Толерантность в современной школе.
консультация (3 класс)

Иванкина Наталья Владимировна

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

 Плавать под водой, как рыбы, 

Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу 

 Что такое «толерантность?» В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина "толерантность" объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 Общешкольное родительское собрание.

Тема: Толерантность в современной школе. 

2 слайд 1 Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу 

2 слайд 2 Что такое «толерантность?» В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина "толерантность" объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. 

3 Толерантность трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. 

4 При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п. 

5 слайд 3 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. 

6 Толерантность - гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. 

Проблема. Проблема состоит в том, что в наше время люди стали менее терпимыми, все менее толерантными. И я хочу разобраться в том, что такое толерантность и как добиться ее, ведь толерантность – это дорога к миру. Проблема состоит в том, что в наше время люди стали менее терпимыми, все менее толерантными.

7слайд 4.  Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. 

8 Принципы воспитания толерантной личности. Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов и родителей реализуется ряд принципов. 
Виды. В дифференцированное понимание феномена толерантности входят:

естественная толерантность - открытость, любознательность, доверчивость, - свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»);

моральная толерантность - терпение, терпимость, ассоциируемая с «внешним Я» человека (толерантность типа «Б»);

нравственная толерантность - принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»).

слайд 5. Интолерантность - нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость – не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он чувствует. Интолерантные личности делят мир на черный и белый. Для них есть только два вида людей – хорошие и плохие и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему – то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо нет.

Слайд 6. Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Рисунок3

Слайд 7. Толерантности мешают стереотипы и предрассудки.

СТЕРЕОТИПЫ - это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки употребляют наркотики».

Слайд 8. Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.

Слайд 9. Как воспитать толерантного человека? 

  • Слайд 10. Родители должны:
  • Во-первых, не обижать ребёнка.
  • Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
  • В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но, в то же время, и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
  • В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
  • В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
  • В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Слайд 11. Тест для родителей 

«Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» 

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы: 

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы: 

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

Слайд 12. 3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы: 

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете

рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки: 

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой: 

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,

что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Слайд 13. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Слайд 14. Правила воспитания.

Если ребенка постоянно критиковать, он учится

ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится

агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится

замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить

с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится

принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится

верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится

быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится

верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится

находить любовь в этом мире.

Слайд 15. Бывают дни, годы, десятилетия… когда сложно 

Слайд 16. Бывают секунды. Минуты… от которых зависит очень многое

Слайд 17. И в эти секунды нельзя допустить ошибку… иначе после этого не останется ничего, кроме боли

Слайд 18. И в эти минуты так важно сказать главные слова вспомнить, что есть нечто большее

Слайд 19. Любовь к человеку просто за то…что он человек

Слайд 20. Ради поколений мы жмём друг другу руки  и строим мосты

Слайд 21. Россия – наша общая Родина!

Наши дети - наша жизнь!

Их жизнь в наших руках.

Поможем им не быть вовлеченными в бессмысленные агрессивные действия провокаторов и сохранить свои хрупкие жизни.

Слайд 22. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать начатую нами историю, основанную на принципах толерантности.

Слайд 23. Мы получим больше, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Мы живем, потому что мы разные.




Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по теме «Воспитание младших школьников»

Ребенок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родителей, для учителей и воспитателей. Он впервые включается в общественно значимую деятельность — учение. Основная задача школы состоит в том, чтобы вооружить учащихся знанием основ наук, сформировать личность, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Задача эта очень сложная и может быть решена в процессе всей учебно-воспитательной работы школы. Успешному решению ее способствует комплексный подход к воспитанию. Его сущность рассматривается как наиболее адекватное современному периоду средство совершенствования воспитательной практики, методологическая основа деятельности по формированию всесторонне развитой личности, утверждения норм и принципов социалистического образа жизни. Перед школьной воспитательной практикой стоит задача обеспечения единства всех сторон воспитания и прежде всего идейно-политического, трудового и нравственного.

Вместе с тем каждое направление коммунистического воспитания обладает относительной самостоятельностью и имеет, свои особенности осуществления, собственные критерии и показатели эффективности, относящиеся как к ходу воспитательной работы, так и к развитию личности школьника.

