Родительское собрание на тему: «Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»
план-конспект занятия на тему

Рыбкина Любовь Леонидовна

Цель:

обсудить с родителями проблему трудового воспитания  младших школьников в семье.

Форма: собрание-практикум

Участники: родители, классный руководитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_trudolyubiya_u_mladshikh_shkolnikov_v_seme.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»

Цель:

обсудить с родителями проблему трудового воспитания  младших школьников в семье.

Форма: собрание-практикум

Участники: родители, классный руководитель.

Подготовительный этап:

Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, проводит анкетирование родителей и учащихся по следующим вопросам.

Анкета для учащихся:

  1. Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения? Какие?
  2. Ты выполняешь их без напоминания или тебя надо просить?
  3. Поощряют ли тебя родители за выполнение домашних поручений? Как?
  4. Наказывают ли тебя родители за невыполненное поручение?

Анкета для родителей:

  1. Помогает ли Вам ребёнок по дому?
  2. Есть ли у Вашего ребёнка постоянные поручения по дому? Если они существуют, то какие?
  3. Охотно ли Ваш ребёнок выполняет трудовые поручения по дому?
  4. Поощряете ли Вы ребёнка за выполнение домашнего поручения? Если поощряете, то каким образом?
  5. Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение домашнего поручения? Если да, то как?                

Оборудование, оформление:

на доске эпиграф собрания: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья,  а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь  к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

Для работы микрогрупп родителей необходимо подготовить 5-6 столов. Стульев по количеству участников, листы бумаги, фломастеры, ручки.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя:

            Воспитание трудолюбия – сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения.

          Ещё в дошкольном возрасте родители, как правило, приучают детей к самообслуживанию. Иногда, правда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго  задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать не только семилеток, но и детей более старшего возраста. Дело доходит до того, что у ребёнка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он не может убрать свою постель, самостоятельно одеться, сложить в портфель школьные принадлежности и т.д.  Сами того не понимая, родители закладывают в своём ребёнке инфантилизм и эгоизм. Воспитание привычки к труду – дело хлопотное. Родителям не приходится ждать лёгких и быстрых результатов. Прежде всего  потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью, напряжением.

          Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, домашний труд для ребёнка – это не радостные развлечения и далеко не все дети выполняют домашние обязанности без напоминания, особенно если в семье один ребёнок и его постоянно взрослые  пытаются оградить от трудностей.

         Но родителям надо понять главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость.

         Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

         У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспитанию у ребёнка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путём постоянных упражнений и повторений.  Плохую услугу своим детям оказывают те родители, которые оберегают детей от домашних  обязанностей.

          Приучая детей к выполнению трудовых поручений по дому, родители должны понимать, что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под палки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И ещё одно важное правило – нельзя наказывать ребёнка трудом, у него не должно сложиться убеждение, что труд – это наказание.

  • Во второй части собрания классный руководитель предлагает обсудить в микрогруппах  ситуации семейного воспитания.

- 7 – летняя Наташа по просьбе мамы убирает в своей комнате. Делает она это медленно, неохотно, постоянно отвлекается. Мама нервничает, делает дочери замечания повышенным тоном. Наташа в ответ на замечание мамы  говорит: «Когда уберу, тогда и уберу».  Как поступить маме в этой ситуации?

-  Игорь, понимая, что мама устала, предлагает вымыть посуду, но мама категорично отвечает: «Нет, посуду я сама вымою, иди, учи уроки». Согласны ли вы с мамой Игоря?

- В семье Смирновых двое школьников: 10-летний  Саша и 11-летний Славик. Мальчики постоянно ссорятся между собой. Кому мусор выносить, кому собаку выгуливать, кому пылесосить квартиру. Тогда на семейном совете было принято решение: составить график дежурства мальчиков по дому. Как вы относитесь к такому подходу родителей к трудовому воспитанию детей? Предложите свои варианты решения этой проблемы.

