихожей вдруг звонок не зазвенел.

               Открываю: наш сосед (он живёт под нами)

               Не причёсан, не одет, в тапках и пижаме.

               Он кричит: «Прошу прощенья, это что – землетрясенье?

               Или может быть слоны надо мной поселены?»

               «Уважаемый сосед, никого в квартире нет.

               Я пришёл из школы, я учу глаголы»

Ученица: Отправляя поздравленье, помни правила склоненья,

                 Род, число и падежи крепко в памяти держи.

                А приставки и частицы – вроде хитреньких зверьков.

                Им охота порезвиться, обмануть учеников.

                Ты к себе их приручи, их привычки изучи.

Ведущий: В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!

                 По лесенке знаний шагайте смелей

                 Чудесные встречи и добрые книжки

                 Ступеньками будут на ней.

Ученик: В каждом доме, в каждой хате, в городах и на селе –

               Начинающий читатель держит книгу на столе.

               Мы дружны с печатным словом, если б не было его,

               Ни о старом, ни о новом мы б не знали ничего.

Ученик: Я книга! Я товарищ твой. Будь, школьник, бережным со мной

               Мой чистый вид всегда приятен. Оберегай меня от пятен!

               Привычку скверную оставь: листая пальцы, не слюнявь!

               Ай, супом ты меня запачкал! Ой, уронил меня ты на пол!

               Мой переплёт не выгибай! Мой корешок не поломай!

               Что здесь за звери? Что за птицы? Странички пачкать, не годиться.

               Опять загнул мои листы, а про закладку помнишь ты?

               Не забывай меня в саду! Вдруг дождь нагрянет на беду.

               Меня в бумагу оберни. Где взял меня – туда верни.

               Запомни! Я твой лучший друг, но только не для грязных рук!

Ученик: Хорошая книга мой спутник, мой друг.

              С тобой интересным бывает досуг.

              Мы время отлично проводим вдвоём

              И наш разговор потихоньку ведём.

              Ты мне говоришь про дела смельчаков

              Про злобных врагов и смешных чудаков.

              Про тайны земли и движенье планет.

              С тобой ничего не понятного нет.

              Ты учишь правдивым и доблестным быть

              Природу людей понимать и любить.

              Тобой дорожу я, тебя берегу,

              Без книги хорошей я жить не могу.

Ведущий: Книга всё тебе расскажет, с ней беседа не наскучит.

                  Край родной она покажет, и любить тебя научит.

Ученик: И прекрасна, и сильна – математики страна.

               Здесь везде кипит работа: все подсчитывают что-то.

               Сколько домнам угля надо, а детишкам шоколада.

               Сколько звёзд на небесах и веснушек на носах.

Ученик: Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать.

               Надо, прежде всего математику знать

               И на свете нет профессий

               Вы заметьте-ка друзья –

               Где бы нам ни пригодилась математика.

Ведущая: В нашем классе есть ребята, которые хорошо учатся, примерно ведут себя, но есть и такие, которые нарушают дисциплину, но не нарочно, а так получается. Они очень стараются исправиться. Все мы стараемся быть вежливыми, культурными, стремимся воспитывать в себе привычку заботиться о других.

Сценка: «Вадим и Кирилл»

Автор: Звонок протрезвонил в положенный срок

            Сергеев Вадим опоздал на урок.

            А вслед за Вадимом явился Кирилл

            И раньше случалось опаздывать им.

            Вот строго учитель взглянул сквозь очки

            И мальчикам встать приказал у доски

            Спросил он Вадима.

Учитель: В какой уже раз являешься ты с опозданием в класс?

                Изволь-ка ответить.

Автор: Сказал он ему.

Учитель: Опять на урок опоздал, почему?

Автор: Знакомый вопрос для него, не секрет,

             Вадим сочинил по дороге ответ.

Вадим: Часы виноваты. Ещё в понедельник Я снёс их в починку, но мастер – бездельник,

             Он мне обещал – починю до субботы. А сам за неделю не кончил работы.

             Что думаю делать, ведь в школе у нас Влетает всегда, кто опаздывает в класс.

             Как вовремя встать мне?  И в эту минуту я вдруг

             Петушиную вспомнил пробудку. Решаю: петух пропоёт во дворе.

             И  я моментально проснусь на заре.  Петух разбудил бы меня, но в леса,

             Его до зари утащила лиса. И я опоздал из-за этого в класс.

