Школьные трудности. Родительское собрание.
консультация на тему

Чернецкая Наталия Владимировна

         С трудностями при  обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто  (чаще они спокойны, уравновешены, здоровы), другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю.  Беда не только в самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребенку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителями, в формировании  у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности, неуверенности в себе, в своих силах.  Беспомощность в обучении проявляется и в снижении интереса к учебе (вплоть до полного отказа  ходить в школу или  учить уроки), и в нарастании  психического и физического напряжения. Весь комплекс этих неблагоприятных факторов является причиной  возникновения невротических реакций и перерастания их в устойчивые формы негативного поведения и реагирования.

Проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, но главное – знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта и терпение родителей и учителя, и их совместная работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemnogo_o_shkolnyh_trudnostyah.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание. Тема: «НЕМНОГО О ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЯХ».

   

         С трудностями при  обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто  (чаще они спокойны, уравновешены, здоровы), другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю.

         Беда не только в самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребенку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителями, в формировании  у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности, неуверенности в себе, в своих силах. Даже взрослому трудно реально

«самооценить» себя, если все вокруг недовольны; для ребенка это задача непосильная.

        Переживания собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителя и родителей. Выражения типа «ты бестолковый», « у меня нет сил с тобой возиться», «это так просто, а ты не можешь научиться», « неужели не можешь постараться?», «ты все равно не научишься», сказанные ребенку, или кому-то в присутствии ребенка: «он у меня двоечник», «ничего у него не получится», совершенно не допустимы. Мама, открывающая тетрадь с тяжелым вздохом, даже если она при этом ничего не говорит, тоже создает ситуацию, в которой ребенок чувствует себя беспомощным, неполноценным. Бабушка, встречающая не очень хорошо успевающего внука вопросом «что ты сегодня получил?», усиливает  и без этого сильные переживания от собственных неудач. Папа, отказывающий сыну во внимании, лишающий его какой-то совместной работы из-за школьных неудач, также делает большую ошибку, обостряя чувство вины и безысходности.  Увы, взрослые и в школе, и дома чаще ругают, укоряют, наказывают ребенка за школьные неудачи и гораздо реже могут оказать  ему реальную помощь. Тактика наказаний бывает разной, и родители редко задумываются, что любые наказания больно ранят:

 «Я заработал двойку

из-за трёхзначных чисел

Мой папа рассердился,

Но голос не повысил.

Уж лучше бы мой папа

Кричал, ногами топал,

Швырял бы вещи на пол,

Разбил тарелку об пол.

Нет, он молчит часами…

Ни слова не проронит,

Как будто я не Павлик,

А кто-то посторонний.

Меня не замечая,

Молчит и за обедом,

Молчит во время чая…

Он с безразличным видом

Меня оглянет мельком,

Как будто я не Павлик,

А стол, или скамейка!

Ни слова не проронит,

Как будто я не Павлик,

А кто-то посторонний.

А мне МОЛЧАНЬЕ В ТЯГОСТЬ!

Я с ГОРЯ  спать улягусь».

                    ( А. Барто)                        

      Рецепт при школьных трудностях, как правило, прост и однообразен: «Больше  заниматься». Однако использовать этот совет на практике не так уж просто. Во-первых, сам, без помощи взрослых, ребенок заниматься, как правило, не может.  Обычно родители работают, а значит,  для занятий остаются лишь поздние часы, когда ни у ребенка, ни у родителей нет сил. Эти занятия чаще всего кончаются слезами, раздражением, упреками, эффективность их  чрезвычайно низка. «Никакого толку от этих занятий» - жалуются родители. Такие ситуации ещё больше снижают самооценку ребенка, он теряет уверенность в своих силах и «сдаётся». «Я неспособный», «я бестолковый», «я не могу хорошо учиться», «у меня никогда, никогда это не получится» – вот проявления того, что психологи называют «обученной беспомощностью».  Мы, взрослые, заставили ребенка поверить в свою беспомощность, мы заставили его отказаться от активного поведения (а активное поведение – это риск, и, прежде всего риск неудачи), мы заставили его бояться собственной неудачи.

      Итак, замкнутый круг: школьные неудачи – недовольство взрослых (плюс отсутствие реальной помощи) – новые неудачи, ещё  большая неуверенность и т. д. Неизбежен отказ ребёнка от работы, и это не лень, не просто «нежелание», это, считают специалисты, «дефект воли» в результате постоянно действующих и неустранимых отрицательных факторов, а каждый новый неуспех только укрепляет установку «отказа».  Часто такой отказ сопровождается раздражением, досадой, «плохим» поведением.

