О проблемах возникающих у родителей с детьми в возрасте 10—12 лет.
консультация (4 класс) на тему

Калинкин Сергей Михайлович

В младшем школьном возрасте ре­бенок больше общается с родите­лями, находясь как бы под их по стоянной защитой от внешнего мира. Начиная с 10 лет, общение со взрослыми, осо­бенно с родите­лями, уходит на второй план, а на первом — обще­ние детей друг с другом. Резко снижается авто­ритет родителей. В младших классах мама говорит, что надо хоро­шо учиться — ребенок старается. А у под ростков развивается внутренний про­тест против всего, на чем настаивают ро­дители, прежде всего — против учебы. «Не хотим учиться, хотим развлекаться и веселиться». Поэтому и класс не ста­новится для подростка тем коллективом, в котором ему комфортно жить и об­щаться со сверстниками, отсюда и не­желание ходить в школу. Зато появля­ются новые друзья в дворовых или уличных компаниях, новые «авторитеты» и «ку­миры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_s_10-12-letnimi_detmi.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

О проблемах возникающих у родителей с детьми в возрасте 10—12 лет.

Подростковый возраст от 10 до 15 лет очень важен для всей жизни человека. Именно в эти годы происходит перестройка всего организма: и физиологическая — под действием гормонов идет половое созревание, и психологическая — ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками, то есть начинает развиваться общественно-полезная деятельность.

В младшем школьном возрасте ребенок больше общается с родителями, находясь как бы под их по стоянной защитой от внешнего мира. Начиная с 10 лет, общение со взрослыми, особенно с родителями, уходит на второй план, а на первом — общение детей друг с другом. Резко снижается авторитет родителей. В младших классах мама говорит, что надо хорошо учиться — ребенок старается. А у под ростков развивается внутренний протест против всего, на чем настаивают родители, прежде всего — против учебы. «Не хотим учиться, хотим развлекаться и веселиться». Поэтому и класс не становится для подростка тем коллективом, в котором ему комфортно жить и общаться со сверстниками, отсюда и нежелание ходить в школу. Зато появляются новые друзья в дворовых или уличных компаниях, новые «авторитеты» и «кумиры».

Мотивация учебы

«За лето мой десятилетний сын превратился в уличного мальчишку. В начальной школе не могли заставить погулять, теперь невозможно „загнать “ домой…»

Ничего страшного в этом нет. У ребенка появился свой круг общения — дворовая компания. В этом маленьком коллективе у ребят общие игры, общие интересы, и, главное, эти интересы совершенно другие, отличные от взрослых, направлены они на общение детей друг с другом. Идет своеобразная подготовка и адаптация к взрослой жизни, к самостоятельности, потому что в этом коллективе ребенок решения принимает сам, без мамы и папы. А оторваться от дворовойкомпании очень трудно, особенно и первые недели нового учебного года, отдыхать летом намного приятней, чем учить уроки. Для учебы нужна мотивация.

«Дочери одиннадцатый год. В начальных классах училась хорошо, никогда не было проблем с приготовлением домашнего задания. После лета с большой неохотой ходит в школу, а уроки делает чуть ли не со скандалом. Зато готова часами играть в “стрелялки“ на компьютере…»

Убедить «разболтавшуюся» за лето дочь начать учиться вы сможете, если только найдете мотивацию для учебы. Поговорите с ней, возможно, не один раз. Постарайтесь выяснить, чего же она хочет, какой видит себя во взрослой жизни, к чему стремится в будущем и чем увлечена сейчас. Именно сегодняшние интересы помогут стимулировать рабочую активность в школе. Например, любит животных, хочет стать ветеринаром — для получения высшего образования врача-ветеринара необходимо хорошо закончить школу. Если все интересы сводятся только к игре в«стрелялки», тогда стимуляцией учебы может стать разрешение играть на компьютере.

Позволяйте сидеть за компьютером только после того, как дочь выполнит домашнее задание, и родители его проверили. Все хорошо—тогда можно разрешить поиграть на компьютере, но не более двух часов. То есть развлечение идет в качестве вознаграждения. Разумеется, такой подход к учебе собственного чада требует от родителей значительно больших усилий, чем когда ребенок предоставлен сам себе.

Семейный капитализм

Услышала от знакомых, что со своим 10-летним сыном они рассчитываются за отметки: «пятерка» — пять рублей, «четверка» — четыре рубля, «тройка» — ничего не дают, а «двойка“ — сын возвращает родителям два рубля. Разве можно так?..»

В принципе, ничего плохого в этом нет. Как бы грубо это ни показалось — ребенок учится за деньги—здесь цель оправдывает средства, у ребенка есть мотивация, чтобы учиться лучше. Еще нет «привязки» к реальной жизни, 10-летний мальчишка не понимает, зачем ему учиться сейчас на «пятерки» и «четверки», и вообще, зачем учиться, когда можно на улице целый день в футбол играть или в кино сходить. А так можно учебой «заработать» деньги на какую-то давно желанную вещь, например, на плейер — что же здесь плохого? Такая мотивация учебы очень эффективно «работает» в наше время. Если ли хотите — капитализм входит в маши сммьи.

