Воспитание мультимедийной грамотности младших школьников в семье
материал на тему
Предварительный просмотр:
М
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Старовичугская средняя школа
имени Г.В. Писарева
Памятка для родителей
Воспитание мультимедийной грамотности младших школьников в семье
Разработала:
учитель начальных классов
Семьян Анастасия Александровна
Старая Вичуга - 2016
едиа – телевидение, компьютерные технологии, многочисленные печатные издания стали верными спутниками каждого современного человека. Они играют огромную роль в воспитании, образовании, культурном развитии подрастающего поколения, активно участвуют в процессах управления, в формировании общественного мнения.
Современное подрастающее поколение все чаще называют «медийным». Это неудивительно, ведь «для большинства детей и молодежи современные медиа (и особенно Интернет), гораздо больше, чем простые средства познания окружающего мира. Это их мир, их виртуальная реальность, где всё самое лучшее и худшее может быть как создано, так и уничтожено. Молодежи гораздо больше, чем взрослым, нравится иметь дело с новыми технологиями, и они более непринужденны в этом отношении.
Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF), несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 (!) часов, контактируя с различными экранными медиа, тогда как на общение с родителями уходит в среднем 154 часа. В то же время известно, что в России в среднем родители разговаривают со своими детьми всего около 30 – 40 минут в день. Конечно, времени на все, в том числе и на собственного ребенка, катастрофически не хватает, трудно выкроить минутку, чтобы поговорить с ним по душам, расспросить обо всем! И дети, конечно, это чувствуют, но любящее сердце все прощает: ребенок привыкает к тому, что мама очень занята, а папа всегда на работе. Вот он и стремится восполнить дефицит общения, уютно устроившись на диване перед телевизором или включая компьютер. Устраивается ребенок перед телевизором вместе с родителями и смотрит то, что и взрослая аудитория. И нужно признать, что со временем у детей появляются свои предпочтения «взрослых» фильмов: к примеру, согласно недавно проведенным исследованиям, наибольшей популярностью у российской школьной аудитории пользуются мелодрамы (27 %), приключения (17 %), комедии (16 %), криминальные киноленты (10 %). А детские фильмы предпочитают лишь 6,5 % из опрошенных школьников.
Все больше детей младшего школьного возраста обращаются к виртуальному миру – миру компьютерных игр, общения в сети Интернет. К примеру, компьютерные игры, обладающие большой притягательной силой. Компьютерный мир, в том числе и игровой, открывает современному молодому поколению широкие возможности. Во-первых, он является важным источником информации. Во-вторых, при помощи компьютера современные дети компенсируют дефицит общения, в том числе – и с взрослыми. В-третьих, компьютер – это увлекательная форма отдыха и развлечения.
Но, в то же время, у современных компьютерных технологий есть и обратная сторона. Драки, перестрелки, убийства,
которые входят в сюжет многих игр (да и на телевизионном экране они не редкость), вызывают негативные эмоции, отрицательно влияют на развитие ребенка. Статистика свидетельствует о том, что на совершение насилия в компьютерных играх уходит 80 – 90 % времени, 55 % компьютерных игр на российском рынке включают сцены насилия и убийств, в 39 % игр содержатся эпизоды драк разной степени жестокости, в 35 % игр изображены катастрофы. Только 17 % компьютерных игр спортивной тематики не содержат никаких сцен насилия. Наиболее агрессивными признаны «стрелялки» и игры военной тематики.
Медиамир нашего ребенка – младшего школьника невозможно представить себе без мобильного телефона. Лишение возможности общаться при помощи мобильного телефона воспринимается многими школьниками как социальный стресс. Так, 77 % опрошенных школьников согласились с утверждением: «Я бы не вынес жизни без моего телефона».
Влияние современных масс-медиа на здоровье и развитие младших школьников
По подсчетам ЮНЕСКО, дети проводят перед телеэкраном 3 часа в день, что примерно на 50 % больше, чем уделяется любому другому виду деятельности в свободное от школы время. Медийная зависимость возникает и развивается постепенно, и исследователи выделяют несколько стадий ее формирования. К первой стадии компьютерной зависимости относится легкая увлеченность компьютерным ролевым действом. Следующая стадия, получившая название стадии увлеченности, характеризуется регулярным обращением ребенка к компьютерным играм. Третья стадия – стадия зависимости связана не только с потребностью играть, но и с изменениями в сфере самосознания и самооценки ребенка. Следующая стадия (стадия привязанности) сопровождается некоторым снижением игровой активности. Поэтому, в случае возникновения у ребенка компьютерной зависимости лучше всего посоветоваться со специалистами – психологами, психотерапевтами, которые смогут оказать действительно квалифицированную помощь и родителям, и самому школьнику. Злоупотребление общением со средствами массовой коммуникации и информации может нанести ощутимый вред физическому состоянию ребенка. Нарушение зрения, осанки, вредное излучение, проблема лишнего веса – вот неполный перечень нарушений состояния здоровья современного «медийного поколения».
Советы родителям
1) Приобщая ребенка к медиа, не навредите его здоровью и развитию. Приглашая его к экрану, помните о количестве времени, которое можно проводить с медиа без вреда для здоровья (для детей старше 2 лет 1-2 часа в день).
2)Учите ребенка находить и обрабатывать нужную информацию в сфере медиа.
2) Постарайтесь сделать процесс освоения семейной медиаграмотности увлекательным занятием. Веселые конкурсы и игры, викторины, совместные творческие дела, соревнования, придумывание забавных историй, сочинение стихов или песен, разыгрывание небольших костюмированных сценок, создание поделок или видеосъемка собственного фильма – эти занятия вызовут интерес у всех членов семьи и помогут лучше понять и друг друга, и мир медиа в целом. Такие совместные игры с родителями будут иметь большое значение для развития способности ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, ведь в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность дальнейшей жизнедеятельности, его отношение к окружающему миру в целом, да и к самому себе.
Улыбка, доброжелательное отношение, уважение, постоянное внимание ко всем творческим проявлениям ребенка – все это поможет Вам, дорогие родители, завоевать доверие и стать своему ребенку самым лучшим другом на долгие годы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание младших школьников в семье.
Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание младших школьников в семье»....
Трудовое воспитание младших школьников в семье.
Трудовое воспитание в семье — процесс длительный и сложный. Здесь есть свое трудности, свои правила....
Родительское собрание на тему: «Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»
Цель: обсудить с родителями проблему трудового воспитания младших школьников в семье.Форма: собрание-практикумУчастники: родители, классный руководитель....
Программа толерантного воспитания младшего школьника "В семье единой"
Программа «В семье единой» ориентирована на учащихся 1-4 классов и показывает основные пути формирования толерантного сознания и поведения у учащихся.Главной целью програ...
Разработка родительского собрания во 2 классе на тему:«Семейные традиции как средство формирования духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье»
Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии детей....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ». ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Родительское собрание. Лекция для родителей. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в семье...
Физическое воспитание младших школьников в семье.
Академик А. С. Белкин утверждает, что общение с родителями — «главная потребность ребенка». «С ребенком необходимо играть!» Если учесть, что физические упражнения по свое...