Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
материал на тему
Программа по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovya.doc | 374 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор МБОУ СОШ№3
начальной школы _________Н.А.Щербинина _______Л.А.Арзамазова
Протокол №1 от ______ __________ 2012 г. _____________ 2012 г.
ПРОГРАММА
по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников
Программу «Школа здоровья»
разработали: учитель начальных классов Шылык С.Г.
социальный педагог Гудим А.Е.
г. Вилючинск, Камчатский край
2012г.
Актуальность.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью, теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное развитие. Конец двадцатого и начало нового столетия ознаменовался небывалым интересом образовательных учреждений к проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников. Во многом это обусловлено сложнейшей социально-экономической и демографической ситуацией в стране, негативными тенденциями к уровню здоровья подрастающего поколения. За этот период сложились определённые представления о концептуальных основах такой работы и её основных направлениях, получены обнадёживающие результаты по определённым аспектам оздоровительной деятельности. В то же время стало очевидным, что для превращения обычной массовой школы в школу содействия здоровью недостаточно простого набора отдельных профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Оценка состояния здоровья складывается из:
- оценки уровней физического, нервно-психического развития ребёнка,
- функционального состояния органов и систем,
- наличия или отсутствия хронических заболеваний, врождённых пороков развития.
По данным многолетних наблюдений, проведённых Институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, за последние 30 лет здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.
В связи с усложнением и увеличением учебной нагрузки у обучающихся выявляется повышенная невротизация и констатируется увеличение количества больных детей. А ведь известно, что здоровые, полноценно развитые молодые люди смогут успешно пройти социализацию во взрослой жизни и творчески трудиться на своё и общественное благо.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы, всех педагогических кадров, по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских ученых – педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы - быть руководителем жизни на пути к будущему»
Цель работы: повышение качества образования и эффективности личностного развития школьников за счёт разработки и внедрения комплексных методов изучения и поддержания здоровья школьников в школьной среде (формирование здоровьесберегающей среды в реализации учебно-воспитательного процесса).
Задачи:
-формировать в школе здоровьесберегающее пространство - такое, при котором исключаются или минимизируются вредные для здоровья учащихся воздействия школы и всего образовательного процесса;
- развивать здоровьесберегающее образовательное пространство, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье и принимают на себя солидарную ответственность за результаты;
-способствовать обеспечению защиты здоровья учащихся от угрожающих им воздействий;
-направлять свою деятельность на формирование и укрепление здоровья школьников;
-воспитывать у них культуру здоровья.
Принципы «Школы здоровья»:
- принцип не нанесения вреда;
- принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов, который свидетельствует о том, что все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей; проводится мониторинг физического, психологического, духовно-нравственного здоровья учащихся;
- принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип субъект-субъектного взаимодействия, когда сам ученик активно действует в здоровьесберегающей среде;
- принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся, соответствия объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся;
- принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье при наличии контроля со стороны родителей.
- «Школа здоровья» решает следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:
- снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
- организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;
- организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
- предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом
- охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
- формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
- организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей
- развитие системы дополнительного образования и внеклассной воспитательной работы.
Для реализации данной программы
в школе созданы следующие условия:
-соблюдение государственным образовательным учреждением санитарно-эпидемиологических требований СанПиН ;
-все учебные помещения имеют боковое левостороннее освещение, оборудованы солнцезащитными устройствами – жалюзи. В учебных помещениях предусмотрено люминесцентное освещение с закрытой арматурой. В целях эпидемиологического благополучия проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием синтетических моющих средств. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с моющими дезинфицирующими средствами;
-МБОУ СОШ №3 в полном объёме снабжена учебной мебелью, техническими средствами обучения: в кабинетах имеются телевизоры, видеосистемы, библиотеке - компьютеры, мультимедийные проекторы. Все помещения школы и оборудование соответствует требованиям СанПиН;
-в школе ежедневно работает медицинская сестра, по графику работает врач. Медицинский кабинет оснащён в соответствии с требованиями СанПиН;
-школа несет особую ответственность за организацию питания обучающихся, так как от этого зависит здоровье ребенка, его физическое и умственное развитие. Питание школьников в школе основано на принципах рационального питания:
- соответствие энергетической ценности рациона питания энергетическим затратам организма,
- удовлетворение его потребности в основных пищевых веществах,
- оптимальный режим приема пищи;
- большое внимание в школе уделяется физическому воспитанию обучающихся . В школе функционируют 2 спортивных зала, в которых ребята 3 раза в неделю занимаются уроками физкультуры. Кроме этого, в школе работают кружки дополнительного образования: тхэквандо, дзюдо, хореографический кружок. Регулярно проводятся общешкольные спортивные мероприятия: День здоровья, «Веселые старты», военно-спортивная игра «Зарничка» и др.;
-для оказания своевременной помощи, преподаватели и социально-психологическая служба школы систематически проводит опрос (анкетирование) родителей с целью выявления проблем в физическом и психическом состоянии здоровья детей.
