Родительское собрание на тему: "Нравственное воспитание в семье".
материал (2 класс) по теме
Воспитывая ребенка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Очень важно с малых лет учить ребенка доброте, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости, соразмерять собственные желания с интересами других. Чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_v_seme.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме:
«Нравственное воспитание в семье».
Задачи:
-дать определение понятиям «Семья», «Христианская семья», «традиции»;
-познакомить родителей с традициями и культурой в христианской семье;
-формировать необходимость соблюдать христианские традиции в семье.
Форма проведения: лекция учителя.
Подготовительная работа: анкетирование детей, подготовка и оформление класса.
Ход собрания.
1.Лекция учителя.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других.
Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В.А. Сухомлинский.
Воспитывая ребенка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей и детей.
А.С. Макаренко писал: “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми. Воспитание в семье – это основа основ. Всё остальное – детский сад, школа, институт, окружение – дополнительная шлифовка, не более. ”
Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными, и сей час:
“Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели подавать”.
Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”.
Ушинский К.Д. отмечал: “Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”.
Заранее проводится анкетирование детей.
Ответы нужно проанализировать и оформить в виде диаграмм.
Нравственные ценности
Вопросы для детей
1. Каким ты хочешь быть человеком?
2. Кем ты хочешь быть?
3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
4. Без чего нельзя прожить человеку?
5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал?
6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то чтобы ты сделал?
“Основы нравственных отношений в семье”:
Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам.
Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.
Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
Здесь я вам много говорить не буду. А перескажу вам рассказ Л. Н. Толстого “Старый дед и внучек”.
“В одной семье жил старый дедушка: глаза его слезились, руки дрожали, изо рта постоянно бежала слюна. Однажды он уронил тарелку с едой, и ковёр замарался, тарелка разбилась. Сноха заругалась: “ Теперь буду кормить тебя из свинячьей лоханки”. Сказала и сделала. В комнате теперь было чисто. Прошло много времени с тех пор. И однажды родители заметили увлечение сына: он что – то мастерил из дерева вот уже ни один день.
- Что делаешь, родимый? – спросила сына мать.
- Делаю лоханку, чтобы вас потом из неё кормить.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом
Чтобы не каяться потом.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
Какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:
Любовь и взаимное уважение.
Взаимопонимание и взаимовыручка.
Ценность и личная значимость каждого члена семьи.
Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.
Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.
"Мудрость родительской любви"
Лев родится львом, львом и останется.
Человек родится человеком –
человеком может стать.
Белинский
В 1 классе к нам приходит много детей педагогически запущенных, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют учиться, которые не хотят учиться, не умеют управлять собой. Почему? Причин много:
слабое общее развитие;
дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой);
конфликтные ситуации в семье;
один ребенок в семье, неполноценное общение;
чрезмерная любовь к своему чаду.
Что значит любить ребёнка?
Одни считают, что лю6итъ ре6ёнка - это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Эти родители стремятся сочетать свои чувства к ребенку с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности...
Другие уверены, что любить ре6енка - это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – и физических и моральных. Эти родители, к сожалению, не хотят понять, что любовь к ребёнку хотя и очень многое в его воспитании, но не самое главное. («Любить ребёнка – это и курица умеет» - говорил А.М.Горький).
Не хотят понять они и того, что сильное, но неразумное, слепое чувство делает воспитание нелёгким делом и зачастую не приносит радости и счастья ни ребёнку, ни им самим.
О родителях, одержимых любовью, А.С. Макаренко говорил:
«Почему люди здравомыслящие, которые могут хорошо работать, учиться, даже получившие высшее образование, значит, с нормальным разумом и способностями, общественники, которые могут руководить целыми учреждениями, ведомствами, фабрикой или каким – нибудь другим предприятием, которые имеют с очень разнообразными людьми нормальные отношения - и товарищеские, и дружеские, и какие угодно - почему эти люди, столкнувшись со своим собственным сыном, делаются людьми, неспособными разобраться в простых вещах? Потому, что они в этом случае теряют тот здравый смысл, тот жизненный опыт, ту самую мудрость, которую они накопили за свою жизнь. Перед своими детьми они становятся как люди ненормальные, неспособные разобраться даже в пустяках. Почему? Единственная причина – любовь к собственному ребёнку. Никто не может съесть 10 кг хлеба и гордиться тем, что так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры».
Если маленький ребёнок постоянно ощущает на себе передозировку родительской любви, то это прекрасное чувство начинает действовать на детскую душу подобно яду. Почему, например, ребёнок вырастает беспомощным? Или потребителем и эгоистом, считающим, что все обязаны ему, а он никому?
Однозначного ответа здесь не может 6ыть, но бесспорно, что одна из причин - чрезмерное родительское чувство, при котором взрослые не в силах отказать, запретить, строго спросить с ребенка. «Ещё мал!» - оправдывают они с себя. Под этим же предлогом лишают его самостоятельности. «Он ещё не умеет, ему это не по силам...» и т.д.
Неумение же видеть недостатки своих детей делает таких родителей педaгoгически бессильными. Ведь воображаемый ребёнок и реальный не совпадают по своим достоинствам, а отсюда и выбор методов в подходе к нему, увы, не тот.
Какие только оттенки не приобретает родительское чувство, если оно нe подчинено главной цели – воспитать человека! Здесь подмешивается и ложная тревога: "Вдруг заболеет?" или «Кaк бы чего не случилось!», и снисходительность: «Пока мал – побаловать не грех», «Это всего лишь невинная шалость!», и родительский эгоизм: «Не пущу, сиди дома!», "Это плохой мальчик, не играй с ним!», и восторженность: «Развит не по годам!", «Покажи, как ты умеешь!», и неверие в детские возможности.
