Родительское собрание "Воспитание и обучение детей с ОВЗ"
консультация по теме

Евсеенко Юлия Анатольевна

Раскрыты причины возникновения умственной отсталости, создание специальных условий для детей с интеллектуальными нарушениями. Родителям предлагаются рекомендации по воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание 20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Всем участникам предлагается выполнить  упражнение “Снежинка”.

 

      Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию.

      Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.      

      Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

       Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

-  А сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

- Нашли? Участники отвечают, что они  не нашли.

- А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рождение детей с интеллектуальной недостаточностью  широко распространено во всем мире и составляет до 3% всего населения.

У детей  с «особыми  образовательными потребностями»  наблюдается:

         Стойкое, необратимое нарушение (поражение) познавательной  деятельности вследствие  органического  поражения  головного  мозга (врожденного или  приобретенного),  а также  несформированность  эмоционально - волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга.

         Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математике, чтению, письму). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций.

         Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое  недоразвитие, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ:

     1. Дебильность – это начальная степень умственной отсталости; 
     2. Имбецильность – глубокие нарушения умственного развития; 
     3.   Идиотия – крайне высокий уровень умственной отсталости.

         Для наших  детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем  нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.

          Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе усвоения   учебного   материала. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Восприятием  детей  необходимо руководить.

           Все мыслительные операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам.

        Отличительной чертой  учеников нашей  школы,  является некритичность, т.е.  невозможность заметить свои ошибки, и  как  следствие,  слабая регулирующая роль мышления.

        Основные процессы памяти у этих детей также имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала.

         Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

           Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

          У детей с  интеллектуальной недостаточностью более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. В процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

           Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов:   от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.

            Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта.

         Дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии развиваются негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.

           Дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

          Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, постнатальные). Однако при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.

             У детей поражение нервных клеток ГОЛОВНОГО мозга  может произойти  в период внутриутробного развития, в период РОДОВ  мамы или в  первые ТРИ  года жизни. Многие из детей практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения в СКОШ.

Умственная отсталость может быть как врожденной, так и приобретенной (деменция). 
      
     
Причины врожденных нарушений в головном мозге ребенка: 
      
     •Разные виды травм, материнский алкоголизм; 
     •Внутриутробное инфицирование; 
     • Нарушения гормонального фона у будущей мамы (щитовидная железа); 
     • Резус-конфликт между кровью матери и будущего малыша; 
     •Наследственность. 
      
     
Причины приобретенных нарушений в головном мозге: 
      
     • Родовые травмы, осложненное течение периода перед самими родами; 
     • Асфиксия и кислородное голодание головного мозга (гипоксия) у ребенка в процессе родов; 
     • Инфекционные заболевания ребенка на протяжении первых 12 месяцев после рождения (краснуха, корь, менингит, грипп, полиомиелит, энцефалит); 
     •Плохие условия семейного воспитания. 
      
     
Если умственная отсталость имеется у обоих родителей, то в 42% случаев у них рождается малыш с таким же диагнозом. Если же такое нарушение отмечается только у одного родителя, то вероятность появления умственно отсталого малыша составляет около 20%. У абсолютно нормальных родителей дети с умственной отсталостью рождаются в 1% случаев.

Педагогические условия  воспитания ребенка в семье:

•        Выполнение четкого режима дня - сон, питание, бодрствование, прогулка, занятия;

•        Положительные формы взаимодействия и общения взрослых  с ребенком  и организация положительного общения со  сверстниками;

•         Организация  регулярных занятий с ребенком:

•        Определение времени и место для занятий.

Советы родителям:

•        Надо принять тот факт, что у ребенка есть проблема в интеллектуальном развитии;

•        Необходимо помнить, что ВЫ нужны ему, а ребенок нужен ВАМ;

•        Любите его и радуйтесь ему, и он научится от  Вас любить всех близких;

•        Важно дать ребенку почувствовать любовь к нему всех членов семьи;

•        Важно создать условия в семье для общения ребенка с другими родственниками и  друзьями родителей;

•        Нужно помнить о том, что Вы даете ребенку  образец общения  с другими людьми.

Притча.

А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление педагога психолога на родительском собрании "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в Школе будущего первоклассника....

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"

В представленной презентации и статье к ней, предложенной  для учителей начальных классов, имеющих в своих классах   детей с ОВЗ,  показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...

Родительское собрание на тему "Особенности обучения детей в 4 классе"

Родительское собрание в 4 классе на тему: "Особенности обучения детей"...

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

Аннотация к собранию для родителей будущих первоклассников«Психологическая готовность детей к обучению в школе» Вниманию родителей будущих первоклассников  предлагается ряд реком...