  • После коллективного анализа ситуаций семейного воспитания предложите родителям поделиться своими секретами воспитания трудолюбия у детей в семье.

  • Итогом собрания может стать обсуждение предложенного родителям решения собрания.
  1. Определить детям постоянные трудовые поручения в семье с учётом их возможностей.
  2. Воспитывать у детей уважение к любому труду, полезному людям.

Родителям на заметку

  • Давая поручения ребёнку, подумайте. По силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценивать возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.
  • Уважайте своего ребёнка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.
  • Не забывайте хвалить ребёнка за хорошо выполненные поручения. Если Вы не удовлетворены результатом выполненной ребёнком работы, не спешите высказать ему своё недовольство. Попытайтесь понять причину, подскажите ребёнку, как это сделать лучше в следующий раз.
  • Старайтесь быть последовательным в своих требованиях.
  • Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите ему образец правильного выполнения поручения. Научите этому своего ребёнка, несколько раз выполните это поручение вместе.
  • Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих близких, друзей.
  • Не делайте за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Не платите за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит Ваш ребёнок, если Вам нечем будет заплатить , например, за мытьё посуды.

Что делать, если … (советы родителям)

Вы решили покрасить дверь и хотите, чтобы сын помог Вам, а он в это время смотрит телевизор.

Многие, возможно, предпочтут сказать: «А ты смотришь фильм? Ну, ладно, я сам». И это не лучший вариант решения ситуаций. Во-первых, Вы обесцениваете услугу, о которой сами только что просили. Ребёнок сразу почувствует, что не так уж он был и нужен. И в следующий раз тоже усомнится в серьёзности Вашей просьбы. Ну и , конечно, поступая так, Вы лишаете ребёнка возможности внести посильный вклад в жизнь семьи.

            Ещё хуже, если Вы поступаете так постоянно. Если Вы всё время упускаете возможность обратиться к ребёнку за помощью или поручить ему самостоятельное дело, у сына или дочери может сложиться впечатление, что детство – для игры и удовольствия, а серьёзные дела начнутся, когда они вырастут. Но справятся ли тогда выросшие дети с серьёзными поручениями? Тем более, что давать их будут не мама с папой и не бабушка, а посторонние люди.

           Не стоит путать попустительство и любовь. Игра, развлечения и труд должны быть мудро сбалансированы  в жизни Вашего ребёнка. Возможно, тогда он не вырастет неприспособленным человеком, одним из тех, кто и хотел бы принять участие в реальном деле, да не знает, как за него взяться. Такие только вызывают раздражение у окружающих.

         Тем не менее, огорчать ребёнка, когда он с таким интересом смотрит телевизор и требовать, чтобы он тут же это занятие прервал и поспешил Вам на помощь, тоже не хочется. Как же поступить?

          Можно сказать: «Мы сегодня собирались покрасить дверь. Поможешь мне?» Так Вы не только сообщите, что нуждаетесь в помощи. Вы продемонстрируете уверенность в том, что у сына есть желание помочь, и он сумеет это сделать, что Вы цените эту помощь. И, наконец, что общество сына Вам приятно.

         Есть ещё такой выход. Если передача действительно интересна и её долго ждали, а работа не такая уж срочная, то можно сказать: «Интересная передача, да? А когда закончится? Тогда давай посмотрим вместе (ты смотри, а я пока поговорю по телефону), а потом вместе покрасим дверь».

         Так Вы дадите возможность проявить себя и услышать похвалу, и он почувствует Ваше уважение к его занятиям.

         … Вам не хочется отрывать ребёнка от занятий, но Вам нужна помощь.

          Если нужно, обращайтесь с просьбой и давайте поручение.

        Только при этом проследите, чтобы у Вас  в голосе не звучали «виноватые» нотки, не нужно извиняющегося тона. Дети улавливают, что родители не решаются попросить о чём-то, испытывают чувство вины.