Инновационная деятельность программы «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ».
Одним из важных направлений работы школы является инновационная деятельность. Педагогом и социально-психологической службой разрабатываются дидактические материалы на основе здоровьесберегающих образовательных технологий.
Формируются психические новообразования познавательной сферы:
- умения учиться:
- строить исследовательскую деятельность и производить новые знания;
- проводить теоретическое обобщение этих знаний;
- проводить самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
- рефлексия теоретического логического и системного мышления;
Для достижения поставленной цели психолого-педагогическая служба решает следующие задачи:
- психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся, начинающих обучение в школе;
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- помощь первоклассникам с повышенной активностью;
- развитие самосознания и рефлексивных способностей детей, раскрытие познавательных возможностей ребёнка;
- приучение детей к тренинговой форме;
- развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный (2012 – 2013г.):
- Проведение стартовой оценки уровня информированности о здоровом образе жизни.
- Анализ уровня информированности о здоровом образе жизни.
- Изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
- Разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
- этап – основной ( этап внедрения)( 2013 – 2014г.):
- Уточнение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
- Внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
3. систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
4. выполнение оздоровительных мероприятий.
5. Проведение промежуточного мониторинга уровня информированности о здоровом образе жизни.
- этап - контрольно-обобщающий (2014 – 2015г.):
- Проведение итогового мониторинга уровня информированности о здоровом образе жизни.
2. Сбор и анализ результатов выполнения программы;
3. Коррекции деятельности учителя.
4. Подготовка аналитических материалов к заседанию методического объединения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- снижение заболеваемости учащихся в период сезонных эпидемий;
- повышение физической выносливости учеников;
- снижение уровня тревожности учеников;
- повышение удовлетворенности учащихся и их родителей образовательным процессом в школе;
- сформированная мотивация к занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни;
- наличие у учащихся ценностных ориентаций на культуру здоровья.
Модель личности ученика – выпускника начальной школы.
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;
-соблюдение режима дня и основ здорового питания;
- владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.
- первоначальные знания основ строения и функционирования организма человека;
- наблюдение за своим физическим и психическим состоянием;
-первоначальные знания о вредных привычках (употребление ПАВ).
Тематическое планирование программы «Школа здоровья»
«Здоровый «Я» (2 класс)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
1. | Осенний калейдоскоп (беседа о здоровой и полезной пище) | Формировать заботу о здоровье, осознать важность правильного питания | Сентябрь | Социальный педагог |
2. | Как сохранить зрение (беседа) | Познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний | Октябрь | Классный руководитель, медицинский работник |
3. | Детские забавы (спортивно – развлекательный час) | Развивать спортивные способности у детей | Ноябрь | Классный руководитель, организатор |
4. | «Семь С» (спортивные состязания) | Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д. | Декабрь | Классный руководитель, учитель физкультуры |
5. | Растения и человек (интегрированный классный час) | Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями, с правилами ухода за кожей с помощью лечебных растений | Январь | Классный руководитель |
6. | Кулинарное путешествие по Простоквашино (инсценировка сказки) | Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни | Февраль | Социальный педагог |
7. | Поешь рыбки – будут ноги прытки (игра-конкурс) | Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд | Март | Классный руководитель |
8. | Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов) | Формировать навыки сбора данных и оформления проектов | Апрель-май | Классный руководитель, социальный педагог |
«В здоровом теле – здоровый дух» (3 класс)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
1. | Цена ломтика хлеба (беседа) | Расширить знания о пользе, ценности хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу | Сентябрь | Классный руководитель |
2. | Правила поведения в столовой (занятие – практикум) | Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом | Октябрь | Социальный педагог |
