Формирование здоровьесберегающих технологий. Режим дня младшего школьника
консультация по теме
Для того чтобы быть здоровым и хорошо физически развитым человеком, необходимо рационально организовывать свой режим дня. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей по вопросу организации режима дня младшего школьника | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающих технологий
Консультация для родителей по вопросу организации режима дня младшего школьника
Для того чтобы быть здоровым и хорошо физически развитым человеком, необходимо рационально организовать свой режим дня и обеспечить правильное чередование учебных занятий и отдыха.
Давайте разберемся, какое значение имеет слово «режим» в толковом словаре русского языка.
Режим – это:
- Государственный строй, образ правления.
- Точно установленный распорядок жизни, занятий.
Давайте уточним, что такое распорядок – установленный порядок в каком-нибудь деле, в течение дел.
- Условия существования, функционирования, деятельности чего – либо.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Что включат в себя режим дня?
Режимом дня в обязательном порядке предусматриваются:
полноценное питание;
физические нагрузки;
обучение;
соблюдение гигиенических норм;
сон.
Большинство родителей знают, что этот самый режим важен и необходим. Но это теоретически, а на практике, что скрывать, довольно трудно убедить их, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. На режим смотрят как на правильную, видимо, но все-таки выдумку врачей и педагогов. А ведь он не ими придуман - он основан на закономерностях, по которым живет организм. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.
Работоспособность зависит от внешних условий и функционального состояния организма. У первоклассника она снижается довольно быстро; об этом сигнализирует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут урока число неслушающих, "вертящихся", отвлекающихся, а то и просто играющих детей катастрофически вырастает; то же самое отмечают родители во время приготовления уроков. Двигательное беспокойство - защитная реакция организма ребенка; он как бы отключается, дает себе отдых, не доводя себя до утомления. Попытка умерить двигательное беспокойство детей словами, окриками, упреками, назиданиями - дело пустое; и только продуманные переключения с одного вида деятельности на другой, смена видов занятий позволяют отодвинуть утомление.
При занятиях дома необходимо учитывать закономерности смены деятельности ребенка: дать время собраться, сосредоточиться (не торопите ребенка в этот момент!), не требовать приготовления всех заданий в один присест. Если видите, что ребенок отвлекается, крутится, потягивается - дайте ему возможность передохнуть. Не забывайте: письмо и чтение - самые трудные занятия в первом классе, а наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста. В математике самое трудное - решение задач. Специальными исследованиями установлено: продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).
Питание
Ребенок обязательно должен питаться пять раз в день. Питание включает в себя: завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин. Все блюда должны быть питательными и полезными. Если завтрак, обед и ужин рассчитаны на прием полноценных блюд, то полдник и второй ужин могут включать в себя булочку, фрукты, кефир, чай, сок.
Значение режима дня для школьника в рамках приема пищи – колоссальное. Ребенок должен есть в одно и то же время – это обеспечивает нормальную работу желудочно-кишечного тракта. Питание не по времени может привести к серьезным заболеваниям, например, гастриту или язвенной болезни.
Физические нагрузки
Под физическими нагрузками для школьников понимают: выполнение утренней гимнастики и упражнений в перерывах между решением домашних заданий, активные игры на улице, а также прогулки на свежем воздухе.
Соблюдение гигиены
Для поддержания состояния собственного здоровья ребенок должен быть приучен к выполнению норм гигиены. К ним относится утренний туалет, включающий уход за полостью рта и лицом, и вечерний, когда ребенок помимо ухода за полостью рта должен принять душ. В хорошие привычки школьника должно входить мытье рук перед едой и после посещения улицы.
Сон
Режим дня школьника должен быть организован так, чтобы засыпал он и просыпался в одно и то же время. Это дает ребенку возможность полноценно выспаться, легко проснуться и быть активным и бодрым в течение дня. Здоровый сон для ребенка длится 9,5-10 часов.
Режим выходного дня
Воскресенье должно быть днём полного отдыха, этот день должен быть предоставлен любимым занятиям и развлечениям, быть непохожим на будни — это помогает отдыху. Лучший отдых — это активный отдых, насыщенный деятельностью, но не такой, как в обычные дни. Лучше всего проводить воскресенье на свежем воздухе. Вставать в выходной день лучше пораньше и начинать его, как всегда, с зарядки, а затем после завтрака отправляться на прогулку, зимой на лыжах или на каток. После обеда хорошо немного почитать, поиграть в шахматы, сходить в кино. Не рекомендуется в воскресенье допускать резких отклонений от обычного режима дня, особенно в отношении соблюдения времени приёма пищи, утреннего подъёма и сна. Уклонение от обычного распорядка нарушает привычный ритм жизни, и восстановить его потом значительно труднее, чем нарушить. Не следует в выходной день посвящать много времени учебным занятиям. Если необходимо повторить нетвёрдо усвоенный материал или наверстать пропущенное, то этому делу можно уделить не более 1,5—2 часа. Иначе не получится полноценного отдыха, что значительно затруднит условия занятий на будущей неделе.
Подведем итоги: правильно организованный режим дня обеспечивает условия для сохранения хорошей работоспособности организма в течение всего времени бодрствования, способствует созданию ровного и бодрого настроения, интереса к учебной работе в школе, творческой деятельности при внеклассных занятиях, играм и развлечениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребно...
Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
Программа по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников ...
ВЛИЯНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Мои авторские наработки и результаты исследовательской работы....
«Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников в рамках введения ФГОС» (из опыта работы)
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны...
Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
Статья раскрывает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения младших школьников....
Опыт работы "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников"
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, ...
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.
laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов....
Комментарии
Мешкова Ольга Николаевна
Спасибо, Нели Александровна, обязательно учту все ваши советы и пересмотрю свои ошибки в построении режима дня моего ребенка.
....
....удивил ответ самой себе...