"Воспитание детей через любовь к семье, родному краю, родине"
статья на тему
Статья о формировании у детей личностного отношения к дому как к общечеловеческой ценности; чувства заботливого семьянина, истинного патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lyubov_k_rodine_seme.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание детей через любовь к семье, родному дому, Родине».
«Малая родина – это не только вечный
спутник нашей жизни. Она опора
нашего духа, смысл наших трудов,
вершитель наших судеб».
Ион Друце
Семья формирует культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность. Родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути, где с малых лет детям должно прививаться стремление к добру и верности, бескорыстию и милосердию, формирование духовно-нравственных ценностей. К сожалению, в нашей стране есть семьи, мало занимающиеся проблемами воспитания и развития своих детей. Это связано с ухудшением социального положения семей.
В результате:
- утрачиваются традиционные нравственные ценности, составляющие основу образа жизни;
- во многих семьях не достает духовной близости между родителями и детьми;
- в большинстве случаев дети не получают элементарных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства;
- старшее поколение людей утрачивает роль носителей актуальных ценностей молодому поколению.
Решение этих проблем особенно актуально в условиях социально-реабилитационного центра, куда поступают дети из асоциальных семей, где отсутствует общепринятая модель семейных отношений. Поэтому одна из главных задач в моей работе – привитие воспитанникам чувства патриотизма через любовь к семье, родному дому, родному краю, родной природе, родине. Работая с детьми младшего школьного возраста, строю занятия в следующей последовательности: сначала воспитание любви к родителям, членам семьи, родному дому, затем к природе родного края, к малой родине.
Родной дом – сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где он живет; его первых друзей; родную природу. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это и родная улица, детский сад, родной поселок, позже не только малая, но и большая многонациональная родина – Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. В проведенных беседах «Моя семья – моя крепость», «Взаимоотношение в семье», в конкурсах «Семейный очаг», « Где любовь и совет, там и горя нет», в празднике «День Матери» я учила детей любить и уважать родителей, помогать им, стремиться беречь и заботиться о них. Благородное чувство преданности другому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. И для того, чтобы эти чувства стали началом любви к родному краю, нужно чтобы их дети осознали, что их родители – труженики, вносящие вклад на благо родины.
В. Д. Колесов в число психологических оснований нравственности включает сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома. Поскольку образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать, целесообразно начать воспитание детей с определения особой роли матери в жизни ребенка, формировании его личности. С этой целью я с детьми провожу конкурс рисунков «Моя мама лучшая на свете», конкурс загадок о членах семьи, беседы о маме с заучиванием наизусть стихов, пословиц, поговорок.
Родной дом – это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Для того чтобы воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту и порядок в нем необходимо формировать у каждого из них личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.
Необходимо обращать внимание ребенка и на то, что одним их средств воспитания любви к родному дому являются песни о маме, о родной природе, родине, написанные специально для младших школьников. Вместе с тем дети с удовольствием слушают песни из репертуара взрослых, такие как «Отчий дом», «Крыша дома твоего», «Мамины глаза» и др.
Принцип – через малое к большому – следует сохранять при воспитании любви к своему поселку, городу. В ходе занятий я объясняю детям, что их поселок, лес, река, поле – частица Родины. Знакомя воспитанников с малой родиной, я обращаю их внимание на достопримечательности, памятники погибшим воинам. При этом подчеркиваю, что люди из других сел и городов приезжают к нам в Ивню, чтобы увидеть памятники и поклониться воинам-героям, отдавшим свои жизни за нашу Отчизну. Такие занятия, проведенные с детьми как, беседы «С чего начинается родина», «Ивня – 245 лет на карте Белгородчины», инсценировка «Пусть мой поселок будет чист» пробуждают у воспитанников гордость за свой родной край.
Важным средством воспитания детей через любовь к родному краю является приобщение младших школьников к традициям народа. На групповых занятиях «Служу Отечеству», «Урок мира», «День учителя», «День воспитателя» я рассказываю детям о таких традициях как, чествование лучших тружеников и мастеров своего дела, празднование профессиональных праздников, праздников урожая, дней Призывника.
Отношение к воинам в нашей стране особое: человек в военной форме пользуется уважением, окружен ореолом героизма и славы. Дети должны знать о военных страницах истории нашего края. На таких занятиях как, «День Защитника Отечества», «Наши воины-земляки в годы войны», «Армейский магазин» я рассказываю воспитанникам о героизме людей, боровшихся за мир и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать, но и в желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к ее богатствам.
Расширять интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через
малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и
жизнью всех людей, всей страны очень важно для патриотических чувств. Я считаю,
что организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию ещё
большей любви к родителям, воспитанию любви к родному краю. Развитие любви и
привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью
патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Результатами педагогической деятельности по воспитанию у детей младшего
школьного возраста чувства любви к Родине, родному дому, семье, считаю
умение воспитанников:
- понимать, что Отечество начинается с того уголка, где человек родился;
- осознавать себя гражданами и патриотами своей Родины;
- изъявлять желание защищать свою малую родину, Отчизну;
- уважать традиции старшего поколения;
- понимать сущность социальных ролей:
Муж: обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством.
Жена: отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, умением прощать,
любовью к детям.
Сын: бережет покой родителей, членов семьи, готов всегда помочь старшим в их работе
по дому, умеет держать данное слово.
Дочь: заботиться о благе своей семьи, покое старших, умеет и любит трудиться.
Таким образом, формированию чувства настоящего гражданина, истинного патриота, заботливого семьянина способствует воспитание детей через любовь к семье, родному краю, родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"
Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской азбу...
«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата трад...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями
Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями...
"Духовно-нравственное воспитание детей через интегрированный урок в системе ФГОС образования».
Духовно-нравственное воспитание детейчерез интегрированный урок в системе ФГОС образования»....
Презентация «Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»
laquo;Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»......
Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине.
В настоящее время формирование основ толерантного поведения является одной из задач воспитательной работы. Мое убеждение состоит в том, что любое уважительное отношение к представителям другой национа...