Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине.
статья
В настоящее время формирование основ толерантного поведения является одной из задач воспитательной работы. Мое убеждение состоит в том, что любое уважительное отношение к представителям другой национальности должно основываться на знании, поэтому решение данной воспитательной задачи основывается, в том числе, и на знакомстве с этносами, проживающими на территории Российской федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_7.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через
развитие любви к своей малой Родине.
Гражданско-патриотическое воспитание связано с особенностями общества. На современном этапе большое значение
приобретает ориентация на российские ценности и традиции. Среди
устойчивых традиций российского воспитания является любовь к Родине,
защита Отечества, уважение к старшим, к родителям, честность,
справедливость, забота и помощь слабым.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное
качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется. Задача педагогов
заключается в том,чтобы создать наиболее правильную
систему гражданско - патриотического воспитания. Но что взять за основу
этого процесса?
Правильными при рассмотрении данного вопроса мне кажутся слова
русского писателя Юрия Макаровича Нагибина «Любовь к большой Родине
начинается с любви к Родине малой: к своему селу, улице, дому, к семье»
А ведь его слова очень верны, человеку дорого – то что ему
близко, то что окружает его с рождения…
Думаю, никто не станет спорить, что нам очень повезло в данном
вопросе, ведь Осетию не любить нельзя! Наш регион славится красотой
природы. Горы, степи, цветущие луга, реки, озера, пещеры и
многие другие богатства есть в Осетии. Много стихов и песен посвящено
красоте данных мест. Так же осетинская культура интересна , богата
традициями, верованиями, и погружение детей в этот сказочный мир не
сможет не увлечь их и не заинтересовать! Поэтому очень полезным в
вопросе развития патриотизма я считаю организацию внеурочной работы
региональной направленности.
В данном докладе хочу представить одно внеклассное мероприятие.
Название «Таинственный мир Осетии» возрастная группа: 1-4 классы.
В начале урока, конечно, для актуализации знаний, формирования
целостной картины мира и для подведения к теме занятия детям задается
вопрос «Что изображено на карте?» (Слайд 6). После того как они отвечают,
для формирования чувства гордости читается стихотворение о природе
Осетии с демонстрацией ярких картинок для наглядности . Далее
акцентируя внимание детей, что не только природой ценна Осетия, учитель
с помощью приема «Облако слов» понять, подводит детей к теме занятия.
Все мероприятие состоит из 5 частей:
1) одежда осетин;
2) вышивка
3) праздники и обряды
4) творчество
5) религия осетин
Цели:
-познакомить воспитанников с одним из представителей народов Кавказа;
-воспитывать уважение к традициям и обычаям осетинского народа;
- показать роль языка в жизни человека и в жизни общества; - прививать любовь и бережное отношение к родному языку и к языку братских народов;
- развивать стремления быть терпимым в обществе людей;
Актуальность.
В настоящее время формирование основ толерантного поведения является одной из задач воспитательной работы. Мое убеждение состоит в том, что любое уважительное отношение к представителям другой национальности должно основываться на знании, поэтому решение данной воспитательной задачи основывается, в том числе, и на знакомстве с этносами, проживающими на территории Российской федерации.
Участники:
Ведущие -3
Чтецы -3
Участники в танце- 4
Оформление:
Фотовыставка.
Выставка детских работ.
Флаг Осетии.
Осетинские пироги.
Национальные костюмы ручной работы.
Музыкальное сопровождение.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 1.
Как многонациональное государство Россия формировалась на протяжении веков. Великая история страны и ее культурное богатство — плод огромных усилий и трудов многих народов.
Ведущий 2.
Изо дня в день мы живем бок о бок с другими людьми и мало задумываемся об их житейском складе и восприятии мира. Российская земля соединила совершенно разных людей. На территории нашей страны проживает более 160 народов, И один из таких народов - народ Осетии! Осетины - народ, живущий на юге России, в Республике Северная Осетия - Алания.
Чтец 1
Есть на земле места красивей, теплее,
Что тут говорить,
Но местом сказочным России
Хочу Осетию назвать.
Ведущий.1:
Высоко в горах в самом сердце Кавказа раскинула свои живописные земли крохотная Осетия.
