Статья "Что такое дисграфия?"
статья на тему

Валентина Александровна Климова
Статья "Что такое дисграфия?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "Что такое дисграфия?"294.63 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое дисграфия.

Научить детей читать и писать - задача не из лёгких. Казалось бы, такие элементарные вещи, по мнению взрослых, не всегда легко даются ребёнку. Ребёнок может быть гораздо умнее и талантливее сверстников - и при этом допускать нелепые ошибки на письме и при чтении. Например, пропускать буквы: шкла- школа, писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: пар та-парта.

Многие родители, а иногда и учителя считают причиной появления этих ошибок невнимательность и рассеянность. Иногда учитель просто рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребёнка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не единичны, а возникают с упорным постоянством, то ребёнку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушен процесс письма - дисграфия.

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребёнка множество проблем.

Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью её развития. Оно основывается на умении различать звуки, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребёнку необходимо:

- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

- соотнести выделенный звук с определённым образом буквы;

- воспроизвести с помощью движения руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложения на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

        


Если у ребёнка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом - дисграфия ( от греч. « графо»- письмо).

Дисграфия- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Необходимо, чтобы родители и учителя начальных классов знали, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

1) Пропуски гласных букв : всят- висят, комнта- комната, урожй-урожай;

2) пропуски согласных букв: комата- комната, вей- всей;

3) пропуски слогов и частей слова: стрки- стрелки;

4) замена гласных: пище- пищу, сесен- сосен, люгкий- лёгкий;

5) замена согласных: тва- два, роча- роща, урошай- урожай, боказываед- показывает;

6) перестановка букв и слогов: онко- окно;

7) недописывание букв и слогов: чере- через, на ветка- на ветках, диктан- диктант;

8) наращивание слов лишними буквами и слогами: детити- дети, сснег- снег, диктанат- диктант.

9) искажение слова: мальни- маленький, чайщик- чащи;

10) слитное написание слов и их произвольное деление: д ва- два, бойчасов- бой часов, в ся- вся;

11) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замёрзла Речка птицам голодно.- Снег покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно.

12) нарушение смягчения согласных: болшой- большой,толко- только, умчалис- умчались, мач – мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи  


1) нарушения согласования слов: с еловый ветки- с еловой ветки, появилось трава- появилась трава, огромная бабчки- огромные бабочки;

2) нарушения управления: с ветка- с ветки, умчались к чащу- умчались в чащу, сидит стул- сидит на стуле;

3) замена слов по звуковому сходству;

4) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще- в роще, настене- на стене, на бухли- набухли.

5) пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

1) замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш -т, д - в, д - б;

2) замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и - ш, ц - щ;

3) замена букв, имеющих дополнительные элементы: и -ц, ш - щ, п -т, х - ж, л - м;

4) зеркальное написание букв: с, э, ю;

5) пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объём учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

1) безударная гласная в корне слова: вада- вода, чисы- часы;

2) правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп- зуб, дорошка- дорожка;

3) обозначение смягчения согласных;

4) прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет родителю (учителю) как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

( Материал взят из книги Л.П. Барылкиной, И.П.Матраевой,

Л.П. Обуховой « Эти трудные согласные. Как помочь ребѐнку с нарушениями процесса письма и чтения».- М., 2005.)

 Примерный комплекс упражнений

для артикуляционной гимнастики

Упражнения для челюстей

1. Широко открыть рот и подержать его открытым 10-15 секунд.

2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

3. То же в быстром темпе.

4. Лѐгкое постукивание зубами - губы разомкнуты.

5. Повторяется первое упражнение.

Упражнения для губ

6. «Улыбка » - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние нижние резцы.

7. То же сомкнутыми губами и зубами.

8. «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперёд ( зубы сомкнуты).

9. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».

10. Вращательные движения губами.

11. Отставление нижней губы от зубов и дёсен.

12. Втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для языка

(выполняются с широко раскрытым ртом

при неподвижной нижней челюсти)

13. «Болтушка» - движения языком вперёд- назад.

14. «Часики»- движения языком вправо-влево.

15. «Качели »- движения языком вверх- вниз.

а) к верхней - нижней губе;

б) к верхним – нижним зубам;

в) к верхним – нижним альвеолам.

16. Круговые движения языком:

а) по губам;

б) по зубам в преддверии рта;

в) за зубами.

17. « Лошадки » - щёлканье языком.

18. « Лопатка » - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек.

19. « Иголочка » - узкий напряжѐнный язык высунуть далеко вперёд и удерживать 10-15 сек.

20. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».

21. «Желобок» ( «Трубочка» ) – высунуть широкий язык, боковые края языка загнуты вверх.

22. «Чашечка» - широкий язык поднят кверху:

а) к верхней губе;

б) к верхним зубам;

в) к верхним альвеолам.

23. «Грибок»- язык широкий, плоский, присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка - к верхним альвеолам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....