Одержимые желанием не омрачать радости детства, родители стараются застраховать ребёнка не только от реальных, но и от мнимых случайностей. Они не замечают, что их любовь служит во зло растущему человеку: лишают его самостоятельности, формируют эгоизм, чувство исключительности. Много ли стоит такая любовь, которая не готовит ребёнка к жизни, формирует в нём неправильное представление об отношениях с людьми и, в общем-то, калечит их нравственно.
В результате вырастает человек с потребительскими взглядами, лишенный чувства долга перед родителями и окружающими людьми.
Растут наши дети на благодатной почве не по дням, а по часам. Только и слышишь: «Счастливое у них детство! А мы что видели в свое время?» Вот и стараются некоторые родители дать своим детям все, чего были лишены сами, выполнить всякий каприз любимого чада. Но вот ре6ёнок пошел в школу. Учёба - уже труд, ответственность. Но далеко не все родители стараются внушить это своим детям. Кое – кто смотрит на прилежание сквозь пальцы. «Захромал» ребенок в учебе, значит – устал. Начинают его жалеть, поблажка следует за поблажкой. Так упускается важный момент в формировании человека – научить его преодолевать трудности.
В 15 лет этот «уставший» ребенок начинает пить сухие вина и, не зная труда, одевается по сверхмоде. Но только сама жизнь подтверждает – воспитание ответственного отношения человека к своим обязанностям с детства, высокая требовательность в учебе, приобщение к настоящему, а не к «игрушечному» труду – вот главный путь становления человека.
Виды любви
Любовь умиления – самое печальное, что представить в отношении родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия “можно”, “нельзя”, “надо”. Вот с такой установкой – можно всё – дети приходят в школу. Им можно всё: кричать, бегать, перебивать учителя и товарищей, плохо вести себя в столовой и на перемене. Принцип воспитания многих родителей – делай что хочешь, мне не мешай. А ведь родители в ответе за поступки своих детей, они должны предъявлять к детям необходимые требования и учить тому, что можно, а что нельзя, и не оставлять без внимания ни один поступок.
Недаром народная мудрость гласит:
“Если хочешь испортить ребёнка, дай ему всё, что он просит, разреши делать всё, что он хочет”.
Любовь деспотичная – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке. Он перестаёт верить в человека, ребёнок ожесточается. Родительская власть должна не подавлять волю ребёнка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Любовь откупа – при такой любви родители считают, что их роль заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. В такой семье растут дети, которые не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие, сочувствие. Дети начинают драться, обижать других детей из–за мелочей, пустяка. Дети, выросшие в таких семьях, никогда е посочувствуют своему товарищу, не помогут, а вот смеяться над неудачами других умеют лучше всех.
Важно следить, чтобы ребёнок всегда доводил начатое до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение к делам ребёнка, ваша требовательность. Если он видит, что вы серьёзно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить и поощрять нужно за определённую работу, за приложенные усилия, за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребёнка помогает ему проявить усилие, вырабатывает правильное отношение к любому делу.
Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ.
“Самые счастливые дети бывают у счастливых родителей”
Вопрос: Как вы думаете, имеет ли совесть отношение к семье?
- Если понаблюдать за ребятами из нашего класса, то часто бывает так: несколько дней нет учебных принадлежностей, карандаши не поточены, нет ручки. В учебник никто не заглядывает, наглядного пособия для устного счета нет у многих и сейчас, закладок нет, учебники не обёрнуты и не подписаны.
Ребята могут не прийти на уроки (дополнительные), не имея на это веской причины. Они ученики, и вина за несоблюдение школьных правил лежит на вас, уважаемые мамы и папы. Всем этим вы подвергаете своего любимого, родного ребёнка переживаниям, стрессам.
Кодекс истинного родителя
Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребёнку.
Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам)
Если родители требуют от ребёнка проявлений трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребёнка умения трудиться.
Если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился с раннего возраста к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители е могут обойтись без них.
Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно относятся к своим родителям.
Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребёнок встречается с ними в своём доме.
Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми тёплыми чувствами.
2.Анкетирование родителей.
“Мой стиль воспитания ребенка в семье”
Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в школу, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрее одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
3. Анализ анкетирования.
4. Дискуссия родителей на тему родительского собрания.
5. Подведение итогов.
Итак, главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, к брату.
Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно, - одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах – лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать также любящими счастливыми. Да, всё начинается с семьи, дома – и ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит, ДОБРА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме" Нравственные законы семьи - законы жизни. Острые углы семейного круга"
В этом материале показано отношение родителей и детей. Также разговор посвящён нравственным устоям семьи. Обмен опытом воспитания детей в семье. Знакомство с некоторыми типами неправильного семейного ...
Материал к родительскому собранию на тему "Нравственные законы семьи- законы жизни"
Подобранный материал позволяет обсудить с родителями основные правила семейного воспитания детей , проводится в форме Семе...
Родительское собрание по теме: "Нравственные отношения в семье и в школе".
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справе...
Родительское собрание на тему: Трудовое воспитание в семье
Беседы с родителями о трудовом воспитании в семье...
Конспект родительского собрания по теме: "Нравственное воспитание в семье".
Разработка родительского собрания...
Родительское собрание в 1 классе "Воспитание в семье"
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную личность, ребёнку необходимы родительский пример, родительское слово, родительская любовь! Нельзя перекладывать такое важное дело, как воспитание...