Ведущий 2:
Маленькая Швейцария - так называют Осетию. Край величавых гор и стремительных рек, оплот гостеприимства и древних традиций.
Ведущий.1 Сама природа создала здесь поистине удивительные по своей красоте и контрасту места. Вечные ледники и покрытые лесами, горные вершины, бурные реки и кристально чистые родники.
Ведущий 2:
Уникальная местность, теплый климат и гостеприимный народ на протяжении многих веков привлекали сюда людей разных национальностей. Армяне, греки, грузины, таджики, евреи, кабардинцы, украинцы - они считают Осетию своей второй родиной.
На небольшой территории республики можно встретить почти рядом самые неожиданные ландшафты: ковыльную степь, влаголюбивые буковые леса, полупустынные межгорные котловины, ущелья, поросшие вечнозелеными соснами, безжизненные скалы и пышные цветущие горные луга, вечные снега и ледники. Фото выставка
Чтец 1
О несказанные Осетии красоты!
Кто вас придумал, чей гений вас творил?
Кто гор и рек чарующие ноты
В такую музыку чудесную сложил?
Кому молиться мне за эти мысли?
Чьей властной чудотворною рукой
Покорно облака в горах повисли,
Безудержные слезы льют рекой А гор замысловатые зигзаги
Укутаны небесной синевой,
И утонули в зелени овраги
И склоны дремлют под ковром-травой.
Ведущий.3
Как у любого государства у республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн.
- На гербе республики Осетии изображен снежный барс. Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.
Ведущий.2
- Флаг республики – триколор.
Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства.
Красный – символ воинской доблести и славы.
Желтый цвет – символ изобилия и благодати, солнечного света.
Ведущий.1
Осетия – край легенд и преданий. Родина величайшего Нартского эпоса. Ведущий1
Одним из самых ярких и самобытных национальных нарядов оправдано считается осетинский костюм.
Традиционный мужской костюм включает в себя:
натуральное нательное белье,
черкеску-
папаху которая служила зимним головным убором,
бурку- она защищала их от дождя, холода и жары, а для пастуха служила так же постелью. шубу- сшитую из овчины
башлык - состоял он из трех частей: головного углубления и двух длинных завязок. Изготавливался он из козьего пуха и верблюжьей шерсти.
Ичиги (хæдбынтæ) – высокие сапоги из мягкой натуральной козлиной кожи, с мягким носком и внутренним жестким задником
Ремень (рон) – традиционный осетинский узкий пояс, изготавливаемый из кожи или тканевого материала.
Традиционный женский наряд состоит не только из одежды, но и включает в себя разного рода украшения.
Женский национальный костюм осетинки состоит из:
легкой сорочки;
корсета или специального декоративного нагрудника;
платья в пол, пошитого из светлой струящейся ткани;
велюрового или бархатного платья-халата без застежек, которое фиксируется при помощи ремня или пояса;
платка;
шапочки, которую именуют «худ»;
специальной мягкой обуви – «чувяки»
Ведущий.3
- В далёкие времена зародился Нартский эпос. Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В сказаниях изображена жизнь древних осетин
.
Ведущий.2
«Повсюду наивысшей похвалой осетину было сравнение его с Нартом»,
- Быть в юности таким, как нарт Батраз, стальной рыцарь без страха и упрека;
сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.
- Быть в старости как нарт Уырызмаг - мудрый и щедрый патриарх;
Ведущий.1
- Быть такой женщиной как Шатана, вещая и прозорливая мать народа, чьи руки символ изобилия и хлебосольства.
- Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво. Вот такие необычные люди были нарты.
Чтец 1
О, Нарты, дети древности седой
Своим потомкам мудрость завещали
Неспешной мысли величавый строй
И жизнь достойную без бед и без печали.
Нам хочется, чтоб лучшие черты
Бессмертных предков нами не забылись,
Чтоб в наших детях Нарты воплотились
Носители нетленной красоты!
Ведущий 2
Народ Осетии самобытен, имеет многовековые традиции.
Праздники
Среди осетинских праздников немало таких, которые сохранились с языческих времён и посвящены дзуарам – небожителям из мифологии, народной религии и нартского эпоса, а также воссоздают древние магические обряды.
