Плюсы и минусы при работе перьевой ручкой.
статья на тему

Мотина Светлана Николаевна

Какой же ручкой писать- перьевой или шариковой? Я постаралась найти доказательства в пользу перьевой ручки, которые использую в беседе с родителями первоклассников. Мой  стаж работы с перьевой ручкой 4 года. Думаю, что для детей в начальных классах перьевая ручка предпочтительнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plyusy_i_minusy_pri_rabote_perevoy_ruchkoy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

    Проведёнными исследованиями сотрудников отдела сенсорных систем установлено, что на процесс физического и функционального  развития школьников принципиальное влияние оказывает степень напряжённости организма в процессе учебно-познавательной деятельности при выполнении такого наиболее тонкого координатного процесса как письма. С этих позиций акт письма заслуживает особо медико-педагогического анализа в плане оптимизации технологий овладения его навыками, т.е. на этапе формирования зрительно-двигательного «письменного» стереотипа.

В имеющиеся литературе мне не удалось найти исследований, касающихся оценки влияния на функциональное состояние детей дифференцированно – импульсно – нажимного письма, осуществляемого посредством перьевой ручки  и безотрывного осуществляемого с помощью шариковой ручки. Известно же, что с 1968 года традиционное веками совершенствовавшееся импульсно – нажимное перьевое письмо было заменено на безотрывное шариковой ручкой предполагающей пролонгацию усилий, т.е напряжений. Не случайно, вскоре после введения новой системы письма в литературе появились сведения, указывающие на  существенное ухудшение почерка учащихся. Эти данные должны были послужить весьма тревожным сигналом так как  давно известно, что почерк – это не только  эстетический аспект трудовой деятельности школьников (что само по себе немаловажно), но и отражение их психо – физиологических особенностей развития.

    В связи с этим провели исследования по сравнительной оценке влияния на функциональное состояние детей различных способов письма, осуществляемых с помощью перьевой и шариковой ручками. Эксперимент проводился на базе детского комбината г. Красноярска. Одна из подготовительных групп в течение учебного года обучалась письму при помощи перьевой ручки, вторая – шариковой. За основу были взяты стандартные прописи.  Анализировались следующие показатели: состояние   зрительно – ручной координации уровень напряжённости при письме, а также зрительные функции об уровне напряженности организма в процессе письма судили по показателю электро–кожной проводимости и состоянию зрительной рабочей дистанции. Показатели снимались в процессе выполнения стандартной письменной пробы. Анализ полученных данных позволил установить следующее. Как в начале, так и в конце учебного года во время письма  перьевой ручкой наблюдалась устойчивая тенденция к постепенному увеличению зрительной рабочей дистанции, в то время как при письме шариковой ручкой, наоборот, -  к ёё сокращению. Понижение уровня напряжённости организма в процессе письма перьевой ручкой подтверждается и состоянием электро – кожной проводимости. Так, если у детей, писавших шариковой ручкой падение ЭКП свидетельствующие о нарастании утомления,  то время как при письме  перьевой оно было намного ниже.

Большой практический интерес представляет тот факт, что в группе детей, обучающихся письму посредством перьевых ручек, наблюдалось существенное улучшение зрительно -ручной координации. Плавная подача чернил в пишущем узле перьевой ручки позволяет писать детям более осознанно и концентрированно – они меньше устают. Она дисциплинирует руку и позволяет сформировать красивый почерк. Удовольствие от процесса и от результата – сильные мотивирующие факторы в учёбе. «Энергосберегающее»  письмо пером лучше развивает моторные навыки ребёнка: дети быстрее запоминают буквы и слова, это развивает их мозговую деятельность, память.

  Это обстоятельство не могло положительно не сказаться на развитии различных функциональных систем организма. Так у детей, писавших пером, наблюдалась  устойчивая тенденция к более полной реализации потенциальных возможностей зрения.

Например, острота зрения за это время у них возросла, в то время, как у детей, писавших шариковой ручкой – оставалась) на исходном уровне.

В процессе выполнения и анализа полученных результатов попросили ребёнка, не

владеющего техникой письма, провести связную штриховую линию. При этом

обнаружили, что она представляет собой ряд чередующих сильных и слабых нажимов.