Важной задачей воспитания является развитие у всех школьников самостоятельности, инициативы, активной позиции по отношению к окружающему миру.

Позиция личности — это устойчивая, осознанная система отношения личности к обществу, труду, другим людям, самому себе, обусловленная системой социальных ценностей данного общества. В школьном возрасте такая позиция только складывается, формируется. Этот процесс длительный, его течение определяется не только школой, но и семьей, влиянием всей окружающей ребенка среды. Протекает он далеко не гладко, и школе ежедневно приходится решать целый ряд сложных воспитательных проблем.

Комплексный подход предполагает учет в воспитании возрастных особенностей детей, соблюдение принципа преемственности. Характер взаимодействия идейно-политического, трудового и нравственного воспитания на различных этапах возрастного развития школьников разный. Необходимо учитывать восприимчивость того или иного возрастного периода к определенной, ведущей стороне воспитания, что ни в коем случае не означает, что она единственная. Для младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание, когда дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

Мы должны стремиться к целостности, единству всех наших воспитывающих влияний: получение младшими школьниками доступных общественно-политических знаний должно быть вместе с тем их эмоциональным переживанием. А чувство, переживание должно переходить в деятельность. Это одна из сторон комплексного подхода к воспитанию. У первоклассников уже имеется некоторый запас представлений о Родине, они много слышали и знают о В. И. Ленине, о коммунистах, деятельности комсомольской, пионерской организаций. Но знания эти отрывочны и лишены системы. Формируя общественно-политические представления детей, нам следует обогащать и углублять их.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» особое внимание обращается на необходимость коренного улучшения подготовки молодого поколения к труду. В настоящий период развития социалистического общества и школы соединение обучения с производительным трудом, включение учащихся, начиная с младшего школьного возраста, в систематический посильный общественно полезный труд является одним из основных условий успешного становления личности гражданина и труженика. У школьников постепенно накапливается собственный трудовой опыт, который необходим для осознанного отношения к учебе, к своим общественным обязанностям, к будущей трудовой деятельности.

Основная задача школы в настоящее время состоит в том, чтобы воспитать образованного человека, труженика с высоко развитым идейно-нравственным сознанием, умеющего творчески мыслить, отдавать свои силы и способности делу народа, защищать завоевания социализма.

В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании изложены главные принципы обучения и воспитания: единство обучения и коммунистического воспитания, сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства; научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры. На основе этих принципов и разрабатываются конкретное содержание и методика воспитательной работы в начальных классах.

Став школьниками, дети многое будут делать в первый раз. И от того, какими будут эти первые шаги в школе, часто зависит и дальнейшее отношение ребенка к учению, учителям, труду, октябрятской работе, к своим сверстникам и другим людям.

На первых порах важно оценивать успехи ребенка не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчеркивая его развитие и продвижение. При этом важно отметить старания ребенка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, в труде, в общественной работе.

Многие важные черты духовного мира ребенка, его нравственного облика закладываются в начальных классах. Именно здесь ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли и нравственного облика. Если в воспитании детей в начальных классах упущено что-то существенное, то эти пробелы, даже если они не замечены в начальных классах, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придется иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Причины и источники многих успехов и неудач в воспитании подростка надо искать в реальном процессе воспитания, первых лет обучения детей в школе.

Содержание начального образования, методика обучения являются основой для совершенствования процесса воспитания, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Для воспитания огромное значение имеют содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя — воспитателя, взрослого человека, который передает свое мировоззрение, культуру, жизненный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которые направляют развитие детей и определяют особенности их формирования.

Воспитание является двусторонним процессом, включающим в себя, с одной стороны, воспитательную работу педагога, с другой — объект этой работы — детей, участвующих в активной деятельности под влиянием воспитателя, его целенаправленных педагогических воздействий.

Единство целей коммунистического воспитания объективно требует систематического и последовательного педагогического руководства развитием детей. Воспитание предполагает формирование у учащихся нравственных понятий и убеждений, формирование высоких моральных чувств, выработку прочных навыков и привычек коммунистического поведения, формирование волевых черт характера и преодоление отрицательных.

Задача коммунистического воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние побудители личности, воспитать чувства долга, чести, ответственности, достоинство.

