Формирование мотивации к обучению в хореографическом объединении
статья на тему
Проблема мотивации в образовательном процессе является актуальной в педагогической теории и практике. Я.А. Каменский писал, что "всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_k_obucheniyu_horeografii.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации к обучению хореографии
в объединении «Капитошки»
Танец - это огромный мир, чтобы его покорить, надо иметь упорство, терпение и устойчивую мотивацию.
Проблема мотивации в образовательном процессе является актуальной в педагогической теории и практике. Еще Я. А. Коменский писал, «что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению».
В современном мире, в системе дополнительного образования сложилась хорошая база по развитию творческого потенциала и мотивации детей на занятиях по хореографии. На протяжении многих лет успешно работают и развиваются творческие детские коллективы по различным направлениям хореографии.
Занятия по хореографии не перестают быть актуальными, так как и взрослые и дети удовлетворяют в танце свои потребности в движении и творческому развитию и соприкасаются с миром прекрасного. Следовательно, не перестает быть актуальным вопрос по формированию у воспитанников устойчивой мотивации к занятиям хореографией с использованием современных педагогических технологий. Останавливаясь на педагогических технологиях, хочется отметить, что их использование приводит к положительным результатам деятельности коллектива и хорошему качеству образования.
Родители приводят детей на занятия ритмической гимнастикой ко мне в 5 – 6 лет. Прежде всего, это желание родителей, чтобы их ребёнок занимался, танцевал. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия ритмической гимнастикой в частности и хореографией в целом стали для ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог знает, что заинтересованный ребёнок занимается лучше, интерес играет важную роль в формировании положительной мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности.
Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Что такое мотив было описано еще в словаре под. ред. С.И. Ожегова «это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию». Он может носить кратковременный характер, либо стабильный. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно отношусь к успехам и неудачам учеников.
На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности;
- сравнение сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и только затем с общими нормами.
Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения.
В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа.
Мною разработана дополнительная образовательная программа «Капитошки» для детей 5 – 6 лет.
Цель программы – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
Обучающие:
- обучать слушать музыку и передавать ее характер, содержание;
- обучать повторять за педагогом простые упражнения;
- обучать ориентироваться в пространстве, быстро перестраиваться по просьбе педагога;
- обучать основам элементам танцевальных композиций;
- обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
Воспитательные:
- воспитывать в ребенке умение слушать педагога;
- приобщать к танцевальному искусству;
- воспитывать интерес, потребность в движениях под музыку;
- воспитывать выносливость, терпение;
- воспитывать умение сопереживать другим людям и животным;
- воспитывать умение вести себя в группе во время движения, формировать чувство такта и культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
Развивающие:
- развивать точность выполнения движений;
- развивать слуховое внимание, умение выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
- развивать координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление.
Дополнительная образовательная программа «Капитошки» предполагает несколько направлений или линий деятельности обучаемых. Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению. Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики. Вторая линия – овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений. Третья линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение. Четвертая линия – ориентировка в пространстве. Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация и моделирование. Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.
Сохранность контингента имеет немаловажное значение для результативности образовательного процесса в любом творческом объединении. Для того, чтобы хореографический коллектив мог добиться успехов, его основной состав должен быть постоянным. Не секрет, что процесс становления хороших танцоров происходит не за один день. Очень часто требуется несколько лет, прежде чем ребёнок сможет проявить на сцене свои лучшие качества и удивить своими актёрскими способностями. И на этом пути его ждут не только аплодисменты зрителей, но и большие трудности. Длительные репетиции, физические нагрузки, умение ставить интересы коллектива выше личных, не каждому приходятся по душе. У любой медали есть обратная сторона. И вот тут перед педагогом встаёт главный вопрос, который и определяет весь смысл его работы: как заинтересовать ребёнка, чтобы, несмотря на все трудности, у него не пропало желание танцевать? Чтобы эту любовь к танцу и стремление к творчеству он пронёс через всю жизнь и сумел передать своим детям?
Обучение основам хореографии лучше начинать с дошкольного возраста. Очень важна на этом этапе мотивация родителей. Провожу родительские собрания, где очень подробно объясняю значение хореографии не только для творческого, но и главное – для физического развития ребёнка. Поскольку каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был здоров, это является очень важным аргументом в пользу занятий в танцевальном объединении. Регулярно беседую с родителями, интересуюсь состоянием здоровья, увлечениями ребёнка. Этот период можно назвать подготовительным на пути создания коллектива. Но его нельзя недооценивать, так как в этом возрасте для ребёнка очень важно мнение взрослых, их одобрение.
