Памятка для родителей по исследовательской деятельности младших школьников.
консультация (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_po_issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей.
Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и для родителя. Исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, однако задача родителя – знать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в исследовательскую деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:
· Что такое учебное исследование в школе? (очень немного теории)
· Каковы этапы выполнения учебного исследования?
· Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности?
· Что такое учебное исследование в школе? (очень немного теории)
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Итогом исследовательской работы может быть макет из самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. При выполнении исследования важно, чтобы ребенок опирался на памятку, рекомендованную учителем.
Каковы этапы выполнения учебного исследования?
Выполнение учебного исследования предусматривает несколько последовательных этапов:
· выбор темы исследования;
· выдвижение первоначальных идей;
· сбор материала;
· обобщение материалов;
· реализация проекта (доклад, макет и т.д.)
· защита проекта.
Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности?
На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.
Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей:
· помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
· записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
В ходе сбора материала родители могут посоветовать дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.
На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, приготовить тексты, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.
На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».
Классификация тем для исследовательской деятельности учащихся
Общие направления исследований:
1. Живая природа
2. Человек.
3. Общество.
4. Культура.
5. Земля.
6. Вселенная.
7. Наука.
8. Техника.
9. Экономика.
Основные науки и виды деятельности:
Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование.
Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология человека, деятельность, выдающиеся мыслители.
Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.
Культура: язык, религия, искусство, образование.
Земля: география, климат, строение Земли.
Вселенная: галактики, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.
Наука: математика, физика, химия, астрономия, история науки. Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и строительство.
Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.
Специфическими ключи к поиску и систематизации информации.
Направление - живая природа, область знаний - зоология:
· где живет?
· чем питается?
· основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;
· поведение;
· кто главные враги.
Направление «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели».
· общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;
· характеристика обстановки, в которой рос (семья,
ближайшее окружение и т.п.);
· где провел жизнь;
· первые серьезные работы;
· основные достижения и результаты деятельности;
· основные работы о нем;
· как к нему относились современники;
· как к нему относятся в наше время.
Направление—Земля, область знаний— география. «Крупнейшие озера мира»
· название крупнейших озер;
· их географическое положение, климатические условия; основные характеристики:
· пресные или соленые;
· животный и растительный мир этих озер;
· какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности;
· характеристика экологической ситуации.
Направление "Вселенная», тема «Планеты Солнечной системы»:
o перечень планет;
o происхождение названия;
o общая характеристика каждой:
o размеры;
o удаленность от Земли;
o время обращения вокруг Солнца;
o удаленность от Солнца;
o исследования планеты людьми;
o условия на планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....
Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Памятка. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
Проектно-исследовательская деятельность - эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...