       Беспомощность в обучении проявляется и в снижении интереса к учебе (вплоть до полного отказа  ходить в школу или  учить уроки), и в нарастании  психического и физического напряжения. Весь комплекс этих неблагоприятных факторов является причиной  возникновения невротических реакций и перерастания их в устойчивые формы негативного поведения и реагирования.

       Важно обратить внимание родителей на факторы, усугубляющие школьные трудности, затрудняющие помощь ребёнку.

  1. НЕПРАВИЛЬНАЯ ТАКТИКА РОДИТЕЛЕЙ (по А. И. Захарову):
  • низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания;
  • высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности;
  • выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах    

жизнедеятельности детей;

  • повышенная стимуляция возможности детей, в связи этим частое применение угроз,  

осуждений.

Отрицательно действуют на ребёнка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности такие

2. ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, особенно мам:

  • повышенная эмоциональная чувствительность. Склонность все принимать «близко

к сердцу», легко расстраиваться и волноваться;

  • эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;
  • склонность к беспокойству;
  • противоречивость личности;
  • стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
  • эгоцентризм – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
  • гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

         Нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений («не пойдешь гулять», «не будешь смотреть мультик»), бесчисленных замечаний отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе, уверенности в способности преодолеть трудности. Оправдание себе взрослые находят гораздо чаще, чем ребенку.

Американский психолог     Х. Джайнотт пишет: «Нет на свете матери, которая проснулась бы утром с мыслью и желанием доводить своего ребенка. Мать никогда не станет думать: «Сегодня я буду кричать, ругать и мучить сына (дочь) целый день». Как раз наоборот! Чаще всего мамам хочется, чтобы день был мирным, без криков и ссор. Однако, несмотря на столь похвальные намерения, опять разражается никому не нужная война между родителями и детьми. И снова мы выкрикиваем надоевшие угрозы тоном, который и нам самим вовсе не нравится». Знакомая сценка, не правда ли? Действительно, никто не стремится держать ребенка в страхе, воспитывать его забитым, неуверенным. Часто причина этих конфликтов – школьные трудности.

        Х.Джайнотт предлагает «новый код общения с детьми», основанный на уважении друг к другу и умении общаться. Пользоваться этим кодом нужно и в школе, и дома.

  1. Обе стороны должны помнить о взаимном уважении.                                    
  2. Понимание должно предшествовать советам и наставлениям.  

Особенно важно подчеркнуть второе – необходимость понять ребёнка, понять причину его трудностей, увидеть и понять его переживания, понять без необходимости оправдываться, объяснять свои ощущения. Понять и, главное, знать, как и чем помочь.  Ещё важнее научиться любить  и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка вне зависимости от его успехов. Это трудно, мы ведь привыкли отождествлять человека, и ребенка в том числе, с его делом. Помните:

«Этот чистит валенки, моет сам галоши, он хотя и маленький, но вполне хороший», а этот «плохой – неряха», т.е. мы оцениваем ребёнка самого как хорошего или плохого, а правильнее было бы оценивать не ребенка (он должен быть уверен, что его любят, к нему хорошо относятся), а поступок. Вот поступок может быть плохим или хорошим, его-то можно и нужно оценивать. Особенно осторожным следует быть тогда, когда ребенок сам даёт себе, своим способностям какую-то оценку. Х. Джайнотт приводит такой пример: «Когда сын говорит: « У меня плохо с арифметикой», мало толку дать такой ответ: «Да, считаешь ты плоховато». Также ни к чему не приведут ни упорные утверждения обратного, ни попытки «дешево и сердито» отделаться советами типа: «если бы ты больше занимался, дела шли бы лучше». Поспешно оказанная «помощь» лишь подрывает у ребенка веру в свои силы, а ответ в виде прямого внушения не позволит в дальнейшем доверять вам свои опасения».

        Как снять страх ребенка перед непреодолимым (на его взгляд) трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач? Все это очень сложные вопросы, на которые нет однозначного ответа.

 

Попробуем выделить несколько   ОСНОВНЫХ   ПРАВИЛ.