Автор: Добавил Вадим и окончил рассказ

            Окончил Вадим и в этот же миг

            Всхлипнул и второй у доски ученик

            Вдоль носа скатились две капельки слёз.

            И задал Кириллу учитель вопрос.

Учитель: Что ж слёзы пускаешь, я в толк не возьму?

Автор: Кирилл огорчённо ответил ему:

Кирилл: До слёз мне обидно, до слёз мне досадно,

               Что я сочинять не умею так складно.

Ученик: Вот каникулы настали!   До свиданья, школа!

              Мы теперь уже с тобой  встретимся не скоро.

              Но как радостно нам после лета золотого

              К твоему порогу, школа, возвращаться снова.

 

               

 

                 

                 

Список литературы для 5 класса

  1. Античные мифы – «Вначале был хаос», «Зевс на Олимпе»
  2. Австралийские легенды
  3. А. Никитин «Хождение за три моря»
  4. А.Д. Лермонтов «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утёс»
  5. А.Д. Кантемир «Верблюд и лисица»
  6. Н.В. Гоголь «Страшная месть»
  7. Н.А. Некрасов «Накануне светлого праздника»
  8. Н.С. Лесков «Приведение в Инженерском замке», «Из кадетских воспоминаний»
  9. Л.Н. Толстой « Севастопольские рассказы»
  10. А.П. Чехов «Налим»
  11. М. Горький «Дети Пармы»
  12. А.И. Куприн «Чудесный доктор»
  13. П.П. Бажов «Каменный цветок»
  14. С.Я. Маршак «12 месяцев»
  15. Е.И. Носов «Варька»
  16. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростыля», «Белогрудка»

        Список литературы для 5 класса

  1. Античные мифы – «Вначале был хаос», «Зевс на Олимпе»
  2. Австралийские легенды
  3. А. Никитин «Хождение за три моря»
  4. А.Д. Лермонтов «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утёс»
  5. А.Д. Кантемир «Верблюд и лисица»
  6. Н.В. Гоголь «Страшная месть»
  7. Н.А. Некрасов «Накануне светлого праздника»
  8. Н.С. Лесков «Приведение в Инженерском замке», «Из кадетских воспоминаний»
  9. Л.Н. Толстой « Севастопольские рассказы»
  10. А.П. Чехов «Налим»
  11. М. Горький «Дети Пармы»
  12. А.И. Куприн «Чудесный доктор»
  13. П.П. Бажов «Каменный цветок»
  14. С.Я. Маршак «12 месяцев»
  15. Е.И. Носов «Варька»
  16. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростыля», «Белогрудка»

        Список литературы для 5 класса

  1. Античные мифы – «Вначале был хаос», «Зевс на Олимпе»
  2. Австралийские легенды
  3. А. Никитин «Хождение за три моря»
  4. А.Д. Лермонтов «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утёс»
  5. А.Д. Кантемир «Верблюд и лисица»
  6. Н.В. Гоголь «Страшная месть»
  7. Н.А. Некрасов «Накануне светлого праздника»
  8. Н.С. Лесков «Приведение в Инженерском замке», «Из кадетских воспоминаний»
  9. Л.Н. Толстой « Севастопольские рассказы»
  10. А.П. Чехов «Налим»
  11. М. Горький «Дети Пармы»
  12. А.И. Куприн «Чудесный доктор»
  13. П.П. Бажов «Каменный цветок»
  14. С.Я. Маршак «12 месяцев»
  15. Е.И. Носов «Варька»
  16. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростыля», «Белогрудка»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Трудовое воспитание"

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из ва...

Родительское собрание на тему: "Нравственное воспитание в семье".

Воспитывая ребенка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Очень важно с малых ле...

Родительское собрание в 3 классе по теме:"Трудовое воспитание в семье."

На подготовительном этапе к собранию  провожу анкетирование детей и родителей. Готовлю тексты для обсуждения. На собрании родители работают в микрогруппах, а затем коллективное обсуждение с...

План-конспект родительского собрания на тему трудовое воспитание

Данное родительское собрание разработано и проведено с целью привития любви к труду....

Родительское собрание с элементами интерактива на тему "трудовое воспитание в семье"

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.  Педагог К.Д. Ушинский писал: ...

Родительское собрание на тему "Трудовое воспитание младшего школьника в семье"

Материал представлен в виде выступления , которое   раскрывает вопросы о необходимости трудового воспитания ребёнка, которое первоначально должно закладываться в семье. Знакомит с некоторыми...