Например, «Праздник черпания воды». Осетины отмечают его через 6 дней после Нового года. Существовало поверье, что семью, которая в этот день раньше всех наберёт воды, ждёт Божья благодать.
В первую неделю Нового года осетины также воздают почести покровителю жилища.
Ведущий 1
Пасху осетины тоже отмечают по-своему, устраивали пир на всё село, а детям к этому празднику обязательно шили какую-нибудь обновку.
На Кахцганан во второе воскресенье июля каждому новорождённому осетинскому мальчику справляют кахц (так называется чаша для подарков, с которой его мать обходит родственников). В старину, если кто-то из родственников ничего не дарил мальчику, то, когда подрастёт, он имел право угнать у них коня или жеребёнка.
Праздник Атынаг знаменует границу между летом и осенью. До него осетины не смели дотрагиваться до косы, а после начинали запасать сено на зиму. Если в семье подрос сын и на Атынаг его вместе со всеми посылали на сенокос, то это означало для него начало взрослой жизни.
Ведущий 2
Одна из свято соблюдающихся традиций осетин – безусловное уважение и почтение к старшим. Все важные для семьи вопросы решаются с учетом их мнения, когда в дом заходит отец или дед, сыновья и внуки должны встречать их стоя.
К национальным особенностям осетинского народа относится также соблюдение множества магических обрядов и ритуалов, посвященных святым покровителям. Считается, что духи-покровители есть и у каждого человека, и у каждого поселения.
Олицетворением этих праздников воистину являются танцующие в плавном танце парни и девушки.
- Танец, который пронёс сквозь века закодированный смысл наших предков. Гордость Осетии СИМД. Недаром о нём упоминается в гимне Республики: «Здесь прошлое с будущим в СИМДе сошлись» …
Народный Осетинский Танец.(6 детей исполняют танец) Далее гостей приглашают на масстер-класс по народным танцам Осетии.
Ведущий 3 А как же без задорных Осетинских национальных игр.
ИГРЫ
«Водопад и ветер»
Правила игры: четко выполнять команду водящего, тот, кто ошибётся в выполнении команды, должен выйти из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один – единственный игрок. Это и есть победитель. Водящий выбирается с помощью жеребьевки. Содержание игры: для начала игры выбираем водящего. Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него. Когда водящий объявляет: «Водопад!» - игроки начинают приседать, когда же он говорит: «Ветер!» - все должны бежать в одну сторону по кругу. Водящий старается запутать игроков; он может произносить одно и тоже слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он должен зорко следить за игроками – тот, кто ошибётся, выходит из игры.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель
ІІ вариант: на сигнал «Водопад!» игроки выбирают ОВД по желанию (например, прыжки.)
«Перетягивание» (Бæндæнæй хъазт)
Правила игры: начинать тянуть верёвку следует одновременно по команде: «Марш!» Тянуть надо только вперёд за счёт корпуса и ног. Запрещается опираться руками о землю.
Оборудование и атрибуты: мел, верёвка.
Считалка: Слушай счёт, прямей держись,
За верёвку, не свались.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь –
Выходи совсем
Содержание игры: через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из верёвки диаметром 1,5-2м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперёд, чтобы верёвка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл.
I вариант: одновременно состязаются несколько пар (спортивная эстафета).
II вариант: использовать обруч вместо веревки
«Чехарда» (кæрæдзийы сæрты гæпгæнынтæй хъазт).
Игра в чехарду является народной. Среди детских игр осетин игра в чехарду была широко распространена как в горных аулах, так и в плоскостных селах. Игра эта имеет несколько вариантов. В игре принимают участие две команды с равным количеством игроков. По команде судьи первые игроки выбегают вперед на 3 шага, но не больше, и становятся там спиной к прыгунам, наклонив туловище вперед и спрятав голову. Одну ногу они выставляют вперед, сгибая ее в колене и опираясь на нее руками. Следующий игрок с разбега прыгает через стоящего игрока, касаясь руками его спины. Перепрыгнув через партнера, он пробегает 3 шага и тоже становится так же, как и тот, через которого он только что перепрыгнул. Следующие игроки прыгают по очереди через своих партнеров и т.д. Так игра с прыжками продолжается до конца дистанции, и та команда, которая быстрее, не нарушая правил, достигнет финиша, становится победительницей
Правила игры: 1. Игра начинается строго по сигналу судьи. 2. Запрещается делать больше 3 шагов. 3. Стоящие не должны двигаться и изменять позу. 4. При прыжке обязательно надо коснуться спины стоящего. 5. Прыгать только в положении ноги врозь и отталкиваться двумя руками. Игра пользовалась большой популярностью.