  1. Не спешите ставить оценку, особенно неудовлетворительную (это учителю).
  2. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, братьями, сестрами, подчеркивая его неудачи или удачи, успехи других детей (это родителям). Часто родители делают это из лучших побуждений: «Видишь, у тебя некрасиво, а у Иры красиво»,  «С Алешей у меня никаких забот не было, а ты сам уроки сделать не можешь, как следует». Всё это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи. Кстати, оценка (оценивание) ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьёзное влияние не только на самоощущение и самооценку. Общеизвестно, что от этой оценки во многом зависит отношение к ребенку одноклассников и взрослых, своих и чужих. Представьте, как неуютно, одиноко и страшно малышу, который не только не может сам справиться с трудностями, но и ощущает вокруг себя неприязнь, чувствует негативное отношение к себе.

«Я всегда с большой тревогой думаю о психозе погони за отличными отметками. Этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников. Калечит их. У ребенка нет в данное время способностей, чтобы учиться на «отлично», а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае, пятерки с четверками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя чуть ли не преступником».

                                                В. А. Сухомлинский

  1. Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите,  

     подчеркните старание ребенка.

     Если  не  за  что  похвалить,  не  ставьте  оценку,  но  обязательно

     подбодрите.  Похвала   одобрение  дают  уверенность  и  способны

     разорвать  «заколдованный  круг»  неудач.  Иная  мама  скажет: «За

     похвалу он и горы готов свернуть», но как-то с укором, осуждением и

     добавит:  «но  хвалить-то  не  за  что».  Да  и  дети  часто  не  могут

     вспомнить, за что мама хвалила и когда.

  1. Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом «что ты сегодня получил?». Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, посочувствовать (увы, такое бывает очень и очень редко), вы все равно не сможете скрыть своего огорчения. На вопрос: «из-за чего ты больше переживаешь, из-за плохих отметок или из-за того, что мама (папа, бабушка) нервничают (волнуются, переживают)?», дети, как правило, отвечают: «от того, что взрослые переживают». Больше того, многих мам первоклассников возмущает «безразличие» ребенка к оценке, и они всеми способами стараются заставить его переживать, а потом удивляются, от чего невроз.
  2. Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоит переоценивать их значение, особенно на первых порах , ведь во второй половине дня работоспособность снижена , сказывается утомление и непрерывная работа больше 15 – 20 минут, порой не по силам. Если вы не будете сидеть все время «над душой», следя за каждым его движением, то это ещё один повод  поверить в собственную беспомощность. Можно и нужно ему помочь разобраться в том, что непонятно, сложно, а дальше предоставить возможность работать самостоятельно. Во время приготовления уроков, или во время занятий не дергайте ребенка, не делайте бесконечные замечания, типа: «опять не так сделал», «положи тетрадь на место», «не вертись», «если бы не отвлекался, давно бы закончил учить уроки» и т. п.
  3. Не ограничивайте любимые занятия из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела. Запреты типа: «не будешь рисовать», «не  разрешаю играть с компьютером, пока не исправишь отметки», не дадут желаемого результата, а наоборот могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы).

Нельзя исключить и такую ситуацию, когда лишение любимого дела вызовет только желание забросить уроки, несмотря на давление родителей, и всякого рода наказания.                                                                                                                                                                                                                                                                                  

     Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребенку возможность

    реализоваться в чем-то другом, доказать (прежде всего себе самому,

    а потом  окружающим),  что  есть  дело,  которое  он  может   сделать

    хорошо, он что-то может без неудач. Если такого дела нет, его надо

    искать и обязательно найти.

  1. Найдите причину трудностей, не скрывая ее от ребенка, объясните, почему что-то не получается, и что нужно сделать, чтобы исправить положение, пообещайте свою поддержку. Подчеркните при этом, что ваше отношение к ребенку не зависит от его неудач.

Проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, но главное – знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта и терпение родителей и учителя, и их совместная работа.

ВИДЫ   И   ХАРАКТЕР   ТРУДНОСТЕЙ   ОБУЧЕНИЯ   ПИСЬМУ

      Практика показывает, что и учителю, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка письма, почерка, его возможную скорость, темп на разных этапах обучения. Но не менее важно знать, какие изменения в почерке, какие нарушения графики и орфографики связаны с отклонениями в состоянии здоровья, а какие проявляются при снижении работоспособности и при утомлении. Есть особенности, обусловленные несоответствием  чисто педагогических требований, а некоторые – функциональными возможностями ребенка, его возрастными особенностями, задержкой в развитии тех или иных функций.

       Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Им необходима специальная система занятий дома. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволят не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения.

       Трудности обучения письму могут быть связаны или вызваны самыми разными причинами: недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения,  моторики, слуха), задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и т. п. Как же разобраться во всем этом учителю? Как выделить тех детей, к которым нужен будет особый подход? Как определить группы риска?

        Читая литературу по этой проблеме, вы можете встретить термины: «дисграфия», «дислексия». Заглянем в словарь.

«Дисграфия» (от греческого dys – приставка, обозначающая расстройство, grapho – пишу) – нарушение (расстройство) письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушениям речевой системы в целом… или недоразвитием речи. В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим  звуковым составом слова.

«Дислексия» - специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

         В нашей школе трудности обучения письму не дифференцируются, не выделяются их виды, характер, проявления. Да и тактика коррекции, как правило, одна – писать больше.

         В то же время следует отметить, дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. Различны происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер.

         Оценка трудностей,  которые  испытывают школьники при обучении письму, во многом субъективна, не имеет достаточно четких критериев, кроме того, основное внимание уделяется показателям почерка – его соответствию графическим нормам, каллиграфической правильности.

Гораздо меньше внимания, особенно на первых этапах обучения, уделяется заменам, пропускам, недописыванию, медленному письму, «описка» и другим нарушениям. Эти нарушения считаются временными, не вызывают особой тревоги и считается, что они пройдут сами собой. Парадоксально, но факт: ребенок, пишущий грамотно, без ошибок, но небрежно, «плохим почерком», будет в поле зрения и учителя, и родителей.  А тот, у кого все «красиво», вне зависимости от ошибок, замен, приставок привлекает меньше внимания (тем  более, что количество таких ошибок невелико, ведь и задания на первых этапах обучения не очень большие по объему, да и основной вид письменной работы – списывание ).

         Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе, и анализируя причины их вызывающие, мы выделяем следующие  группы детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.

Группы риска

  1. Дети, имеющие в анамнезе (истории развития) патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года. (Более 30 % детей).
  2. Дети ослабленные, часто болеющие. Как правило, это худенькие, бледные дети, физически недостаточно развитые, и хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывает столь высокое напряжение, что возникают серьезные школьные проблемы.  

    Значительная часть детей – это дети с различными неврологическими

    нарушениями, черепно-мозговыми травмами.

  1. Дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причем, задержки у этих детей, конечно же, видны еще до школы. Например, ребенок с задержкой в развитии моторных функций, «не любит» рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, играя с конструктором, и даже не умеет завязывать шнурки. Но такая «нелюбовь» не настораживает родителей, и они не принимают никаких мер, чтобы еще до школы исправить положение. Важно обратить внимание на детей, у которых есть задержка речевого развития, особенно – если он занимался с логопедом или посещал логопедический сад. Особого внимания будут требовать медлительные и леворукие дети.

Характер нарушений письма, отмечающихся у детей в каждой из

вышеприведенных групп, имеет свои особенности, но можно выделить в качестве критериев плохого освоения навыка письма или трудностей обучения следующие показатели:

  1. Нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв.
  2. Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при выполнении букв.
  3. Смешение и замена одних букв другими (вместо Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, и т. п.).
  4. Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов.
  5. Очень медленный темп письма, низкая плотность работы.
  6. Тремор (дрожание руки), который проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях, а при сильном треморе – в «бисеринках» утолщений на линии письма.
  7. Трудность выполнения связных движений, «печатание» букв.

Все встречающиеся в письме нарушения можно разделить на три основные группы:

  1. Нарушения письма, связанные с нарушениями моторики, пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций (определяют внешнюю картину письма, отражаются в почерке).
  2. Нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития, с нарушениями фонетико-фонематического восприятия (звуко-буквенного анализа). Эти нарушения отражаются в заменах, пропусках, перестановках, слияниях слов и т. д., а очерк может быть очень хорошим.
  3. Комплексные нарушения – сочетание нарушений первого и второго вида.

      Письмо, воспринимаемое со стороны как целое и связанное, на самом деле (особенно на начальных этапах обучения) является последовательностью (цепочкой) дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что какие-то реакции не закрепляются (например, из-за недостатка времени), какие-то закрепляются неправильно и т. п., то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение, и результаты будут неудовлетворительными.

