Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
материал на тему

Шылык Светлана Григорьевна

 

Программа по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorovya.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«РАССМОТРЕНО»               «СОГЛАСОВАНО»                       «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО                зам. директора по УВР                    директор МБОУ СОШ№3

начальной школы                   _________Н.А.Щербинина            _______Л.А.Арзамазова

Протокол №1 от ______        __________ 2012 г.                          _____________ 2012 г.

                                                                                                           

ПРОГРАММА

по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников  


   

Программу «Школа здоровья»

разработали: учитель начальных классов  Шылык С.Г.

                       социальный педагог Гудим А.Е.

 г. Вилючинск, Камчатский край

2012г.

Актуальность.

     На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью,  теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное развитие.  Конец двадцатого и начало нового столетия ознаменовался небывалым интересом образовательных учреждений к проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников. Во многом это обусловлено сложнейшей социально-экономической и демографической ситуацией в стране, негативными тенденциями к уровню здоровья подрастающего поколения. За этот период сложились определённые представления о концептуальных основах такой работы и её основных направлениях, получены обнадёживающие результаты по определённым аспектам оздоровительной деятельности. В то же время стало очевидным, что для превращения обычной массовой школы в школу содействия здоровью недостаточно простого набора отдельных профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий.

   Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.                                                                                            Оценка состояния здоровья складывается из:

  • оценки уровней физического, нервно-психического развития ребёнка,
  • функционального состояния органов и систем,
  • наличия или отсутствия хронических заболеваний, врождённых пороков развития.

     По данным многолетних наблюдений, проведённых Институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, за последние 30 лет здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.

      В связи с усложнением и увеличением учебной нагрузки у обучающихся выявляется повышенная невротизация и констатируется увеличение количества больных детей. А ведь известно, что здоровые, полноценно развитые молодые люди смогут успешно пройти социализацию во взрослой жизни и творчески трудиться на своё и общественное благо.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы, всех педагогических кадров, по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских ученых – педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы - быть руководителем жизни на пути к будущему»

Цель работы:      повышение качества образования и эффективности личностного развития школьников за счёт разработки и внедрения комплексных методов изучения и поддержания здоровья школьников в школьной среде (формирование здоровьесберегающей среды в реализации учебно-воспитательного процесса).

Задачи:

-формировать в школе здоровьесберегающее пространство  - такое, при котором исключаются или минимизируются вредные для здоровья учащихся воздействия школы и всего образовательного процесса;

- развивать здоровьесберегающее образовательное пространство, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье и принимают на себя солидарную ответственность за результаты;

-способствовать обеспечению защиты здоровья учащихся от угрожающих им воздействий;

-направлять свою деятельность на формирование и укрепление здоровья школьников;

-воспитывать у них культуру здоровья. 

Принципы «Школы здоровья»:

  • принцип не нанесения вреда;
  •  принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов, который свидетельствует о том, что все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей; проводится мониторинг физического, психологического, духовно-нравственного здоровья учащихся;
  • принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);
  • принцип непрерывности и преемственности;
  • принцип субъект-субъектного взаимодействия, когда сам ученик активно действует в здоровьесберегающей среде;
  • принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся, соответствия объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся;
  •  принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье при наличии контроля со стороны родителей.
  • «Школа здоровья» решает следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:
  • снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
  • организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;
  • организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
  •  предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом
  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
  • формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
  • организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей
  •  развитие системы дополнительного образования и внеклассной воспитательной работы.

Для реализации данной программы

в школе созданы следующие условия:

        -соблюдение государственным образовательным учреждением     санитарно-эпидемиологических требований СанПиН ;

          -все учебные помещения имеют боковое левостороннее освещение, оборудованы солнцезащитными устройствами – жалюзи. В учебных помещениях предусмотрено люминесцентное освещение  с закрытой арматурой.  В целях эпидемиологического благополучия проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием синтетических моющих средств. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с моющими дезинфицирующими средствами;

          -МБОУ СОШ №3 в полном объёме снабжена учебной мебелью, техническими средствами обучения: в кабинетах имеются телевизоры, видеосистемы, библиотеке - компьютеры,   мультимедийные  проекторы. Все помещения школы и оборудование соответствует требованиям СанПиН;

-в школе ежедневно работает медицинская сестра, по графику работает врач. Медицинский кабинет оснащён в соответствии с  требованиями СанПиН;

  -школа несет особую ответственность за организацию питания обучающихся, так как от этого зависит здоровье ребенка, его физическое  и умственное развитие.                                                                                   Питание школьников в школе основано на принципах рационального питания:

