Школьные страхи. Родительское собрание 3 класс
консультация (3 класс) на тему
Методические рекомендации по формированию у родителей умения выявлять причины детских страхов и находить пути их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnye_strahi_3_klass.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Карелия
Пряжинский национальный муниципальный район
МКОУ «Ведлозерская СОШ»
Родительское собрание
в 3 классе
Тема: Школьные страхи.
Классный руководитель:
Фёдорова Людмила Ивановна
учитель начальных классов
От 19.10.2016 года
Цель: формирование у родителей умения выявлять причины детских страхов и находить пути преодоления школьных страхов.
Задачи:
- Познакомить родителей с причинами детских страхов
- Повысить педагогическую культуру родителей.
- Развивать систему совместного изучения личности ребенка, его психологических особенностей.
- Выработать совместные требования к уровню воспитанности ребенка.
- Содействовать созданию и поддержанию благоприятного климата в семье, эмоциональному комфорту для ребенка в школе и дома
Ход собрания:
- Здравствуйте уважаемые родители!
Своё собрание я хочу начать с притчи
Шла Чума из города в город и убивала в каждом из них только половину населения. Она знала, что остальные и сами умрут. От страха…
Тема нашего родительского собрания «Школьные страхи»
У каждого из вас ребенок учится в школе и у него наверняка есть страхи.
- Скажите, какие школьные страхи у ваших детей?
- Знакомство родителей с результатами анкеты детей (проведена накануне собрания. Дети должны были написать: Что они бояться в ШКОЛА-ДОМ-ПРИРОДА)
- Анализ ответов детей. Выявлены следующие страхи:
- ШКОЛА
Страх предмета:
- страх оценки, отметки.
- страх наказания, замечания в дневник.
- страх ошибки.
- забыть школьные принадлежность
- забыть, что задано
Страх опоздания:
- страх не успеть в школу,
- страх опоздать на урок;
Страх проверки знаний,
1.техники чтения
2.контрольных и других проверочных работ;
- страх вопросов учителя;
- ДОМ
- ПРИРОДА
- КАК Вы реагируете на детские страхи?
- Успокоительные препараты
- Не обращаю внимания
- Наказание ребёнка –ищет себе привилегии.
4.Причины страхов разнообразны.
Их появление прямо зависит
- от жизненного опыта ребенка,
- степени развития самостоятельности,
- воображения, эмоциональной чувствительности,
- склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности,
- Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.
Детские страхи исчезают со временем…
Существует несколько причин возникновения страха.
- конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, незнакомый человек…). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".
- внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
- детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
- внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
- взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.
- неправильное воспитание Недостаток внимания и наоборот гиперопека могут стать почвой для возникновения страхов у детей. Из своих собственных наблюдений, могу сказать, что «кумиры семьи» имеют гораздо выше степень тревожности, а значит и количество страхов, чем дети, которым не достает внимания родителей.
- невроз, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
5.Как помочь ребенку преодолеть страхи?
Советы родителям
- Рисуем страхи. Рисование является отличным способом того, как можно избавиться от детского страха. Для рисования лучше всего использовать листы ватмана и краски. Попросите ребёнка нарисовать то, что его пугает. Рисуйте вместе с ним, изобразите свою версию событий. После того, как рисунок будет завершён, попросите ребёнка описать рисунок. Обязательно задавайте малышу уточняющие вопросы. Если малыш нарисовал волка, спросите у него, мальчик это или девочка. Если на рисунке изображён пожар, попросите ребёнка назвать причину его возникновения. Активно поддерживайте беседу, хвалите ребёнка. Потом сжечь..(НЕСКОЛЬКО РАЗ)
Для того чтобы избавить ребёнка от страхов, связанных с проблемами социальной адаптации, боязни родительского наказания, замкнутого пространства, психологи советуют использовать предметно – ролевые игры.
- Игры
«Пятнашки». Смысл игры заключается в следующем: вы должны обозначить игровую площадку, на которой находятся игроки. Ведущий должен догонять участников. Тот, кого догнали, становится ведущим. Атмосфера во время игры должны быть как можно более дружеской и весёлой. Обязательно сами принимайте участие в игре, периодически поддаваясь ребёнку.
Эта игра помогает ребёнку избавиться от страха перед наказанием. Кроме того, она прекрасно помогает восстановлению утраченных доверительных отношений между родителями и детьми.
«Прятки» так же является отличным средством для преодоления ребёнком страха темноты, замкнутого пространства и чувства одиночества. Для достижения наилучшего результата позвольте ребёнку быть ведущим. Заранее обговорите те места, где прятаться нельзя, после чего погасите верхний свет, оставив лишь ночник или работающий телевизор.
Однако помните о том, что, если ребёнок проявляет признаки страха, или вообще отказывается от игры, ни в коем случае не принуждайте его, чтобы не усугубить проблему ещё больше.
- Рекомендации родителям.