Ведущий 3
В условиях натурального хозяйства большое значение в жизни осетин имели домашние ремесла. Осетины были хорошими мастерами по обработке кож и шкур, валянию войлока, обработке дерева.
Обработка кожи и шкур. Среди домашних промыслов не последнее место занимала обработка кож и шкур. С древнейших времен до второй половины XIX в. этот род деятельности не терял своего значения. Из овчин, обработанных домашним способом, шили шубы и тулупы, а из барашковых шкурок - папахи, мужские шаровары, ноговицы.
Шкуры овец, коз и крупного рогатого скота обрабатывались разными способами. Существовало также разделение труда между мужчинами и женщинами. Все работы по обработке шкурок и овчин, шедших на изготовление одежды, выполнялись женщинами.
Ведущий 1
Приглашаем Вас на мастер-классы
Мастер класс вышивка по фетру золотой нитью.
Мастер класс роспись по дереву «Герб»
Мастер-класс картина из шерсти
Мастер-класс браслет из кожи.
Ведущий 2
Ещё в Нартских Сказаниях часто говорится об осетинских пирогах, приготовленных для молитвы.
В древности пироги готовили с соблюдением строгих правил: пшеницу мыли, сушили, затем мололи в муку. Тесто готовили в глубоком молчании.
Осетинские женщины не позволяют себе печь пироги с непокрытой головой. Иначе их молитвы не будут услышаны всевышним.
На праздничном застолье бывает три пирога, которые символизируют Бога, Солнце и Землю. Приглашаем Вас на чаепитие.
Ведущий 3
На территории России проживают русские, татары, башкиры, чуваши, буряты, мордва, калмыки, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие народы. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в общее дело развития России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них.
Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости - это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю.
Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания.
Чтец:
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина – Россия –
У нас у всех одна!
Заканчивается мероприятие конечно подведением итогов .
Детям опять дается карта Осетии, акцентируется внимание, что наша
республика очень маленькая и задаются вопросы: Можно ли сказать, что из –
за таких маленьких размеров, культурой и традициями Осетией можно
пренебречь? Забыть ее? Скажите, вы любите свою малую Родину? Как
думаете, нам есть чем гордиться? Чем именно?
В конце своего выступления, хочется вспомнить слова французского
философа Клода Адриана Гельвеция «Любовь к Отечеству совместима с
любовью ко всему миру» поэтому важно прививать любовь к
малой Родине, т.к. через нее развивается любовь к Родине в общем, а как
следствие патриотизм без которого нельзя вырастить гражданина своей
страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы патриоты своей малой Родины
Внеклассное мероприятие по истории родного края.р. п. Самойловки Самойловского района Саратовской области...
Я горжусь своей малой Родиной!
Цель классного часа: Воспитание чувство гордости за свою малую родину,С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врыв...
Внеклассное мероприятие «Что я знаю о своей малой родине – городе Сясьстрой» (Проектно-исследовательская деятельность учащихся 3Б класса)
У всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись, и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». Таким ...
Материалы участия в районном конкурсе "Знай и люби свою малую Родину - Киржач", посвященном 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг
Данная работа была представленна на районный конкурс "Знай и люби свою малую Рродину - Киржач", посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг Шалдаевой Алиной, учащейся 3 класса МКОУ Першинская СОШ. Р...
«Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся»
Выступление...
Родительское собрание."Гражданско-патриотическое воспитангие старших дошкольников через воспитание любви к родному гроду"
Раскрыть важность и актуальность совместной работы родителей и педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей, роль семьи в решении данной проблемы....
Воспитание патриотизма в начальной школе на основе знаний о своей малой Родине
Патриотическое воспитание к малой Родине...