      Очень важно помнить, любые трудности в процессе обучения письму необходимо заметить как можно раньше и, используя наиболее эффективные меры коррекции, постараться их скорректировать. Иначе неизбежна задержка формирования навыка, нарушение этапности и даже полная невозможность формирования навыка.

      Выполнение двигательного акта письма во многом зависит не только от степени развития моторных функций, но и от особенностей зрительного восприятия, пространственного восприятия, зрительно – моторных координаций.  

        Как правило, у детей с нарушениями моторных функций очень трудно идет процесс освоения конфигурации букв, они никак не  могут понять  соотношение частей, их расположение на строке.  Буквы у них чаще большие, «растопыренные», все линии неровные, много дополнительных штрихов. Пишут эти дети с большим напряжением, и почерк резко ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма.  Чаще всего родители и учитель считают, что ребенок « не хочет», «не старается», ведь все остальное может у него получаться очень хорошо: и чтение, и математика, и др. предметы.  Но, обратите внимание, эти дети плохо владеют ножницами,  «не любят» лепить и рисовать, то есть не любят именно то, что не очень получается.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Чем можно помочь этим ученикам?

          Необходимы самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук:

  • Мозаика
  • Вышивание
  • Лепка
  • Перебирание мелких деталей
  • Вязание
  • Склеивание мелких деталей
  • Нанизывание пуговиц, бусин на нитку
  • Раскрашивание небольших поверхностей картинок

     Ни в коем случае нельзя учить этих детей писать безотрывно, необходимо усилить внимание при изучении каждой буквы на расположение ее частей, направление штрихов. Не торопить, дать возможность писать в «большой» строке (микродвижения для этих детей просто непосильны) и медленно.

     На начальном этапе обучения большие по объему письменные задания, многократное переписывание могут дать обратный эффект, так как эти дети быстро устают. Лучше, чтобы задание было не очень большим по объему, не ограничивалось по времени, а основная задача была -  написать букву правильно. Наряду со специфической коррекцией (специальными комплексами упражнений на развитие тонкокоординированных движений) необходима и неспецифическая коррекция – общее укрепление организма, терпеливое  отношение педагога и родителей.

       Начальный этап обучения у этих детей может быть затянут, не спешите. Ну и конечно, не забывайте хвалить ребенка за малейшее продвижение и никогда не выставляйте на посмешище товарищам, знакомым. Впрочем, эти требования обязательны при любых трудностях обучения.                       

       Довольно часто среди трудностей обучения фигурирует так называемое «зеркальное письмо». Случаи, когда все буквы пишутся зеркально, очень редки. Но бывает, что способность писать и нормально, и зеркально сохраняется на всю жизнь. Особенно у переученных левшей.  Зеркальное изображение букв «З» и «Е» встречается значительно чаще, реже дети путают направление полуовалов и прямой линии с петлей внизу в буквах «у», «з», «д». Основная причина – недостаточная (неправильная) дифференцировка пространственного расположения отдельных элементов буквы или всей буквы, связанная с понятием «правое – левое». Поэтому среди детей с «зеркальным» письмом большая часть – левши, истинные и скрытые.

.     При раннем обучении письму зеркальное изображение отмечается гораздо чаще, чем у семилетних детей и детей старшего возраста. В таких случаях можно говорить о более позднем созревании тех отделов коры головного мозга, которые «отвечают» за пространственный анализ. Но на начальных этапах обучения, подобные нарушения письма могут быть связаны и с тем, что не уделяется достаточное внимание пространственному расположению элементов буквы, подробному разбору траектории движения, направлению движений.  Подобная работа на начальном этапе обучения дает хорошие результаты, коррекция во 2 – 3 классах очень трудна. 

         Говоря о трудностях  формирования навыков письма, связанных с развитием моторики, координации движений и пространственного восприятия, необходимо подчеркнуть, что у этих детей очень медленный темп письма, и эта медленность является как бы вторичной из-за других трудностей. В то же время, в каждом классе есть дети, которые на начальном этапе обучения, не имеют никаких других трудностей, кроме медленного темпа деятельности, а ко второй четверти набирается целый «букет» трудностей. Это трудности «медлительных» детей. Почему и как они возникают? 

         Темп деятельности – характеристика индивидуальная и специфическая, в основе которой особенности высшей нервной деятельности. Темп деятельности мало зависит (особенно у детей) от «хочу» или «не хочу». И с этой особенностью нужно не бороться, а считаться с ней в процессе обучения. Чаще всего эти дети не только медленно пишут, но и медленно говорят, медленно читают, двигаются. Ребенок постоянно торопится, но ничего не получается. Для того, чтобы успеть выполнить все задания на уроке, он «жертвует» качеством письма. Вместо букв успевает выписать нечто подобное, и постепенно такое начертание букв – каракуль закрепляется, появляется сильный тремор, дополнительные штрихи. Но темп работы увеличивается, и он все равно не успевает, и тогда появляются пропуски букв, слогов, слов, не дописываются предложения. Все эти трудности усугубляются тем, что к концу первого года у большей части этих детей развиваются неврозы или отмечаются неврозоподобные состояния, причиной которых является и временной цейтнот (очень сильный стрессорный  фактор сам по себе), и психологическая травма, связанная с неуспехами, неудачами, недовольством учителя и родителей и др. факторы. Так образуется тот порочный замкнутый круг, который затягивает ребенка в число неуспевающих, со всеми вытекающими отсюда последствиями, а «вина» ребенка только в том, что он «медленный».

        Что делать?  Это одновременно и просто и сложно. Просто потому, что медлительный ребенок должен иметь возможность работать (писать) в доступном для него темпе, сложно потому, что он – «медленный» в классе не один. Можно найти варианты работы с такими детьми. В каждом классе есть группа детей, которая медленно работает (по разным причинам). Им можно:  

  • дать отдельное задание  
  • уменьшить объем и темп работы
  • провести контрольное списывание, диктант и т.д.

       Важно понять, что этих детей нельзя подгонять, им надо помочь.

       Значительный процент детей, имеющих трудности обучения письму в начальной школе, составляют школьники, имеющие те или иные отклонения здоровья. 

       Среди них много ослабленных, часто болеющих детей с астеническим состоянием. Это дети со слабым типом нервной системы, они быстро утомляются, не могут сосредоточиться на выполнении задания, легко отвлекаются. Они могут быть чрезмерно раздражительными или вялыми, заторможенными. Любое дополнительное задание, увеличение темпа работы приводят к резкому ухудшению состояния ребенка. Нарушение письма у таких детей могут быть не связаны со значительным искажением почерка, но, как правило, все они не дописывают, переставляют буквы, слоги, пропускают буквы, слоги, слова. Эти пропуски и перестановки не имеют какой-либо выраженной закономерности. Линии при письме пишутся не целыми движениями, а рука ребенка  словно спотыкается о невидимые препятствия, линии корявые с дополнительными штрихами, утолщениями. Все это – отражение тремора, связанного со значительным мышечным напряжением.

         Чем помочь таким детям?

  • Прежде всего, щадящий режим.
  • Терпеливое и доброе отношение.
  • Возможность работать в более медленном темпе.
  • Этого ребенка нельзя подгонять, торопить.
  • Ему нужно уделить больше внимания при изучении  каждого отдельного элемента, каждой буквы.
  • Он должен осознанно (пусть очень медленно) выполнять каждое движение, проговаривая не только каждый звук, но и ход действия. Желательно, чтобы и в дальнейшем ребенок проговаривал все, что он пишет. Конечно, такой ребенок должен иметь возможность не торопиться и при выполнении контрольных заданий.

Очень часто нарушения письма у этих детей связаны не столько со

 степенью сформированности навыка, сколько с его функциональным состоянием, усталостью, сниженной работоспособностью. Поэтому подчеркнем важность:

  • Соблюдения режима.
  • Целесообразность исключения дополнительных внешкольных нагрузок.
  • Недопустимость приготовления уроков по вечерам и т.п.
  • Этому ребенку категорически запрещены многочасовые переписывания домашних заданий, как это чаще всего бывает, сначала на черновике, а потом на чистовике. Чем больше работает такой ребенок, тем хуже результат.
  • Непрерывная продолжительность работы такого ребенка (в медленном темпе, в спокойной  обстановке) не должна  превышать  10 – 15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, и потом можно снова продолжать работу, но общая продолжительность её все равно не должна быть больше 40 – 50 минут.

Выраженные нарушения графики отмечаются у детей с некоторыми нарушениями в развитии нервной системы.