Этот факт указывает на то, что произвольное графическое движение формируется на базе

эндогенно непроизвольного микро – двигательного импульсного ритма. Письмо перьевой

ручкой, включающее постоянное чередование усилий и расслаблений, как раз наиболее

полно отвечает его природе, способствуя более эффективному формированию

произвольных координированных движений.

  Не случайно, на определённом этапе развития культуры письма народ использовал

гусиное перо как инструмент, наиболее чувствительный к слабым волевым усилиям.

Затем, попадая  под влияние научно – технического прогресса, гусиное перо было заменено на металлическое, которое однако, обладало ещё достаточной чувствительностью к волевым усилиям. Дальнейшее техническое совершенствование пишущего инструмента продолжало вступать во всё большее противоречие с природой человека. И, наконец, «венец» прогресса – шариковая ручка – требующая постоянного мышечного и психического усилия, т е. напряжения. Не случайно при изучении вопросов нормирования продолжительности безотрывного письма с учётом механизма утомления школьников, Н. П. Куинджи ( 1973) пришёл к выводу, что «длительность непрерывного письма в начале урока должна составлять примерно 3 минуты, в середине – 2 минуты, и в конце урока – 1 минуту». В реальной же жизни школьники, как известно, пишут часами.

Каков же выход из создавшейся ситуации? Ведь нереально сегодня ставить вопрос об отмене шариковой ручки так, как в своё время административным решением была отменена перьевая. А выход может быть следующим. Перьевую ручку мы должны широко использовать в детских комбинатах для овладения начальными навыками письма, т е. на этапе формирования зрительно – ручного двигательного стереотипа. Установлено, что сформированный с помощью перьевой ручки импульсный характер графических движений является основой для всей графической деятельности школьников, в т. ч  при переходе их на письмо шариковой ручкой.

   Пишущий инструмент для школы должен быть правильно подобран. Понятно, что

ручка сама по себе – педагог, но всё же её важность нельзя недооценивать. В Германии,

например, письмо перьевой ручкой в начальной школе закреплено федеральным законом.

   Письмо – это дело не только пальцев и руки. В процесс письма вовлекается всё тело

человека. Например, немаловажные положения пальцев на ручке и сама поза во время

письма. Если они неправильные, возникает мышечное напряжение, которое ведёт к

напряжению умственному, быстрому утомлению. Когда это повторяется изо дня в день –

неправильное положение пальцев на ручке и неправильная поза при письме: согнутая

спина, низко наклонённая к тетради голова – всё это может привести к исправлению позвоночника, ухудшению зрения.

Перьевой ручкой удобно писать.

   

       С непривычки может показаться, что всё как раз наоборот. Когда вы впервые

       берёте в руки перьевую ручку, вы  не знаете, как правильно поставить её на бумагу,

       чтобы она не царапала лист, не оставляла кляксы, чтобы чернила легко ложились и

       не растекались. Но достаточно один раз понять, как правильно держать ручку, и у

       вас больше никогда не возникают трудности с письмом. На шариковую ручку

       во время     письма приходится сильно надавливать, перьевая же легко скользит

       по  бумаге, не перетруждая руку. Вы сможете писать без перерыва значительно

      дольше, и   ваша рука не устанет.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Перьевая   ручка способствует формированию красивого почерка.

Это не миф, исследователи давно доказали, что перьевая ручка оказывает                                                                       положительное влияние на формирование красивого почерка. Не случайно                                                    дошкольникам и младшим школьникам долгое время рекомендовались именно                                                  перьевые ручки для обучения чистописанию. Если вы хотите скорректировать                                         почерк, сделать его более разборчивым и изящным, перьевая ручка поможет вам.

Перьевая ручка полезна для здоровья.