Научно доказан тот факт, что в 95% всех случаев возникновения детских страхов прямым или косвенным образом к этому причастны родители.
- Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения. Детские психологи отмечают интересную закономерность – чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие – либо детские страхи. Так что постарайтесь, как бы банально это не звучало, меньше нервничать во время беременности.
- ребёнок – это не ваш подчинённый, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама. Замечено, что у детей властных, строгих матерей детские страхи встречаются гораздо чаще, и в более тяжёлой форме. Лечение ---препаратов.
- Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным. Даже если вы почти всё время проводите на работе, или же у вас родился младший ребёнок, или по каким – либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо превозмогая себя, уделять ребёнку внимание.
- Однако и прививать ребёнку чувства собственной исключительности также не стоит. Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.
- Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками –
- Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.
- Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.
Говоря о том, как побороть детские страхи, хотелось бы отметить тот приятный факт, что, к счастью, почти все детские страхи носят временный характер и прекрасно поддаются коррекции. Однако для этого необходимо, чтобы родители со всей серьёзностью отнеслись к данному вопросу. И еще несколько пожеланий.
- Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
- Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".
- Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.
- Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
- Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
- Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
- Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.
Известно, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности..
Когда учеба детей идет трудно, дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. ОЦЕНКА-итог работы для себя и родителей..
Любой родитель точно знает, для чего учится его ребенок
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Учитель в школе даёт знания, как усвоил и применил, не знаем, в этом помощь родителей- контроль, сотрудничество с.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
организация домашнего труда школьника; после школы домой…
приучение детей к самостоятельности.
контроль за выполнением домашних заданий;
Итоги:::::· Для того чтобы повысить успеваемость ребенка, необходимо ему ответственно относиться к учебе!
· Никогда не оправдывайте неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.
Советы:
- приучайте к серьезному отношению к выполнению домашних заданий.
· Учите составлять план изучения предметов.
· Домашнее задание приучайте начинать выполнять с трудного предмета.
· Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
· Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
· Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
· Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
· Не ругайте, а учите!
Какие же причины снижения интереса к учению?
Двойки и нежелание учиться…
1 Причина неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин: врождённые свойства, полученные ребёнком от родителей по наследству, психофизические возможности, обусловленные слабостью нервной системы, особенностями темперамента (медлительность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, рассеянность и т.д.), что делает затруднительным успешное и активное освоение школьного материала.. Но негативная реакция родителей и учителей, постоянные упрёки и отсчитывания могут привести к серьёзным последствиям для здоровья, вызвать отвращение к учению вообще. Когда медлительных детей начинают подгонять, обычно с раздражением и угрозами , они начинают суетиться, делать неверные лишние движения и из-за волнения и страха вообще теряют способность соображать и что-то делать. Чрезмерное же напряжение приводит его к переутомлению, потере контакта с другими детьми, и ребёнок в итоге совсем теряет интерес к учёбе, начинает ненавидеть школу.
2 Причина успешной учёбе может помешать целый воз причин медицинского плана: соматическая ослабленность, нейродинамические, двигательные нарушения, психическая депривация (недостаточность), расстройства психоневрологической сферы и т.д..
Правило: Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
3 Причина - кислородная недостаточность и малоподвижной образ жизни и как следствие плохая успеваемость, быстрая утомляемость, несобранность могут стать прямым следствием, что особенно часто наблюдается у детей, слишком много сидящих дома, спящих с закрытыми форточками. «Неспортивность» ребят, нелюбовь к подвижным играм, длительным прогулкам и походам.
Правило: Утренняя зарядка, занятия физкультурой
4 Причина - В ребёнке ещё с начальной школы сформировалось чувство страха перед школой. Причины могут быть разными: общий тревожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, неумные угрозы родителей. Страх перед школой детям могут передать родители, если у них самих в детстве были проблемы в школе.
Правило: Создавать благоприятный климат в семье. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню. Поддержите в ребёнке его стремление быть школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его положения и деятельности.
6 Причина - Плохая успеваемость часто бывает следствием недостатка силы воли. Лень не может заставить себя и мы взрослые также
Правило: Научить ребёнка управлять собой, обуздывать лень, причём без внешнего давления, - одна из главных и самых сложных задач родителей. Решить её можно вместе с ребёнком, а не в борьбе с ним, и чем раньше, тем лучше втягивать в труд, каждый год увеличивая обязанности. Взрослость - это и есть умение управлять собой.
· родители сами иногда становятся дезорганизующим фактором, когда по не очень уважительным поводам разрешают не ходить в школу, пропускать уроки, создавая у детей отношение к школе как к чему-то необязательному.
· отсутствие режима дня и нежелание трудиться. воспитание детей - это прежде всего самовоспитание. Безалаберная, беспорядочная жизнь семьи весьма расслабляет детей, убивает усердие, вообще желание трудиться.
Пример: Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказывали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, стирать гладить ходить в магазин. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше! Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать насебя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Делайте выводы !