У каждого учителя в классе есть дети, которые всегда доставляют много беспокойства и хлопот. Очень ранимые, раздражительные, плаксивые, они быстро утомляются, с трудом выдерживают урок, на каждое замечание реагируют слезами, раздражением или совсем «замыкаются», отказываются отвечать. У одних отмечается заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи. Все это так называемые «нервные дети», у которых нарушения состояния здоровья не являются болезнью, а относятся к группе «пограничных состояний». Расстройства  со стороны нервно-психической сферы возникают как результат постоянно действующей стрессовой ситуации и как результат тяжело протекающей адоптации. Как правило, учащиеся не успевают в работе за темпом  класса, а при попытке догнать одноклассников или еще больше увеличивают количество ошибок, или совсем отказываются от работы, не в состоянии сделать даже то, что они знают.

      Наиболее сложная картина нарушений письма отмечается у детей, имеющих различные проявления временной задержки или нарушений психического развития. У таких детей трудности формирования навыков письма, как правило, сочетаются с другими трудностями обучения – чтению, математике, а также трудностями психологической адаптации к классу, детям, к учебной деятельности и нарушениями в поведении.

    У этой группы детей нарушения письма характеризуются сильным искажением почерка, искажением смысла слов и фраз, заменой букв, пропуском букв, слогов, слов, зеркальным написанием многих букв. Эти трудности письма видны уже к концу первого полугодия. Такому ребенку нужна специальная медицинская помощь. Поэтому первая задача учителя – доброжелательно, корректно объяснить родителям, что его тревожит, не делая при этом никаких выводов, не давая характеристик,  и порекомендовать (настойчиво) обратиться к врачу – психоневрологу. Кроме того, учитель должен найти возможность и варианты для индивидуальной работы.  

       Трудности в формировании навыка письма испытывают дети с задержкой или нарушением речевого развития. Это дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нарушения фонематического слуха.

       Важнейшим элементом письма на первых этапах обучения является звуковой анализ слов или звуко-буквенный. На этом этапе обучения звуковой анализ слова, выделение фонем, перевод их в графемы осуществляется осознанно и, если в этот момент формирования навыка не уделить достаточное внимание звуко-буквенному анализу, не дать ребенку достаточное и необходимое время для проведения этой работу, успешного формирования навыка не будет. Недостатки обучения на первом этапе закрепятся, и скорректировать их в дальнейшем будет очень трудно. Особого внимания требуют дети с недостатками произношения и слуха, а также дети с фонетико-фонематической недостаточностью. Этим детям необходима специальная и длительная работа с логопедом.

       Анализ трудностей обучения письму показывает, что именно нарушения, связанные с недостатками звуко-буквенного анализа, наиболее часты. Но в практике школы таким нарушениям уделяется меньше всего внимания и времени. Долгие годы считали этот раздел работы на самом начальном этапе обучения быстро и легко усваивающимся большинством детей. Но в конце второго и в третьем классе, когда значительно возрастал объем работы, особенно выполняемых под диктовку и у этих детей выявлялись десятки ошибок, тогда начинали «бить тревогу». Правда, всегда отмечали трудность слов со стечением согласных  (типа «спр», «слн» и т.п.).

       На что же должны обратить  внимание учитель и родители, чтобы не упустить ребенка с фонетико-фонематической недостаточностью? 

Прежде всего, такой ребенок будет работать значительно медленнее других. Почему? Во-первых, потому, что на выделение определенного звука у него будет уходить больше времени, а значит, пауза будет длиннее; во-вторых, удлинение паузы (при общем темпе работы класса) заставить его быстрее, а значит, менее качественно выполнять само движение. Наиболее характерными трудностями в нарушении почерка для такого ребенка будут:

  • нестабильность высоты;
  • нестабильность протяженности;
  • нестабильность наклона;
  • замена букв (замены закономерны: «б» на «п», «д» на «т», «з» на «с»…  «ю» на «йу», «ё» на «йо» и т.п.)

Следует заметить, что в подобных случаях у детей практически не страдает списывание, это-то и смущает учителя. Но необходимо помнить, что при списывании и диктанте совершенно разная последовательность действий. При письме под диктовку действие развертывается от фонемы к графеме, а фонему  нужно выделить и правильно определить. При диктанте отсутствует непосредственная опора на зрительный образ буквы и требуется уже выработанное представление о фонеме и графеме. Логика действий при списывании – от зрительно воспринимаемой буквы к её графическому выполнению. Этот процесс гораздо проще по своей структуре, поэтому трудности встречаются реже.

        Механизм проговаривания  звуков на начальном этапе обучения письму необходим ребенку не только для того, чтобы правильно провести звуко-буквенный анализ, но и для того, чтобы запомнить порядок звуков, входящих в состав слова, особенно, в тех случаях, когда у ребенка имеются и какие-то другие трудности освоения письма. Специальные исследования показали, что при письме первоклассников во втором полугодии с широко открытым ртом (это исключает проговаривание) количество ошибок при письме увеличивается во много раз. Связано это с тем, что многим детям трудно сохранить в памяти последовательность звуков (букв) в слове, особенно в длинном или трудном слове, когда внимание распадается на решение нескольких задач: «как писать букву», «какую писать букву», «в какой последовательности писать букву» и т.п. Они хорошо пишут односложные, короткие слова, правильно пишут буквы, но зачастую переставляют их,  пропускают. Одной из причин подобных ошибок может быть запрещение проговаривать слова. Не следует торопить ребенка, так как, проговаривая он осознанно проводит звуко-буквенный анализ, ему еще трудно запомнить последовательность звуков. На следующих этапах обучения этот процесс уйдет из-под контроля сознания.

        Особенно важно проговаривание для детей с неустойчивым вниманием, низкой работоспособностью.

       Особые трудности при письме отмечаются у детей и с другими задержками речевого развития, с неправильной артикуляцией. Нарушения артикуляции требуют серьезной логопедической коррекции, так как у ребенка с нарушением звукопроизношения чаще всего возникают трудности при обучении. При нарушении артикуляции из процесса письма исключается четкое и, самое главное, правильное проговаривание, а, значит, звуко-буквенный анализ будет затруднен, а во многих случаях просто будет неверным. И даже на последующих этапах обучения, когда проговаривание, как таковое,  вроде бы исчезает(а в действительности при регистрации мышц гортани обнаружено, что оно есть), нарушения артикуляции могут сказываться на письме. Фактически на письме могут проявляться все дефекты проговаривания. У этой группы детей выделяют следующие нарушения письма:

  • пропуски;
  • замены звонких согласных глухими, свистящих шипящими;
  • смешивание букв, сходных по начертанию;
  • искажение слов;
  • слияние предлогов со словами;
  • слияние отдельных слов в предложении;
  • искажение предложения.

Сложность звуко-буквенного анализа, медленность этого процесса тормозят формирование и графических навыков:

  • буквы неровные;
  • не соблюдается высота, ширина букв;
  • очень часто отмечается тремор (дрожание линий).

Чтение у таких детей бывает:

  • медленным;
  • монотонным;
  • побуквенным
  • дети с трудом узнают буквы в тексте;
  • не могут выделить отдельные слова;
  • не делают интонационные ударения;
  • не «видят» фразы;
  • не понимают смысла прочитанного.

Итак, главная задача учителя:

  • увидеть этих детей,
  • убедить родителей как можно быстрее начать работу с логопедом по коррекции звукопроизношения, формированию фонематического слуха, не надеяться, что это пройдет само собой,
  • усилить работу с этим учеником по звуко-буквенному анализу. Следует помнить:
  •  эти дети работают медленнее,
  • направленное внимание на звуко-буквенный анализ ухудшает качество почерка.

      Особая «группа риска» при обучении письму – это леворукие дети. У леворуких детей, особенно при переучивании, проявляется практически весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма. В динамике от первого к третьему классу все показатели почерка могут ухудшаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания "Трудности школьной адаптации"

Работа представлена в виде конспекта, презентации и буклета для родителей учащихся 1 класса. Проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе, можно с помощью несложных тестов. Как сделать, чтобы ма...

"Школьная форма" родительское собрание 1 класс

Школьная форма - обязательная повседневная форма для детей. Какой она должна быть? Давайте разбираться....

"Первые уроки школьной отметки" родительское собрание 2 класс

Задачи собрания:1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.2.Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....

Первые уроки школьной отметки. Родительское собрание во 2 классе

Цели урока:           Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома...

Школьные страхи. Родительское собрание 3 класс

Методические рекомендации по формированию у родителей умения выявлять причины детских страхов и находить пути их преодоления....

Развитие самостоятельности в младшем школьном возрасте. Родительское собрание.

Представлен материал для классных руководителей, педагогов-психологов, родителей по развитию и воспитанию самостоятельности у младших школьников....