3. | Это удивительное молоко (занятие-исследование) | Расширить знания о пользе молока, молочных продуктов | Ноябрь | Классный руководитель, социальный педагог |
4. | Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков (игра) | Расширить знания о вреде данных продуктов | Декабрь | Социальный педагог |
5. | Самые полезные продукты (театрализованный классный час) | Учить выбирать самые полезные продукты | Январь | Классный руководитель |
6. | Что надо есть, если хочешь стать сильнее (беседа) | Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни | Февраль | Классный руководитель |
7. | Где найти витамины весной (игра-путешествие по станциям) | Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека | Март | Классный руководитель, социальный педагог |
8. | «Диалоги с Карабасом Барабасом» ( беседы о культуре питания) | Закрепить полученные знания о правильном питании | Апрель | Классный руководитель |
9. | Секреты поваренка (круглый стол) | Формировать представление о последствиях неправильного питания для организма | Май | Социальный педагог |
«Азбука Здоровья» (4 класс)
№ | Мероприятие, форма | Цель | Срок | Ответственный |
1. | Учись быть здоровым (игра) | Способствовать осознанию необходимости бережного отношения к своему организму | Сентябрь | Классный руководитель |
2. | «Айболит предупреждает» (игра – КВН) | Формировать у учащихся представления о том, что здоровье – главная ценность в жизни | Октябрь | Классный руководитель |
3. | Кулинарные обычаи (игра – путешествие) | Закрепить знания о законах здорового питания | Ноябрь | Классный руководитель |
4. | Питание и красота (кулинарный практикум) | Воспитывать культуру питания | Декабрь | Социальный педагог |
5. | Спортивно – массовое мероприятие «Зимние забавы» | Формировать стремление к здоровому образу жизни | Январь | Классный руководитель, родители |
6. | Удивительные превращения колоска (занятие – беседа) | Закрепить знания учащихся о значимости хлеба в рационе питания, прививать бережное отношение к хлебу | Февраль | Классный руководитель |
7. | «Растишка» (музыкально-спортивный праздник) | Развивать ловкость, быстроту, скорость и других двигательных качеств | Март | Социальный педагог, организатор |
8. | Кафе «Три Толстяка» (разработка проектов) | Формировать у детей привычку правильно питаться | Апрель | Классный руководитель Социальный педагог |
9. | Кафе «Три Толстяка» (защита проектов) | Май |
Тематика бесед на родительских собраниях по программе здоровьесбережения в начальной школе
Класс | Название | Форма, содержание |
2012-2013 г. (сентябрь) (декабрь) (апрель)
| Режим труда и учёбы | Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода |
Значение питания для здоровья детей | Анкетирование детей, родителей, беседа школьного врача и социального педагога | |
Здоровье ребёнка в руках взрослых | Ослабленные дети, нервные дети, заикание у детей, леворукий ребенок, дети с временной задержкой психического развития | |
2013 – 2014 г. (сентябрь) (декабрь) (апрель) | Секреты здоровья ребенка | Анкетирование детей и родителей, беседа врача |
Физическое развитие школьника в школе и дома. | Обсуждение нового этапа в физическом и психическом развитии детей. | |
Всему начало отчий дом. | Психологическое состояние в семье. Причины детской тревожности. | |
2014 – 2015 г. (сентябрь) (декабрь) (апрель)
| Физкультурно-оздоровительная работа в семье. | Влияние физических упражнений на растущий организм. Физическое воспитание в семье. Пример родителей в соблюдении школьного режима дня. |
Не запрет, а предупреждение вредных привычек | Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании | |
Эмоции положительные и отрицательные. | Выявить самооценку ученика класса, определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у школьника. Анкетирование детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребно...
«Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников в рамках введения ФГОС» (из опыта работы)
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны...
Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
Статья раскрывает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения младших школьников....
Опыт работы "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников"
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, ...
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.
laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов....
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении младших школьников.
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении младших школьников.В основе педагогического опыта лежат идеи о психологических аспектах теории игры и игровых систем Л.В.Выготского, ...
Статья. "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников".
Здоровьесбережение младших школьников, одна из главных задач обучения....