Те, кто проводит много времени за компьютером, не понаслышке знают о такой                                                                    проблеме, как туннельный синдром запястья, который возникает из-за длительных                                                                       однообразных движений кистей рук. Так вот, регулярное письмо перьевой ручкой                                                         позволяет в скором времени избавиться от признаков туннельного синдрома и                                                         значительно облегчает боль в руках после долгой работы за компьютером. С чем это связано? Всё очень просто. При письме перьевой ручкой ваша рука                                                                    занимает такое положение и двигается таким образом, вы как бы выполняете                                                         лечебную гимнастику при письме. Если вы будете писать перьевой ручкой хотя бы                                                               по одной странице в сутки, риск возникновения болей в руке практически                                                                               полностью исчезнет.

    Ответственным моментом здесь является индивидуальный подход к оптимизации                                                                      возраста - с которого наиболее целесообразно начать обучение детей письму. Учёные считают недопустимым для всех детей устанавливать какой-то один средний возраст. Одни дети свободно могут писать уже в 4,5-5 лет, другие в 6 лет, для третьих же этот процесс весьма затруднен и в 7 лет. В то же время учёные глубоко убеждены – что к периоду поступления в школу большинство детей могут и должны свободно писать. Практика показала, что это в значительной степени зависит не только от детей, но и от воспитателя. В целом опыт показывает, что примерно одна треть, половина детей могут приступить к овладению техникой письма с 4-5 лет. Важным моментом в процессе формирования графических движений является выбор тех или иных прописей. К сожалению, как показали исследования отдела сенсорных систем, существующие прописи во многом находятся в антагонистических отношениях с эндогенной ритмикой функциональной системы глаз-рука. Более того, они не отвечают ни индивидуальным, ни этническим особенностям восприятия и развития детей. Подходы к конструированию индивидуальных прописей с учетом типа конституции ребенка, возраста и пола, а также этнических особенностей восприятия будут изложены нами в отдельной работе.

Какой ручкой лучше учиться писать? И перьевая и шариковая ручка имеют свои плюсы и минусы.

Самый главный плюс перьевой ручки - чувствительность к нажатию. Нажали больше - линия получилась толще. Чуть отпустили - линия получилась тоненькая. Даже небольшое нажатие перьевая ручка чувствует (тогда, как шариковой ручкой писать при таком слабом нажатии просто не получится). Что это значит? Это значит, что при письме перьевой ручкой можно менять силу нажатия. Ведём линию вниз – нажатие больше. Ведём линию вверх - нажатие меньше. При этом и рука наша то напрягается, то расслабляется. При расслаблении снимается напряжение. Линии, буквы, цифры, написанные пером, получаются ровнее, чем при работе шариковой ручкой. При медленном письме шариковой ручкой (все дети начинают с медленного письма) появляются какие-то неровности, бугорки, линии «дрожат».

К недостаткам перьевой ручки можно отнести трудности в обращении. Например, чернила могут подсохнуть и требуется время, чтобы ручку расписать. Также письмо может быть неаккуратным из-за того, что ручка подтекает, можно нечаянно «смазать» только что выведенную линию или же чернила могут растекаться из - за некачественной бумаги.

Моё личное мнение - думаю, для детей в начальных классах перьевая ручка предпочтительнее, по вышеизложенным причинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Компьютер: - плюсы и минусы общения"

Групповая работа с родителями обучающихся начальной школы на очень актуальную тему. Предлагается презентация, анкета для детей, памятка для родителей, разработка собрания....

Доклад на МО "Плюсы и минусы развивающего обучения"

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.Что такое развивающее обучение? Каковы его характерные признаки...

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Папка содержит исследования в области дистанционного обучения, полезна для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с использованием дистанционных технологий...

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Дистанционный курс обучения, а также терпеливый и опытный наставник, домашняя обстановка и разумное распределение времени помогут достичь любому ученику значительных  успехов в учебе....

Родительское собрание "Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения"

Цель собрания: расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером. Форма проведения: собрание – практикум....

Плюсы и минусы в работе в связи с внедрением ФГОС.

Статья о плюсах и минусах в работе педагога в связи с внедрением ФГОС....

Использование средств мультипликации в работе воспитателя ГПД: плюсы и минусы

Мультфильмы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие и поведение ребенка. В статье  рассказывается о влиянии мультфильмов на детей, как избежать негативных после...