«Мои 11 летняя дочь не хочет носить в школу одежду, которую я ей купила, заявила мне: „Эту юбку и кофту будешь носить сама, а я хочу костюм, как у Лены“. А у Лены богатый папа, у меня таких денег нет. Что мне делать?..»

Маме надо было сразу покупать одежду для дочери только вместе с ней, обсуждая с дочкой, что покупать. Найти компромиссное решение между желанием дочери и возможностями родителей. Родители не должны унижать и порабощать себя в угоду ребенку — это «перегиб ситуации», а попытаться найти общее решение, устраивающее обе стороны. Необходимо научиться договариваться с ребенком именно в возрасте 10—11 лет. Не научитесь теперь — с 16-летней не договоритесь никогда. Возвращаясь к конкретной ситуации «костюма, как у Лены», предложите дочери заработать самой на этот костюм. Не когда-нибудь, а теперь. И это«зарабатывание» совсем не обязательно должно выражаться в денежном эквиваленте. В 11 лет еще не отправишь на «летние заработки», а вот домашняя работа вполне по силам. Возможен такой вариант: «Ты месяц пылесосишь и моешь полы в квартире, и тогда мы идем покупать с тобой тот самый костюм».

Об авторитетах и кумирах

Очень боюсь за 10-летнего сына. В нашем дворе полно парней с уголовным прошлым, а сын последнее время просто пропадает во дворе. Боюсь, попадет он в дурную компанию…»

Кого станет уважать ваш сын, зависит от воспитания всех предыдущих 10 лет. Подсознательно ребенок выберет себе того «героя», на которого все эти годы давали ему установку родители. И не стоит бояться, что это будет уголовный элемент. Если родители сами настроены на положительных людей и воспитывали этот настрой в ребенке то он, пусть подсознательно, будет подражать родителям и никогда не выберет себе в кумиры уголовного авторитета. А лучше помочь ребенку выбрать «авторитет», возможно, им станет тренер в спортивной секции или руководитель какого-то кружка в Доме пионеров, или учитель музыки в школе, организовавший школьный джазовый ансамбль. Помогая сыну найти своего «героя», вы решите проблему занятости ребенка после школы, и уйдет ваш постоянный страх, что сын попадет под «дурное» влияние.

«Вся комната моей 11-летней дочери завешена плакатами и вырезками из журналов портретов западных артистов. Даже дверцы ее шкафа заклеены картинками с торсами совершенно незнакомых заокеанских красавцев и красавиц. Ни уговоры, ни требования убрать все эту пошлость со стен ни к чему не приводят…»

Не стоит конфликтовать с дочерью. Это подражание западной моде в обществе на кумиров — артистов кино, эстрадных певцов или спортивных звезд. Чаще эта мода приходит к нам из Америки. Даже если вам очень не понравится кумир вашей дочери, прежде чем требовать «убрать эту пошлость» со стен, поинтересуйтесь хотя бы — кто это. Информацию не трудно найти в том же Интернете или в молодежных журналах. Будете в курсе интересов своего ребенка, овладеете молодежным лексиконом — появятся общие темы для общения с дочерью. А станете разговаривать с подростком на одном языке—поддержите свой пошатнувшийся авторитет.

«А как еще можно завоевать авторитет у подростка?»

К 10 годам ребенка очень важно поменять стиль своего поведения с ним. Перестать быть «запрограммированным роботом» — дети к подростковому возрасту очень хорошо изучили, как поведут себя родители в той или иной ситуации, предсказуемость родителей резко снижает их авторитет у ребенка. Если взрослый человек окажется в глазах ребенка непредсказуемым, оригинальным, не побоится выглядеть иногда чудаком, то есть покажет, что он может быть разным в жизни и не страшится реакции окружающих на свое чудачество — таким родителем ребенок будет восхищаться и гордиться всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей с детьми имеющими проблемы с изучением русского языка

Уважаемые родители, обратите внимание на ошибки, которые допускают ваши дети. Размещенный здесь материал поможет вам выявить логопедические ошибки и вовремя обратиться к учителю-логопеду....

Проблемы, возникающие при поступлении детей в школу

Проблемы, возникающие при поступлении детей в школу можно предупредить, если о них знать...

Проблемы, возникающие при работе. пути их решения.

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАБОТЕ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ....

Проблемы, возникающие на начальном этапе реализации ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) и пути их решения.

Заканчивается первый учебный год работы по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выявились трудности, стоящие перед педагогическими коллективами, но в процессе раб...

консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».

Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В.  для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...

Проблемы, возникающие при обучении русскому языку слепых и слабовидящих школьников

Из-за нарушения зрительных функций из сферы ощущений выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений, что отрицательно влияет на развитие его по...