          Кстати, если Вы решили проявить «благородство», не беспокоить ребёнка и взвалить на свои усталые  плечи ещё и этот груз, то, вероятно, у Вас возникнет раздражение, а это дети тоже ощущают. Так что такое решение не принесёт пользы ни Вам, ни детям. Будет испорчено настроение, и дети не получат возможности проявить себя. А чувство вины, которое у них может возникнуть, -  не всегда хороший помощник Вам. Далеко не всякий ребёнок, почувствовав себя виноватым, стремится исправить положение. Наоборот, бывает, что чувство вины только закрепляет нежелательную модель поведения. Ведь и со взрослыми так бывает. Вспомните.

           Просите ребёнка о помощи, давайте поручения убеждённо, уверенно. Но не грубо!    (Учительская газета, 1987 г)

Что делать, если …

        Вы дали поручение, а он пообещал, но не делает. Тянет время. А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать или идти в школу. Или в ответ на просьбу Вы услышали: «Я потом, можно?», «А почему всегда я? Что больше некому?», «Пусть Ленка сходит, я уже ходил…»

        Совершенно с Вами согласны, это ужасно раздражает. Сразу возникает одна из самых взрывоопасных семейных ситуаций. Как поступить?

        Ну, во-первых, как во всех взрывоопасных ситуациях, сначала посчитать до десяти. Если не поможет, то и до ста.

        Во-вторых, поговорите с ребёнком. Может быть, у него действительно серьёзная причина для отказа.

       Ну, а главное, нужно всё-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь Вашими помощниками могут быть не окрик, не угроза, не скандал, а игра и чувство юмора.

      Очень важно давать поручения, которые по силам ребёнку.

      Вы дали поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты всё ещё подметаешь?(гладишь, вытираешь пыль, расставляешь книги) Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться».

       Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» но если Вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери начатое до конца, это правильнее.

        Конечно, помощь, которую могут оказать  Ваш сын или дочь, важна для Вас. Но гораздо важнее она для самого ребёнка. То чувство удовлетворения, которое возникнет, когда он сумел что-то сделать для себя или, что важнее, для других – абсолютно необходимо для правильного формирования личности. Чем активнее ребёнок принимает участие в жизни семьи, чем больше дел он сумеет выполнить, тем раньше появится его вера в себя, в свои возможности, и тем она прочнее.

Что делать, если …

        Ребёнок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

         Самая главная награда для ребёнка – то, что Вы к нему обратились за помощью, что нужен, Вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей – тоже очень важная награда, её нельзя обесценивать. Если ребёнок выполняет свои повседневные обязанности, и делает это хорошо, нужно показать, что Вы цените его работу. Ведь если Вы приготовили обед, то это обычное дело, правда? А Вам приятно услышать похвалу, знать, что Вы доставили кому-то удовольствие? Поэтому доброе слово весьма уместно, если ребёнок красиво накрыл на стол, аккуратно застелил кровать, вовремя поливает цветы.

           Но если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. Если Ваш ребёнок хорошо поработал – например, помог разобрать кладовку, убрал зимние вещи и т.д., особенно если он для этого отказался от прогулки, телевизионной передачи, то … дайте ему почувствовать, что вы считаете его взрослым.

        Награда за труд – это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребёнок сможет выполнить что-то ещё более сложное, а значит, и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

Материалы родительского  собрания содержат рекомендации как организовать помочь ребенку при выполнении им проекта и исследовательской работы...

Родительское собрание на тему:«Воспитание культуры поведения у младших школьников»

Текстовый материал к презентации Родительское собрание на тему:«Воспитание культуры поведения у младших школьников»...

Конспект родительского собрания на тему: "Особенности мыслительной деятельности младших школьников"

Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в проц...

Материал видеолекции родительского собрания по теме "Мотивация учебной деятельности младшего школьника"

Мотивация младшему школьнику необходима для повышения интереса к обучению, стимулирования его учебной активности, развития самодисциплины и саморегуляции, формирования целеустремленности и уверенности...