Родитель и учитель - как наладить эффективное общение?
статья на тему
- Родительское собрание
- Вы пришли поговорить с учителем
- Учитель вызвал вас для разговора
- Если разговор не удался…
Многие родители не умеют общаться с учителями! Да, да, это детей на «подготовке в школе» учат, что когда Марьиванна войдет в класс, нужно встать, если хочешь ответить – поднять руку и так далее. А родителей ничему подобному не учат! Исправляем этот промах!
Родительское собрание
Родительские собрания носят информационный характер. Учитель проясняет организационные моменты, общие для всего класса и не будет на нем распространяться непосредственно о вашем ребенке. Это, во-первых, не интересно другим родителям, а, во-вторых, не вполне корректно. Если у вашего ребенка есть учебные проблемы, вряд ли вы захотите, чтобы это становилось предметом всеобщего осуждения, правда?
” Не надо тянуть руку и спрашивать «как там мой?» или «почему за последнюю контрольную поставили тройку, я смотрел, там твердая четверка». Все это повод для индивидуальной беседы с учителем.
Вы пришли поговорить с учителем
Разумеется, желание поговорить с учителем у вас возникает. Но неплохо помнить, что, как в анекдоте, «вас много, а я одна». Если педагог побеседует с каждым родителем на протяжении часа, это уже 30 дополнительных рабочих часов в неделю! Поэтому было бы неплохо соблюдать простые правила, которые существенно облегчат жизнь и вам, и учителю.
Заранее договоритесь о времени встречи, удобном и вам, и педагогу. Не надо поджидать после уроков и на перемене, поскольку вы «буквально на минуточку». У учителя могут быть свои планы именно на эту минуточку!
Заранее сформулируйте список вопросов, адресованных педагогу. Ответ на вопрос «ну как там мой» дать непросто. Поэтому сразу обозначьте и конкретизируйте темы, которые вас беспокоят. К примеру «нам плохо дается чистописание, посоветуйте упражнения, которые будут полезны». Или «мне кажется, что мой ребенок не ладит с Вовой (Машей), не становится ли это проблемой в классе и что можно предпринять»?
Возможно, у вас есть важная информация, которую нужно сообщить учителю. Постарайтесь сформулировать ее максимально практично. Рассказ, что у школьника хронический ***ит, не произведет должного впечатления. «Ну и что?» – думает педагог, который впервые слышит о такой болезни. Поэтому пожелания должны быть конкретизированы: «не давать сладкого» или «посадить за первую парту». Если в семье есть проблемы, которые ребенок тяжело переживает (к примеру, смерть кого-то из близких родственников), об этом тоже стоит рассказать учителю.
Иногда родители полагают, что чем больше информации о ребенке они сообщат учителю, тем лучше, и составляют биографию своего чада чуть ли не с пеленок. Не нужно этого делать – ни один педагог не удержит в голове подробное досье на всех воспитанников. Сообщите то, что может быть важно учителю – о талантах и увлечениях вашего малыша. «Любит рисовать», «ходит в музыкальную школу, класс вокала», «любит животных, занимается в клубе юннатов».
” «Легко обижается», «будет делать задание, только если его развеселить» и «если он не решает задачу, нужно его еще раз попросить» - важная информация для няни, а не для педагога. Учитель – не няня!
Учитель вызвал вас для разговора
Любой родитель в этот момент сам ощущает себя немного школьником. Поэтому, увы, часто «проваливается» в одну из трех позиций.
Агрессивная: меня вызывает на бой злобный дракон, которому я должен противостоять, чтобы защитить ребенка. Лучшая защита – это нападение. Не слушать, что мне говорят, а обвинять и запугивать!
Виктимная: меня вызывает в пещеру злобный людоед, чтобы съесть вместо ребенка. Если я сразу признаю себя во всем виноватым, со всем соглашусь, буду поддакивать и просить прощения, то меня, быть может, не съедят.
Ассоциативная: «мы» получили двойку, «мы» плохо вели себя на уроке, и теперь учитель хочет обвинить «нас», что «мы» плохой ребенок и плохой воспитатель. Ведь мы с ребенком – одно целое!
Все три позиции очень непродуктивны. Помните, что вы и ваш ребенок – это два разных человека. А еще - вы не адвокат и не надзиратель при ребенке, вы его воспитатель! Если возникает проблема, ее нужно решать сообща с учителем на равных.
” Именно умение быть с педагогом на равных определяет, насколько эффективно будет ваше взаимодействие. Помните, вы теперь одна команда!
Подробно выясните, в чем заключается проблема и в чем, по мнению учителя, ее причина. Не отрицайте сразу – возможно, вы «за деревьями леса не видите». Возьмите время на раздумье, проанализируйте ситуацию, поговорите с ребенком. Возможно, это педагог чего-то не знает – например, ваш ребенок срывает урок, потому что его исподтишка дразнит одноклассник. Старайтесь избегать обвиняющих и оправдывающихся интонаций – неважно, кто виноват в возникновении проблемы, важно ее решить.
Если разговор не удался…
Возможно, вы последовали всем нашим рекомендациям, а взаимопонимания достигнуть так и не удалось. Это не часто, но бывает. В таком случае предложите педагогу совместно обратиться к третьей стороне: школьному психологу или завучу. Иногда свежий взгляд постороннего человека сам по себе гасит конфликт. Порой для оптимального решения требуется именно «административный ресурс», к примеру, перевести ребенка в другой класс, или проводить часть занятий в индивидуальном порядке.
” Не стоит обращаться «в инстанции» сразу, через голову учителя. Даже не соглашаясь с вашим мнением, он искренне заинтересован в решении конфликта.
Наконец, не нужно предлагать учителю подарки, деньги, синекуру (давайте вы будто бы будете репетитором моего ребенка, а мы вам заплатим). Учитель – не рэкетир, от которого нужно откупиться любой ценой. Учитель друг и вам, и вашему ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Конфликты родителей с учителями. Как найти общий язык родителям с учителями?"
В современной школе очень актуальна проблема родителей и учителей. Если учитель рационально будет учитывать индивидуальные особенности учеников и их родителей, психологическую совместимость отдельных ...
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ»
МОУ ДОД «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Составитель: Ермолович Л.Г. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ» «Родители, -...
"Активные формы взаимодействия с родителями - одно из условий развития эффективности воспитания"
Отчет о работе с родителями за 2014 - 2015 уч.год...
Доклад на МО учителей начальных классов «Эффективность трудовой деятельности с обучающимися с ТМНР»
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Основное назначение образовательных организаций – подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в окружающем социум...
Советы родителям как помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками
Как наладить отношения ребёнка с однокласниками советует педагог-психолог МБУ Городского центра психолого-медико-социального сопровождения "Индиго" Екатерина Кудрявцева...
9 советов родителям как помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками
Если ребёнку плохо в классе....)))...
- Мне нравится (1)