7 Причина: эмоциональный дефицит
Правило: Ребёнку нужны эмоциональное тепло домашнего очага, ощущение безопасности, уверенности в стабильности своего бытия, в том, что его переживания воспримут с пониманием и сочувствием. Это - основа, на которой строится успешное обучение.
8 Причина различие взглядов отца и матери на учение ребёнка. Например, сын получил двойку, и папа устраивает выволочку, а мама становится горой на защиту своего мальчика. Или мама из-за двойки - в слёзы, а папа небрежно бросает: «Ну и что, я даже школу не закончил, а живу не хуже людей». Почему при таком разнобое в позициях мамы и папы сын обязательно должен принимать более прогрессивную (направленную к получению знаний) линию поведения?
Правило: (ограничения, требования, запреты,) должны быть согласованы взрослыми между собой.
9 Причина Интерес к учению может пропасть у ребят с достаточными для школьной программы способностями, если у них каким-то образом подорвана вера в себя (заниженная самооценка). Брошенный в сердцах эпитет типа «бестолковый», «тупой» или что-то в этом роде может застрять в памяти надолго и всплывать в самые ответственные моменты. А реплики «ты что-нибудь соображаешь?», «у тебя чем голова набита?», «когда ты поумнеешь?», «до чего же ты глуп!» прицельно убивают веру ребёнка в себя.
Правило: Человеку нужно, что бы его любили, понимали, признавали, уважали; что бы он был кому-то нужен и близок; .
11 Причина: превышение разумного порога строгости родителей по отношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учебных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность. Чрезмерно строгая, без разбору, родительская реакция на плохую отметку переключает внимание и эмоции отпрыска с огорчения по поводу положения своих учебных дел на другой вопрос, совсем не главный: что мне за это будет и как скрыть от родителей злосчастную двойку?
Правило: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
12 Причина: хуже обычно учатся выходцы из семей, где не сложился культ знаний, поиска истины. Там, где папа всё свободное время проводит перед телевизором или во дворе за домино, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет традиции, непременно получить образование, там и у ребёнка не формируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого. Он начинает чувствовать себя «белой вороной» в семье: почему только его заставляют сидеть за книжками Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия.
Правило:
· Будет очень хорошо, если родители в те часы, когда сын (дочь) должен(-на) делать уроки, тоже возьмутся за свою работу, займутся домашним хозяйством, пойдут на рынок или в магазин, хотя бы сядут за книгу. Будьте примером для ребенка – это самый и ненавязчивый прием воспитания.
13 Причина: родители не приучили ребёнка с малолетства преодолевать трудности, мама слишком резво бросалась помогать своему чаду при малейших запинках. И вот оно в первые годы учится вполне успешно, а в средних классах, где задачки становятся посложнее, предметов - больше, программа - обширнее, сразу пасует, у него пропадает интерес вообще к познанию.
Правило:
· Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
· 14 Причина: не способствует хорошей успеваемости слабый контакт родителей и учителей. Обычно именно из-за этого не удаётся вовремя упредить срыв ребёнка в учении, пропуски уроков и целых учебных дней, отставание по программе, а значит, и помочь устранить пробелы в знаниях.
Существует противоречие. Большинство родителей - частые гости в школе, пока их дети учатся в младших классах, когда они и так, как правило, с воодушевлением учатся, послушны. Родительско - учительский контакт заметно ослабевает в средних классах, когда это воодушевление угасает, появляются трудности в овладении материалом, а стремление к независимости от родителей и учителей намного опережает ответственность за себя.
Правило: регулярно поддерживайте контакт с учителями -это поможет вам выявить возникшие проблемы в начале и тем самым своевременно оказать помощь вашему ребенку.
16 Причина: немалое значение имеет программа школьного обучения
Чем чаще он будет осознавать «это мне в жизни пригодится», чем больше будет практического материала, дающего ответ юному гражданину, как жить в современном мире, тем больше вероятность, что он в школе останется до конца.
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)
Правило первое: не бей лежачего.“Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку.Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное, же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься...Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами.Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школьная форма" родительское собрание 1 класс
Школьная форма - обязательная повседневная форма для детей. Какой она должна быть? Давайте разбираться....
родительское собрание "Школьные страхи"
Тема: Школьные страхи.Цель: формирование у родителей умения выявлять причины детских страхов и находить пути преодоления школьных страхов.Здравствуйте уважаемые родители!Своё собрание я хочу начать с ...
"Первые уроки школьной отметки" родительское собрание 2 класс
Задачи собрания:1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.2.Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....
Первые уроки школьной отметки. Родительское собрание во 2 классе
Цели урока: Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома...
Школьные трудности. Родительское собрание.
С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто (чаще они спокойны, уравновешены, здоровы), другие мучаютс...
Развитие самостоятельности в младшем школьном возрасте. Родительское собрание.
Представлен материал для классных руководителей, педагогов-психологов, родителей по развитию и воспитанию самостоятельности у младших школьников....