Конкретные задачи воспитания советских школьников на современном этапе развития школы определены «Примерным содержанием воспитания школьников». В этом документе раскрыты виды деятельности, в которых реализуются задачи и процесс воспитания, конкретное содержание воспитания и организационные формы различных занятий со школьниками.

В «Примерном содержании воспитания школьников» указано, что у младших школьников необходимо формировать начала коммунистического мировоззрения и нравственности, общественную активность, ответственное отношение к учению и куль-ТУРУ умственного труда, сознательное отношение к труду, общественно полезной работе и народному достоянию, глубокое уважение к людям труда. В учебной и внеучебной деятельности у младших школьников надо воспитывать понимание того, что хорошо и что плохо, что справедливо и несправедливо, стремление и умение поступать хорошо, действовать справедливо, У ребят воспитывается любовь к родному дому, к родным, семье, к защитникам Родины, дружелюбное отношение к людям других национальностей, потребность говорить правду, быть честными. Дети должны научиться дружно жить в коллективе, сообща учиться, трудиться, играть, быть хорошими товарищами и коллективистами. У них воспитывается доброжелательное отношение к людям, к старшим и сверстникам, стремление приносить посильную помощь окружающим, быть трудолюбивыми, вырабатывать привычки культурного поведения. У детей воспитывается потребность беречь природу, защищать животных. У младших школьников формируется понимание ответственности перед старшими, перед группой октябрят и пионерами за свои поступки, ответственное отношение к своим словам и обещаниям. Одновременно с этим воспитывается умение удерживать себя от эгоистических поступков, преодолевать недисциплинированность, вырабатывать отрицательное отношение к нарушениям школьных правил, правил октябрят, пионерских законов, т. е. воспитывается умение сопротивляться плохому, противостоять дурному влиянию.

Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для младшего школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности.

Организуя воспитательные воздействия, педагоги должны знать внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем происходят под влиянием внешних факторов. Если воспитатели этого не знают, можно прямо сказать, что в значительной мере они действуют наугад, вслепую. В школьной практике постоянно происходит нравственная оценка поступков детей, их взаимоотношений в коллективе. Но отношение разных детей к одним и тем же нравственным требованиям и, соответственно, оценка их выполнения зависят от многих субъективных факторов: какие мотивы поведения и деятельности у каждого ребенка являются реально действующими, как складывается направленность его личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте. Исходя из этого школьник может по-разному воспринимать как смысл предъявляемых требований и оценок, так и смысл своих и чужих поступков. Так, например, при осуждении взрослыми один ребенок испытывает чувство стыда за свой поступок, он понимает, что несправедлив, сделал больно другому, не смог сдержать себя, совершил плохой поступок, что оценка взрослым его поступка справедлива; другой — только боится наказания, ему не стыдно за свое поведение, его переживания связаны главным образом с чувством страха: вдруг учитель расскажет родителям и те его накажут; третий — вовсе считает, что осудили неправильно, он обижен за себя, убежден, что его осуждают несправедливо, что его поступок единственно правильный, он просто отомстил товарищу и что так делать надо всегда. Выходит, что воспитатель воздействует на детей одинаково (осудил за плохой поступок), а каждый ребенок воспринимает его воздействие по-своему, вкладывает в ситуацию свой собственный личностный смысл. В том случае, когда понимание ситуации у педагога и ребенка едины, хотя глубина и всесторонность понимания различны, воспитательное воздействие эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности в начальной школе

Что такое толерантность. Как формировать толирантность у учеников начальных классов...

Cтатья 1 КЛАСС ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ (МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТ Классный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)

1 КЛАССДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ(МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТКлассный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)...

Статья в журнале "Современная школа" "Развитие интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса на уроках окружающего мира." Раздел "Урок в современной школе"

В статье представлен материал о возможностях педагогов работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса....

Доклад "Особенности современной школы и современных требований к школьникам".

Особенности современной школы и современных требований к школьникам....

Сочинение - рассуждение "Современная школа - современный учитель"

Современный учитель – это профессионально - компетентный педагог. Если   мы, учителя, будем компетентны в своей работе, то наши дети будут стремиться к сотрудничеству с нами, а если у ...

Современные подходы в реализации здоровьесберегающих технологий в современной школе

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, а также воздействие...