Нескучное чтение
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Непримерное условие продуктивной деятельности человека XXI века - освоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением. Как же добиться оптимальной скорости чтения? Рассмотрим наиболее эффективные методы и приемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stimul.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда»

                                                                                   В.А.Сухомлинский

НЕСКУЧНОЕ ЧТЕНИЕ

Что случилось с нашими детьми?                                                                                               Многие не хотят читать, боятся книг. Очень часто встречаются ученики старших классов, которые читают скверно, едва не на уровне первоклассников в четвертой четверти. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив. Он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.

С какой скоростью должны читать ученики, заканчивающие                         начальное обучение?  

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

                                                                                                   

Как же выйти на этот уровень? Как добиться этой                                            оптимальной скорости чтения?        

Рассмотрим наиболее эффективные методы и приемы.                                                                              

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку (дочку), который плохо читает, за книгу и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо 1-1.5 часа, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5-10 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через 1-2 часа еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прем.

  1. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышевской школе, школе В.А.Сухомлинского.                                                      Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все члены семьи читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать друг другу, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
  2. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь-девять часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Если ребенок читал самостоятельно, родителям следует найти время, чтобы спросить, что перед сном он прочитал.

  1. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку…

Следует обратить внимание родителей на то, что в диафильме почти 40 кадров – это 80 строчек. Далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер 80 строчек. Поэтому читать надо поочередно: читает ребенок, потом родители.

  1. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Развитие оперативной памяти проводят с помощью так называемых диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно по 1-2 буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как лучше писать диктанты?

На листке бумаги пишут 6 предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребенок в течение определенного времени читает про себя, стараясь запомнить это предложение. Время показа обычно небольшое: от 4 – 7 секунд. По истечении этого времени предложение закрывается, и ребенок пишет его по памяти.  

  1. Многократное чтение: чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Проводится это таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано взрослым и осознано, осмыслено ребенком, взрослый предлагает начать чтение ребенку и продолжать его в течение 1 минуты. По истечении минуты ребенок отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. Ребенок снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще. Более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения скончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Ребенок прочитывает знакомую часть текста до конца, и не надо его останавливать. Потом переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе.

  1. « Молния». Упражнение заключается в чередовании чтения в          комфортном     режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».
  2. «Буксир». Взрослый читает текст вслух, варьируя скорость чтения от 60 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за читающим. Взрослый останавливается на каком-либо слове и просит ребенка показать  в тексте место остановки. Если скорость чтения взрослого будет значительно превышать скорость чтения ребенка, взрослый должен снизить ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е. если темп чтения ребенка 20-25 слов, то темп чтения взрослого должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

 

Каждый, пусть даже самый маленький успех ребенка, должен быть отмечен родителями. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить. Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые ребенком, с его прежними. Ребенок видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.                                                 Родители всячески должны поддерживать, одобрять и хвалить, особенно тревожного, неуверенного  в себе ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"1 сентября - День Знаний. Наш нескучный 2 "Б""

Кл.час во 2 классе, посвящённый Дню Знаний....

Нескучный урок письма в 1 классе

Данный урок письма направлен на формирование каллиграфических навыков письма, а так же на приобретение важнейших интеллектуальных умений, развитие речи. Усиление познавательной мотивации способс...

Конспект урока- призера конкурса "Нескучные уроки" в г. Волгограде

Конспект урока чтения. Тема Русская народная сказка "Колобок"...

Нескучные правила по русскому языку

Весёлые стихи по правилам русского языка в 1 классе....

Внеурочная деятельность "Нескучная математика"

Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Как же увлечь детей...

Урок "Нескучные правила дорожного движения"

Этот урок пропагандирует изучение правил  дорожного движения у младших школьников. Предупредит детский дорожно-транспортный травматизм, закрепит навыки безопасного поведения детей на улицах....

Воспитательная программа "Нескучный дом"

Программа рассчитана на учеников начальной школы. Реализуется через работу детской организации "Росинка" объединение для начальных классов "Нескучный дом". В программе учтены все направления для разви...