  • соответствие энергетической ценности рациона питания энергетическим затратам организма,
  • удовлетворение его потребности в основных пищевых веществах,
  • оптимальный режим приема пищи;

     - большое внимание в школе  уделяется физическому воспитанию обучающихся . В школе функционируют 2 спортивных зала, в которых ребята 3 раза в неделю занимаются уроками физкультуры. Кроме этого, в школе работают кружки дополнительного образования: тхэквандо, дзюдо, хореографический кружок.  Регулярно проводятся общешкольные спортивные мероприятия: День здоровья, «Веселые старты», военно-спортивная игра «Зарничка» и др.;

    -для оказания своевременной помощи, преподаватели и социально-психологическая служба школы систематически проводит опрос (анкетирование)  родителей с целью выявления проблем в физическом и психическом состоянии здоровья детей.

 Инновационная деятельность программы   «ШКОЛЫ  ЗДОРОВЬЯ».

         Одним из важных направлений работы школы является инновационная  деятельность. Педагогом и социально-психологической службой разрабатываются дидактические материалы на основе здоровьесберегающих образовательных технологий.

 Формируются  психические  новообразования  познавательной  сферы:

  • умения учиться:                        
  • строить исследовательскую деятельность и производить новые знания;       
  • проводить теоретическое обобщение этих знаний;
  • проводить самоконтроль,  самооценку,  самокоррекцию  учебной деятельности;
  •  рефлексия теоретического  логического и системного мышления;

Для достижения поставленной цели психолого-педагогическая служба решает следующие задачи:

  • психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся, начинающих обучение в школе;
  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие эмоциональной сферы учащихся;
  • помощь первоклассникам с повышенной активностью;
  • развитие самосознания и рефлексивных способностей детей, раскрытие познавательных возможностей ребёнка;
  • приучение детей к тренинговой форме;
  •  развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.

Сроки и этапы реализации программы:

     1 этап – подготовительный (2012 – 2013г.):

  1. Проведение стартовой оценки уровня информированности о здоровом образе жизни.
  2. Анализ уровня информированности о здоровом образе жизни.
  3. Изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
  4. Разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

  1. этап – основной ( этап внедрения)( 2013 – 2014г.):
  1. Уточнение  новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее  эффективных;
  2. Внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее  эффективных;

3. систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;

4. выполнение оздоровительных мероприятий.

5. Проведение промежуточного мониторинга уровня информированности о здоровом образе жизни.

  1. этап -  контрольно-обобщающий (2014 – 2015г.):
  1. Проведение итогового мониторинга уровня информированности о здоровом образе жизни.

2. Сбор и анализ результатов выполнения программы;

3. Коррекции деятельности учителя.

4. Подготовка аналитических материалов к заседанию методического объединения.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • снижение заболеваемости учащихся в период сезонных эпидемий;
  • повышение физической выносливости учеников;
  • снижение уровня тревожности учеников;
  • повышение удовлетворенности учащихся и их родителей образовательным процессом в школе;
  • сформированная мотивация к занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни;
  • наличие у учащихся ценностных ориентаций на культуру здоровья.

 

 Модель личности ученика – выпускника начальной школы.

  - знание основ личной  гигиены, выполнение  правил  гигиены;

-соблюдение режима дня и основ здорового питания;

- владение  основами  личной  гигиены и здорового образа жизни.        

- первоначальные знания основ строения и  функционирования организма человека;

- наблюдение за своим физическим  и психическим состоянием;

-первоначальные знания о вредных привычках  (употребление ПАВ).

Тематическое планирование программы «Школа здоровья»

                                        «Здоровый  «Я» (2 класс)

Мероприятие, форма

Цель

Срок

Ответственный

1.

Осенний калейдоскоп (беседа о здоровой и полезной пище)

Формировать заботу о здоровье, осознать важность правильного питания

Сентябрь

Социальный педагог

2.

Как сохранить зрение (беседа)

Познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний

Октябрь

Классный руководитель,

медицинский работник

3.

Детские забавы (спортивно – развлекательный час)

Развивать спортивные способности у детей

Ноябрь

Классный руководитель,  организатор

4.

«Семь С» (спортивные состязания)

Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д.

Декабрь

Классный руководитель, учитель физкультуры

5.

Растения и человек (интегрированный классный час)

Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями,  с правилами ухода за кожей с помощью лечебных растений

Январь

Классный руководитель

6.

Кулинарное путешествие по Простоквашино (инсценировка сказки)

Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни

Февраль

Социальный педагог

7.

Поешь рыбки – будут ноги прытки (игра-конкурс)

Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд

Март

Классный руководитель

8.

Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов)

Формировать навыки сбора данных и оформления проектов

Апрель-май

Классный руководитель, социальный педагог

 «В здоровом теле – здоровый дух» (3 класс)

Мероприятие, форма

Цель

Срок

Ответственный

1.

Цена ломтика  хлеба (беседа)

Расширить знания о пользе, ценности хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Правила поведения в столовой (занятие – практикум)

Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом

Октябрь

Социальный педагог

3.

Это удивительное молоко (занятие-исследование)

Расширить знания о пользе молока, молочных продуктов

Ноябрь

Классный руководитель, социальный педагог

4.

Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков (игра)

Расширить знания о вреде данных продуктов

Декабрь

Социальный педагог

5.

Самые полезные продукты (театрализованный классный час)

Учить выбирать самые полезные продукты

Январь

Классный руководитель

6.

Что надо есть, если хочешь стать сильнее (беседа)

Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни

Февраль

Классный руководитель

7.

Где найти витамины весной (игра-путешествие по станциям)

Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека

Март

Классный руководитель, социальный педагог

8.

«Диалоги с Карабасом Барабасом»

( беседы о культуре питания)

Закрепить полученные знания о правильном питании

Апрель

Классный руководитель

9.

Секреты поваренка (круглый стол)

Формировать представление о последствиях неправильного питания для организма

Май

Социальный педагог

«Азбука Здоровья» (4 класс)

Мероприятие, форма

Цель

Срок

Ответственный

1.

Учись быть здоровым (игра)

Способствовать осознанию необходимости  бережного отношения к своему организму

Сентябрь

Классный руководитель

2.

«Айболит предупреждает» (игра – КВН)

Формировать у учащихся представления о том, что здоровье – главная ценность в жизни

Октябрь

Классный руководитель

3.

Кулинарные обычаи (игра – путешествие)

Закрепить знания о законах здорового питания

Ноябрь

Классный руководитель

4.

Питание и красота (кулинарный практикум)

Воспитывать культуру питания

Декабрь

Социальный педагог

5.

Спортивно – массовое мероприятие «Зимние забавы»

Формировать стремление к здоровому образу жизни

Январь

Классный руководитель, родители

6.

Удивительные превращения колоска (занятие – беседа)

Закрепить знания учащихся о значимости хлеба в рационе питания, прививать бережное отношение к хлебу

Февраль

Классный руководитель

7.

«Растишка» (музыкально-спортивный праздник)

Развивать ловкость, быстроту, скорость и других двигательных качеств

Март

Социальный педагог, организатор

8.

Кафе «Три Толстяка» (разработка проектов)

Формировать у детей привычку правильно питаться

Апрель

Классный руководитель

Социальный педагог

9.

Кафе «Три Толстяка» (защита проектов)

Май

Тематика бесед на родительских собраниях по программе здоровьесбережения в начальной школе

Класс

Название

Форма, содержание

2012-2013 г.

(сентябрь)


(декабрь)





        (апрель)

 

 

 

Режим труда и учёбы

Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода

Значение питания для здоровья детей

Анкетирование детей, родителей, беседа школьного врача и социального педагога

Здоровье ребёнка в руках взрослых

Ослабленные дети, нервные дети, заикание у детей, леворукий ребенок, дети с временной задержкой психического развития

2013 – 2014 г.

(сентябрь)


(декабрь)



       (апрель)

Секреты здоровья ребенка

Анкетирование детей и родителей, беседа врача

Физическое развитие школьника в школе и дома.

Обсуждение нового этапа в физическом и психическом развитии детей.

Всему начало отчий дом.

Психологическое состояние в семье. Причины детской тревожности.

2014 – 2015 г.

(сентябрь)






(декабрь)




(апрель)

 

Физкультурно-оздоровительная работа в семье.

Влияние физических упражнений на растущий организм. Физическое воспитание  в семье. Пример родителей в соблюдении школьного режима дня.

Не запрет, а предупреждение вредных привычек

Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании

Эмоции положительные и отрицательные.

Выявить самооценку ученика класса, определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у школьника.

Анкетирование  детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников

Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребно...

«Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников в рамках введения ФГОС» (из опыта работы)

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны...

Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников

Статья раскрывает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения младших школьников....

Опыт работы "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников"

       Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка  6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, ...

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.

laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов....

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении младших школьников.

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении младших школьников.В основе педагогического опыта лежат идеи о психологических аспектах теории игры и игровых  систем Л.В.Выготского, ...

Статья. "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников".

Здоровьесбережение младших школьников, одна из главных задач обучения....