Теперь предстоит сохранить этот контингент. Для этого процесс получения знаний должен стать увлекательным и разнообразным по содержанию. Все дети любят играть. В процессе игры они познают окружающий мир, учатся общаться. При грамотном подходе именно игровое начало должно быть положено в основу обучения, сохранив тем самым интерес ребёнка к занятиям. С маленькими детьми активно использую нетрадиционные формы проведения занятий (урок-сказка, урок-путешествие, урок-импровизация). Уровень мотивации на данном этапе обучения можно оценивать как начальный - неосознанный, на уровне любознательности. Хотя иногда интерес поддерживается самостоятельно, мотивация ещё не вполне устойчивая, связана в основном с результативной стороной процесса. Если удовлетворить любознательность ребёнка и его потребность в двигательной активности, то уровень мотивации неизменно начнёт повышаться.
В начальных классах для детей выступает на первый план общение со сверстниками. Поэтому для того, чтобы сохранить коллектив, помимо учебных занятий, нужны коллективные дела, которые помогут сплотить и объединить всех. Организуем праздники, всевозможные конкурсы, привлекаем родителей к участию в мероприятиях. Всё это вносит разнообразие в учебный процесс, помогая поддерживать интерес. При этом нельзя забывать, что и при коллективном творчестве каждый обучающийся хочет иметь свою роль и возможность проявить себя.
Педагог должен быть заинтересован в каждом ребёнке без исключения. Беседуйте, советуйтесь с ними, обсуждайте дела. Пусть дети почувствуют, насколько каждый из них важен для коллектива. И тогда им не захочется из него уходить!
Поощрение - действенный способ мотивации. Оно обязательно должно быть, подчеркнув тем самым значимость проделанной детьми работы. Причём поощрение не именно материального характера. Даже похвала в устной форме, положительная оценка руководителя является стимулом для дальнейших успехов. Награждение грамотой приобретает для ребёнка особый смысл, так как в этом возрасте мотивация становится всё более осознанной и устойчивой, признание заслуг ребёнка помогает добиваться ещё более высоких результатов. А если воспитанник успешен в какой-либо деятельности, он обязательно будет продолжать обучение. Успехи есть у каждого, просто их надо уметь видеть.
В старшем школьном возрасте появляется желание наиболее полно реализовать все свои способности в выбранной деятельности. Обучающиеся стремятся более глубоко изучить предмет. Важно поддерживать их в этом стремлении. Поэтому на данном этапе обучения индивидуальный подход приобретает особое значение.
Танец - это огромный мир, чтобы его покорить, надо иметь упорство, терпение и устойчивую мотивацию.
Проблема мотивации в образовательном процессе является актуальной в педагогической теории и практике. Еще Я. А. Коменский писал, «что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению».
В современном мире, в системе дополнительного образования сложилась хорошая база по развитию творческого потенциала и мотивации детей на занятиях по хореографии. На протяжении многих лет успешно работают и развиваются творческие детские коллективы по различным направлениям хореографии.
Занятия по хореографии не перестают быть актуальными, так как и взрослые и дети удовлетворяют в танце свои потребности в движении и творческому развитию и соприкасаются с миром прекрасного. Следовательно, не перестает быть актуальным вопрос по формированию у воспитанников устойчивой мотивации к занятиям хореографией с использованием современных педагогических технологий. Останавливаясь на педагогических технологиях, хочется отметить, что их использование приводит к положительным результатам деятельности коллектива и хорошему качеству образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет.
Статья о том как способствовать формированию мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет....
Формирование мотивации при обучении иностранному языку
способы мотивации при обучении иностранному языку...
Работа с родителями.Советы родителям по формированию мотивации к обучению в школе.
Актуальность. Сегодня все чаще учителя сетуют на то , что у детей снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению.Педагоги и родители озабочены тем, ч...
Влияние игр на формирование мотивации к обучению
Как говорил К. Д. Ушинский: «Для ребенка игра – действительность, действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает». Именно через игру ест...
Концепция «Интерактивные пособия как средство формирования мотивации к обучению в начальной школе»
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения,...
Презентация "Интерактивные пособия, как средство формирования мотивации к обучению в начальной школе"
В презентации рассказывается о таких интерактивных средствах обучения в начальной школе, как интерактивный читательский дневник, лэпбук, интерактивные альбомы на липучках, интерактивные тетради....
Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуал...