Внеурочная деятельность "Нескучная математика"
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Как же увлечь детей цифрами, отрезками, задачами, геометрическими фигурами и т.д. А мы их будем оживлять и превращать, как в сказке, и надеюсь всё у нас получится.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neskuchnaya_matem.zip | 89.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фёдоровская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Протокол ПС № __ от 17.04.2012 Директор школы _______/О.В.Макарова/
Зам. директора по УВР_______Л.Г.Мягкова Приказ № 136 от «1» сентября 2012 г.
Программа курса внеурочной деятельности
«Нескучная математика»
Автор-составитель:
Огнева Е.В.,
учитель начальных классов
с. Фёдоровское 2012 год
Пояснительная записка
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.
Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Обучение математике в начальной школе позволяет прочному и сознательному овладению учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Вряд ли среди учеников, окончивших начальную школу, найдется хотя бы один, кто не занимался бы переправой через реку волка, козы и капусты, кто не разгадывал бы числовые ребусы и не решал бы другие логические задачи, не составлял логические цепочки и проводил аналогии. Все это требует смекалки, умения рассуждать и проявлять в определенной степени мудрость.
Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Как же увлечь детей цифрами, отрезками, задачами, геометрическими фигурами и т.д. А мы их будем оживлять и превращать, как в сказке, и надеюсь всё у нас получится.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету.
Особенности программы в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий такого характера способствует подготовке учащихся к участию ребят в математических конкурсах, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских, дистанционных интернет – конкурсах.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-10 лет.
Сроки реализации образовательной программы - 1 класс (33 часа), 2-4 классы (34 часа).
Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковой деятельности, а также словесные, наглядно-демонстрационные, что способствует достижению высоких результатов.
Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области математики, геометрии, информатики, а также в повышении уровня знаний учащихся.
Задачи:
- создавать условия для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- формировать и поддерживать устойчивый интерес к предмету;
- углублять и расширять знания учащихся по математике;
- развивать математический кругозор;
- развивать логическое мышление и математическую речь;
- развивать числовую грамотность;
- расширять геометрические представления;
- развивать логическое мышление и пространственные представления;
- формировать элементы конструкторского мышления;
- развивать деятельностные способности;
- воспитывать настойчивость, инициативность.
Основные требования к программе кружка:
- связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
- использование занимательности;
- решение нестандартных, олимпиадных задач;
- учет желаний учащихся;
- наличие необходимой литературы у учителя.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Формы и режим занятий:
Занятия групп проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач,ребусов, кроссвордов;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень – приобретение школьниками знаний о занимательных формах и возможности использования предметных знаний в организации досуга.
Второй уровень – получение школьником опыта группового решения занимательных задач.
Третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного составления занимательных задач и презентация их в разновозрастном коллективе.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- игра;
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Условия для реализации программы:
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Проведение 50-70% занятий вне класса: в игровой комнате, на экскурсии в природу, в магазин, на почту и т.п.
- Привлечение к работе старшего поколения.
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
В реализации программы участвуют:
- педагоги школы, реализующие программу;
- обучающиеся 1-4 классов
- родители
- библиотекарь.
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
- будет использоваться разнообразный дидактический материал.
1 год обучения
Тематический план
№ п\п | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | |
Из истории математики. Старинные системы записи чисел. Из истории чисел цифр. Как люди учились считать. | 2 | 1 | 1 | |
Игры с числами и предметами. Веселый счет Математические лабиринты | 3 | 1 | 2 | |
Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания | 2 | 2 | ||
Головоломки. | 2 | 1 | 1 | |
Ребусы. Шарады Задачи – шутки, задачи – игры, шарады | 2 | 1 | 1 | |
Кроссворды | 1 | 1 | ||
Задачи со спичками | 1 | 1 | ||
Геометрические задачи. Игры с геометрическими материалами. Учимся чертить. | 3 | 1 | 2 | |
Игровые логические задачи | 3 | 1 | 2 | |
Задачи на упорядочивание множеств | 2 | 1 | 1 | |
Задачи на сравнения | 3 | 1 | 2 | |
Работа с величинами Длина. Вес. Емкость | 3 | 1 | 2 | |
Математический КВН | 2 | 1 | 1 | |
Игры мудрецов | 2 | 2 | ||
Проектная деятельность «Газета любознательных». | 2 | 2 | ||
Итого | 33 | 11 | 22 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Дата |
Вводное занятие | 1 | ||
Из истории математики. Старинные системы записи чисел. Из истории чисел цифр. Как люди учились считать. | 2 | ||
Игры с числами и предметами. Веселый счет Математические лабиринты | 3 | ||
Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания | 2 | ||
Головоломки. | 2 | ||
Ребусы. Шарады Задачи – шутки, задачи – игры, шарады | 2 | ||
Кроссворды | 1 | ||
Задачи со спичками | 1 | ||
Геометрические задачи. Игры с геометрическими материалами. Учимся чертить. | 3 | ||
Игровые логические задачи | 3 | ||
Задачи на упорядочивание множеств | 2 | ||
Задачи на сравнения | 3 | ||
Работа с величинами Длина. Вес. Емкость | 3 | ||
Математический КВН | 2 | ||
Игры мудрецов | 2 | ||
Проектная деятельность «Газета любознательных». | 2 | ||
Содержание программы
- Введение.
Цель: познакомить с целью и задачами, ТБ
Содержание:
Теория - математика-наука, задачи, решаемые математикой
Практика - инструктаж по ТБ, занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки.
- Из истории математики.
Цель: Познакомить со старинными системами записи чисел. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, речь, логическое мышление. Расширять кругозор учащихся, повышать их общую культуру
Содержание:
Теория – Старинные системы записи чисел. Из истории чисел цифр. Как люди учились считать
Практика - Игры: «Третий лишний», «Сядь первым», «Два мороза», «Восемь имён», «Семеро одного не ждут», «Две из трёх», «Четверо в комнате», «Тройной прыжок», «Наперегонки парами», Загадки и ребусы с числами.
- Игры с числами и предметами.
Цель: повторять названия чисел, их порядок, развивать умение соотносить цифру и число предметов; называть числа в прямом и обратном порядке;
Содержание
Теория – натуральный ряд чисел
Практика – игры с числами
- Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания
Цель: учить отгадывать загадки, находить аналогии, внимательно слушать
Содержание:
Теория – сложение и вычитание
Практика – решение и составление задач, веселый счет, математические лабиринты
- Головоломки.
Цель: развитие логического мышление и сообразительности; развитие усидчивости, терпения, желания и умения решать поставленную задачу.
Содержание:
Теория – задачи, требующие нестандартного решения
Практика – решение головоломок. Деревянные головоломки.
- Ребусы. Шарады.
Цель: познакомить с шарадами, показать, как составляются шарады, какие части слова составляют шараду
Содержание:
Теория – составляющие части шарады
Практика – решение и составление шарад
- Кроссворды.
Цель - развитие логики, логического мышления, эрудиции, зрительной памяти. Содержание
Теория – правильное составление кроссвордов, написание слов
Практика – составление кроссвордов по определенной теме, разгадывание кроссвордов
- Задачи со спичками.
Цель: развитие в игровой форме логики и смекалки, а также пространственного воображения и конструкторских навыков
Содержание
Практика – составление из спичек различных фигур, решение конструкторских задач (напомнить правила ТБ)
- Геометрические задачи.
Цель: развитие пространственного воображение, практического понимания и логического мышление
Содержание
Теория – геометрия – наука, геометрические фигуры и их использование
Практика – решение геометрических задач, изготовление фигур, аппликация из геометрических фигур, игра «Танграм»
- Игровые логические задачи.
Цель: развитие логики, интеллекта, воображения, фантазии, абстрактного мышления
Содержание
Теория – что это за задачи, работа с такими задачами.
Практика – лабиринты, пазлы, задачи на мышление, задачи на быстроту реакции.
- Задачи на упорядочивание множеств.
Цель: активизация познавательной деятельности, самостоятельности, инициативности.
Содержание
Теория – правила упорядочивания, группирования и сортирования
Практика - дидактические игры, упорядочивание чисел, кубиков и др., нахождение лишнего предмета, решение логических задач.
- Задачи на сравнения.
Цель: совершенствовать вычислительные навыки; закреплять и совершенствовать умение решать задачи на сравнение; развивать мышление и внимание.
Содержание
Теория – задачи
Практика – решение задач.
- Задачи с величинами.
Цель: знакомить с различными величинами (длина, вес, емкость), с их применением
Содержание
Теория – меры длины, веса, емкости; их обозначение
Практика - измерение, сопоставление, сравнение
- Математический КВН.
Цель: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса детей к математике, расширению их кругозора;
Практика - Участие в конкурсах с математической направленностью. Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой скороговорок».
- Игры мудрецов.
Цель: систематизация знаний учащихся.
- Проектная деятельность «Газета любознательных».
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
2 год обучения
Тематический план
№ | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2. | Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | 0.5 | 0.5 |
3. | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1 | 0.5 | 0.5 |
4. | Проект «Создание узоров в графическом редакторе» | 4 | 1 | 3 |
5. | Луч и его обозначение. | 1 | 0.5 | 0.5 |
6. | Числовой луч. | 1 | 0.5 | 0.5 |
7. | Метр. Соотношение между единицами длины. | 2 | 1 | 1 |
8. | Проект «Единицы измерения в Древней Руси» | 3 | 0.5 | 2.5 |
9. | Многоугольник и его элементы. | 1 | 0.5 | 0.5 |
10. | Периметр многоугольника. | 2 | 0.5 | 1.5 |
11. | Окружность и круг. | 1 | 0.5 | 0.5 |
12. | Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник. | 3 | 1 | 2 |
13. | Взаимное расположение фигур на плоскости. | 1 | 0.5 | 0.5 |
14. | Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка. | 2 | 0.5 | 1.5 |
15. | Угол. Вершина угла, его стороны. | 1 | 0.5 | 0.5 |
16. | Прямой угол. | 1 | 0.5 | 0.5 |
17. | Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат. | 2 | 1 | 1 |
18. | Свойства прямоугольника. | 1 | 0.5 | 0.5 |
19. | Площадь прямоугольника. | 1 | 0.5 | 0.5 |
20. | Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов» | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 34 | 13 | 21 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие | 1 | |
2. | Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | |
3. | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1 | |
4. | Проект «Создание узоров в графическом редакторе» | 4 | |
5. | Луч и его обозначение. | 1 | |
6. | Числовой луч. | 1 | |
7. | Метр. Соотношение между единицами длины. | 2 | |
8. | Проект «Единицы измерения в Древней Руси» | 3 | |
9. | Многоугольник и его элементы. | 1 | |
10. | Периметр многоугольника. | 2 | |
11. | Окружность и круг. | 1 | |
12. | Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник. | 3 | |
13. | Взаимное расположение фигур на плоскости. | 1 | |
14. | Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка. | 2 | |
15. | Угол. Вершина угла, его стороны. | 1 | |
16. | Прямой угол. | 1 | |
17. | Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат. | 2 | |
18. | Свойства прямоугольника. | 1 | |
19. | Площадь прямоугольника. | 1 | |
20. | Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов» | 4 | |
Содержание программы
- Введение.
Познакомить с целью и задачами, ТБ.
- Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
Знакомство с понятием «кривая линия», «замкнутая и незамкнутая линия». Изображение кривой линии на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.
- Ломаная линия. Длина ломаной.
Понятие «ломаная линия», признаки ломаной. Звенья и вершины ломаной. Поиск ломаной линии в окружающих предметах, геометрических фигурах. Построение ломаной линии и нахождение ее длины.
- Проект «Создание узоров в графическом редакторе».
Примеры под тем: закономерности в узорах, исследование «Узоры в культуре нашего края», узоры в одежде, узоры в архитектуре, узоры на оружии, узоры на посуде, узоры в оформлении книг, коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
- Луч и его обозначение.
Понятие «луч». Построение луча на бумаге, из пластилина, ниток.
- Числовой луч.
Понятия «числовой луч», «единичный отрезок», «координата точки». Определение координаты точки. Нахождение точки с заданными координатами.
- Метр. Соотношение между единицами длины.
Знакомство с новой единицей длины – метр. Измерение длины в метрах. Практическая работа «Мой класс»
- Проект «Единицы измерения в Древней Руси».
Примеры подтем: измерение длины (массы) на Руси, инструменты для измерения, словарь устаревших мер длины.
- Многоугольник и его элементы.
Виды многоугольников. Вершина, сторона, угол многоугольника. Обозначение многоугольников буквами. Построение на бумаге (вычерчивание) и на плоскости при помощи палочек (равных и неравных по длине).
- Периметр многоугольника.
Нахождение периметра любого геометрического многоугольника.
- Окружность и круг.
Знакомство с новыми понятиями: «окружность», «круг». Признаки круга. Место положения окружности по отношению к кругу.
- Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник.
Центр окружности. Радиус. Диаметр. Работа с циркулем. Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля. Моделирование из бумаги (кругов) подвесные шары (оригами).
- Взаимное расположение фигур на плоскости.
Уточнение понятий «внутри», «вне», «на пересечении».
- Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка.
Понятие «площадь фигуры». Способы сравнения площадей. Квадратный сантиметр – единица измерения площади. Палетка. Нахождение площади фигуры с помощью палетки.
- Угол. Вершина угла, его стороны.
Понятие «угол». Построение углов на бумаге и сгибанием листа. Сравнение углов наложением друг на друга. Вершина угла. Стороны.
- Прямой угол.
Знакомство с прямым углом. Обозначение угла буквами. Свободное моделирование всех типов углов.
- Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат.
Уточнение количества вершин, сторон, углов четырехугольника. Классификация углов внутри четырехугольника. Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на линованной и нелинованной бумаге, из пластилина и проволоки.
- Свойства прямоугольника.
Свойства сторон, углов и диагоналей прямоугольника. Периметр прямоугольника и квадрата.
- Площадь прямоугольника.
Площадь прямоугольника и квадрата.
19.Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов»
3 год обучения
Тематический план
№ | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Решение топологических задач. Лабиринты. | 2 | 0.5 | 1.5 |
2. | Километр. | 1 | 0.5 | 0.5 |
3. | Миллиметр. | 1 | 0.5 | 0.5 |
4. | Проект «Логические игры» | 3 | 0.5 | 2.5 |
5. | Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре). | 2 | 0 | 2 |
6. | Симметрия на клетчатой бумаге. | 2 | 0.5 | 1.5 |
7. | Проект «Симметрия в природе» | 4 | 0.5 | 3.5 |
8. | Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток» | 2 | 0.5 | 1.5 |
9. | Построение вписанных многоугольников. | 2 | 0.5 | 1.5 |
10. | Прямая. Параллельные и непараллельные прямые. | 1 | 0.5 | 0.5 |
11. | Перпендикулярность прямых. | 1 | 0.5 | 0.5 |
12. | Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки. | 1 | 0.5 | 0.5 |
13. | Параллельность прямых. | 1 | 0.5 | 0.5 |
14. | Построение прямоугольников. | 2 | 0.5 | 1.5 |
15. | Измерение времени. | 1 | 0.5 | 0.5 |
16. | Проект «Как измеряли время в древности» | 3 | 0.5 | 2.5 |
17. | Решение логических задач. Шифрование текста. | 2 | 0.5 | 1.5 |
18. | Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений») | 3 | 0.5 | 2.5 |
Итого: | 34 | 8.5 | 25.5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы | Кол-во часов | Дата |
1. | Решение топологических задач. Лабиринты. | 2 | |
2. | Километр. | 1 | |
3. | Миллиметр. | 1 | |
4. | Проект «Логические игры» | 3 | |
5. | Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре). | 2 | |
6. | Симметрия на клетчатой бумаге. | 2 | |
7. | Проект «Симметрия в природе» | 4 | |
8. | Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток» | 2 | |
9. | Построение вписанных многоугольников. | 2 | |
10. | Прямая. Параллельные и непараллельные прямые. | 1 | |
11. | Перпендикулярность прямых. | 1 | |
12. | Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки. | 1 | |
13. | Параллельность прямых. | 1 | |
14. | Построение прямоугольников. | 2 | |
15. | Измерение времени. | 1 | |
16. | Проект «Как измеряли время в древности» | 3 | |
17. | Решение логических задач. Шифрование текста. | 2 | |
18. | Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений») | 3 | |
Содержание программы
- Решение топологических задач. Лабиринты.
Составление топологического плана местности. Отличие плана от рисунка. Легенда о Минотавре и Тесее. Моделирование различных лабиринтов. Нахождение выхода из лабиринтов. Решение задач, связанных с поиском на местности по плану.
- Километр.
Новая единица измерения длины – километр. Сферы использования.
- Миллиметр.
Новая единица измерения длины – миллиметр. Работа с миллиметровой бумагой. Измерения с точностью до миллиметра.
- Проект «Логические игры»
Примеры подтем: шашки, шахматы, нарды, уголки, крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске), морской бой, логические игры в древней истории, логические игры в книгах, логические игры в фильмах, забытые игры.
- Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре).
- Симметрия на клетчатой бумаге.
Построение симметричных фигур и узоров на бумаге.
- Проект «Симметрия в природе»
Примеры подтем: симметрия в мире растений, симметрия в мире животных, симметрия неживой природы, симметрия в жизни человека.
- Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»
Работа с циркулем, деление окружности на 4, 6, 3 равные части. Узоры из окружностей.
- Построение вписанных многоугольников.
Понятие «вписанный многоугольник». Построение вписанных правильных многоугольников.
- Прямая. Параллельные и непараллельные прямые.
Понятие о прямой как бесконечном множестве точек. Горизонтальные, вертикальные и наклонные прямые. Прямые параллельные и непараллельные. Параллельные прямые в природе.
- Перпендикулярность прямых.
Понятия «перпендикулярные прямые», «перпендикуляр». Построение прямого угла на нелинованной бумаге (с помощью циркуля).
- Построение симметричных фигур с помощью угольника, линейки и циркуля.
Построения симметричных отрезков, фигур с помощью чертежных инструментов на клетчатой и нелинованной бумаге.
- Параллельность прямых.
Построение параллельных прямых при помощи угольника и линейки.
- Построение прямоугольников.
Повторение основных свойств противоположных сторон прямоугольника и квадрата. Построение чертежей с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге.
- Измерение времени.
Единицы времени. Соотношение между единицами времени. Приборы для измерения времени.
- Проект «Как измеряли время в древности»
Примеры подтем: древний календарь, солнечные часы, водные часы, часы-цветы, измерительные приборы в древности.
- Решение логических задач. Шифрование текста.
Логические задачи, связанные с мерами длины, площади, времени. Графические модели, схемы, карты. Моделирование из бумаги с опорой на графическую карту с инструкцией.
- Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)
Примеры подтем: способы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, игра «Поиск сокровищ», конкурс дешифраторов, создание приспособления для шифрования.
4 год обучения
Тематический план
Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Вводные занятия Из чего состоит компьютер? | 1 | 1 | 0 |
2. Информация вокруг нас, в природе и технике | 1 | 1 | 0 |
3. Графический редактор PAINT | 5 | 1 | 4 |
4. Создание презентаций с помощью Power Point | 9 | 2 | 7 |
5. Работа в текстовом процессоре WORD | 7 | 1 | 6 |
6. Мультимедийная информация и ее применение в обучении | 4 | 1 | 3 |
7. Сетевые технологии. Интернет | 7 | 2 | 5 |
Итого | 34 | 9 | 25 |
Календарно-тематическое планирование
Тема | Количество часов | Дата |
1. Вводные занятия Из чего состоит компьютер? | 1 | |
2. Информация вокруг нас, в природе и технике | 1 | |
3. Графический редактор PAINT | 5 | |
4. Создание презентаций с помощью Power Point | 9 | |
5. Работа в текстовом процессоре WORD | 7 | |
6. Мультимедийная информация и ее применение в обучении | 4 | |
7. Сетевые технологии. Интернет | 7 | |
Содержание обучения
Тема 1. Вводное занятие. Из чего состоит компьютер? ТБ.
Тема 2. Организация хранения информации в компьютере. Информация в компьютере. Диски. Дискеты. Информация в природе и технике, определение информации, информатика, свойства информации.
Тема 3. Графический редактор PAINT.
Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и считывание документа.
Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.).
Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему.
Выполнение рисунка по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый».
Тема 4. Создание презентаций с помощью Power Point.
Интерфейс программы (структура окна), основные функции редактирования текста.
Работа со стилями.
Создание нового слайда, фон слайда.
Вставка рисунков и других объектов на слайд.
Создание скриншотов.
Анимация на слайдах.
Конкурс «»Шоу анимашек»
Тема 5. Работа в текстовом процессоре WORD.
Форматирование документа, вставка рисунков.
Создание таблиц, вставка специальных символов.
Создание перекрестных ссылок.
Форматирование абзацев.
Сохранение документа.
Печать.
Конкурс буклетов.
Тема 6. Мультимедийная информация и ее применение в обучении. Графические редакторы.
Звуковые редакторы.
Видео редакторы.
Плееры, их отличие.
Конкурс «Редактор»
Тема 7. Сетевые технологии.
Интернет.
Компьютерные сети.
Локальная компьютерная сеть.
Глобальная компьютерная сеть. Браузеры.
Поиск информации в интернете. Почтовые сервисы.
Образовательные сайты.
«Найди друзей в Интернете». Подведение итогов.
Методическое обеспечение программы
- Карточки-задания для самостоятельных работ;
- карточки-задания для усвоения нового материала;
- карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
- викторины;
- кроссворды;
- тесты; ребусы;
- загадки; загадки с подсказкой;
- загадки-обманки;
- рассказы-загадки;
- анаграммы;
- таблицы;
- спец.наборы «Танграм», «Волшебный круг»;
- головоломки; круговые примеры.
Материально- технического обеспечения программы
№ п\п | Название объектов и средств материально- технического обеспечения |
1 | Библиотечный фонд |
А.П Тонких Логические игры и задачи на уроках математики Ярославль « Академия развития» О.В.Узорова Олимпиадные работы по математике Э.В. Гордеев«1200 задач и примеров по математике» Златопольский Д. М. Занимательная информатика. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся начальной школы. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». | |
2 | Печатные пособия |
школьные канцелярские принадлежности, набор цифр, набор геометрических фигур, предметные картинки, демонстрационный счётный материал, плакаты, фишки и т. д. | |
3 | Технические средства обучения |
Компьютер , проектор, экран | |
4 | Экранно- звуковые пособия |
Презентации , видиофрагменты (CD, DVD) | |
5 | Игры и игрушки |
Используемые источники информатики.
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. - Сталкер, 1997 - Волина В. «Праздник числа», Издательство Москва 1993.
- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999.
- Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике 1класс», Москва «Просвещение»1985.
- Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.
- Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
А также:
http://yandex.ru
http://www.ourgames.ru/ и др.
Список литература для педагога.
- Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. – М.:Илекса, 2002.
- Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Список литература для обучающихся и родителей.
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
- Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
- Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
Дополнительные материалы
Интернет-ресурсы
Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве
Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики в 3-4 и 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов. |
Электронное учебное пособие «Математика и конструирование» предназначено для использования во 2-4 классах начальной школы на уроках математики, а также на уроках интегрированного курса «Математика и конструирование».
«Компьютерный практикум для начальной школы»
Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Цифровые ресурсы ориентированы на формирование учебной деятельности с использованием компьютера при изучении основных учебных дисциплин в 1-4 классах. Включает порядка 3000 заданий и развивающих игр, разбитых по типам и изучаемым темам. Имеется Конструктор уроков, позволяющий самостоятельно определять содержание компьютерного занятия, конструируя нужный набор заданий в нужной последовательности. |
Программа "Графические диктанты и Танграм" |
Состоит из трех модулей, включающих задания на выполнение рисунков на листе в клетку на основе различных специальных текстов, составление плоских фигур из частей квадрата и других фигур, построение геометрических фигур на координатной плоскости. |
Предназначена для формирования и обобщения начальных представлений о геометрии и геометрических фигурах. Программа состоит из трех модулей, включающих в себя задания на опознание и оперирование заданными моделями фигур, а также описание и создание новых моделей с помощью инструментария программы.
Состоит из трех модулей, включающих знакомство с орнаментальной росписью памятников архитектуры, изучение разных видов движения фигур на плоскости, исследование и построение линейных и сетчатых орнаментов и паркетов.
Угол. Виды углов. Выбор мерки, которой измерили угол. Измерение угла.
Длина. Сравнение отрезков по длине. Периметр.
Сравнение и измерение площади фигур.
Клуб любителей игры Пентамино. Игры с фигурами пентамино в компьютерной программе ПЕНТАМИНО, целью которой является составление разнообразных фигур с помощью 12 элементов пентамино. Автор программы – Михаил Шарко, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". "
Предлагаю полное планирование программы по внеурочной деятельности курса "Математика и конструирование" для 1-4 классов. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, планируемые резуль...
Презентация по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Презентация, показывающая, как при помощи геометрических фигур, можно составлять другие фигуры....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...
Внеурочная деятельность МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ
Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Курс математика и конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....