Влияние занятий спортом на развитие детей младшего школьного возраста
статья по зож (3 класс)

Офицеров Валерий Анатольевич

В публикации рассматривается влияние занятий спортом на физическое развитие детей младшего школьного возраста. На основании анализа литературных источников делается вывод о том, что регулярные занятия спортом эффективно влияют на показатели физического развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние занятий спортом на физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическими влияниями занятий определённым видом спорта.

В настоящее время оценка физического развития строится на сравнении индивидуальных показателей со средними нормами для данной возрастно-половой группы. Несмотря на то, что физическое развитие младших школьников подчиняется общим анатомо-физиологическим закономерностям, присущим каждому этапу развития, оно тем не менее изменяется под влиянием условий внешней среды, в частности, занятий спортом. Сравнение физического развития юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, показало преимущество первых по антропометрическим показателям и уровню развития основных физических качеств.

Среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие, основными являются: масса тела, продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей), широтные размеры (обхват грудной клетки, ширина плеч и др.), а также интегральные показатели развития размеров тела (поверхность тела, пропорции тела).

Среди показателей физического развития наиболее важными для спорта  являются: высокий рост, небольшой вес, большая жизненная ёмкость лёгких, широкие плечи, узкий таз, подвижные плечевые, тазобедренные и голеностопные суставы, лёгкий костяк, длинная стопа и широкая кисть.

Физическое развитие ребёнка протекает неравномерно, периоды усиленного  роста  сменяются  периодами  его  замедления,  во  время  которых происходит   интенсивная   дифференцировка   и   формирование   тканей  организма.

Младший школьный возраст является узловым этапом в развитии ребенка, в том числе в развитии двигательного анализатора, координации движений, всей двигательной функции. В этом возрасте мышца полностью созревает как орган чувств (ее окончательное развитие как рабочего органа завершается много позже). Размеры тела мальчиков и девочек различаются пока еще незначительно. Как известно, с годами меняются и пропорции тела. В младшем школьном возрасте происходит уменьшение размеров головы: в 6 лет высота головы составляет 1/6 часть длины тела, а в 12 лет – 1/7 часть. Это уже почти взрослые (1/8 часть тела) пропорции. Если рост головы с возрастом замедляется, то конечности, напротив, растут быстрее. Разнообразная двигательная активность становится для детей физиологической потребностью и определяет общее физическое развитие, интеллект, здоровье.

Отметим, что подобным оптимальным периодом развития двигательной системы является и возраст от 2 до 3 - 4 лет, когда одновременно с развитием речи интенсивно формируются физиологические механизмы произвольных движений. Если этот срок упущен для педагогических воздействий, наверстать потерянное практически невозможно. После 6 – 8-летнего возраста очередной узловой этап формирования двигательной системы приходится на возраст от 11 – 12 до 14 – 15 лет.

Указанные закономерности свидетельствуют о целесообразности ведения на соответствующих возрастных этапах интенсивного обучения движениям с использованием широкого круга средств и методов. Насколько перспективным окажется в спортивном отношении даже чрезвычайно моторно одаренный от рождения ребенок, зависит прежде всего от школы движений, которую он пройдет в отмеченные возрастные периоды.

При исследовании физического развития детей используется оценка по паспортному возрасту, что не всегда совпадает с возрастом биологическим. Наиболее удобным критерием биологического возраста принято считать «костный возраст». При этом существует взаимосвязь между скоростью полового созревания и размерами тела, сроками окостенения, уровнем зрелости функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

По возрастной периодизации, принятой в педиатрии, исследуемый возраст относится к началу второго периода детства. Этот период  является более спокойным в развитии детей, замедляются изменения основных показателей – роста, веса, окружности головы и грудной клетки. Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3–4 кг, длина тела увеличивается на 4–5 см, окружность грудной клетки возрастает на 1,5–2 см .

Существуют различные мнения по поводу зависимости физического развития детей младшей возрастной группы от пола. С.В.Хрущёв не видит больших отличий между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела. Масса тела мальчика больше массы тела девочки лишь на 0,2 кг, рост мальчика превышает рост девочки всего на 1 см. До 11–12 лет обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2 см, а ЖЕЛ – на 100–200 см³ по сравнению с их ровесниками. Напротив, по мнению И.И.Бахраха, С.Н.Попова, половые различия в физическом развитии обнаруживаются уже при рождении и сохраняются в течении всей жизни, причём до 10 лет средние показатели физического развития значительно больше у мальчиков.

Начиная с 7 лет пропорции тела у детей приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Мышечная система младших школьников продолжает интенсивно совершенствоваться за счет развития преимущественно длинных мышц, от которых зависит быстрота и гибкость движений, и в меньшей мере за счет развития силовых мышц. Существенно расширяются возможности в движениях руками. Дети легко разучивают не только однонаправленные, но и перекрестные, попеременные движения. В 8 – 9 летнем возрасте они способны с успехом, овладевать плавательными движениями с оптимальными усилиями и амплитудой, осваивать основы рациональной координации в спортивных способах плавания. Но им еще с трудом даются мелкие, точные движения (детали техники), а также тонкости сложных сочетаний элементов техники (таких, например, как частично слитное согласование движений рук и ног в брассе, сравнительно позднее выполнение второго удара ногами в дельфине и др.). Поэтому на этапе предварительной спортивной подготовки в занятиях с младшими школьниками целесообразно использование обширного комплекса средств, направленных на приобретение всесторонней физической подготовленности, овладение основами техники физических упражнений.

У младших школьников продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно. Кости таза в этот возрастной период интенсивнее развиваются у девочек. Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночника постепенно фиксируются его изгибы: к семи годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная. Позвоночник у детей младшего школьного возраста обладает наибольшей подвижностью.

При занятиях спортом необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.

В возрасте 8–9 лет наблюдается интенсивный рост костей стопы и кистей рук, в 10–11 лет значительно повышается устойчивость (жесткость) кисти за счет роста костей предплечья и запястья. Это важный момент расширения возможностей детей в овладении рациональным гребком в спортивных способах плавания.

В младшем школьном возрасте  мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улучшает прикрепление мышц к костям и вследствие расширения площади их фиксации повышается коэффициент полезного действия. Мышцы детей имеют тонкие волокна, бедны белком и жиром, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне.

Ростовые процессы у детей с наибольшей интенсивностью протекают в летнее время и минимальны зимой. Специалисты связывают эти сезонные колебания с повышенным потреблением пищи в летнее время, максимальным усвоением и задержкой в костной ткани кальция и фосфора, максимальным содержанием витамина D в крови весной и летом. Особенно интенсивно ребёнок растёт ночью, что может быть связано с суточным ритмом экскреции гормона роста. Показано, что дети, родившиеся осенью, имеют несколько большие темпы прироста, чем дети, родившиеся зимой и весной.

Установлено, что современные дети подвержены процессу акселерации, которая проявляется в увеличении длины тела и других его параметров (окружности головы, груди) по сравнению с этими показателями у предшествующего поколения. Признаки акселерации отмечаются во всех возрастных периодах, в том числе и в младшем школьном возрасте. Однако акселерация не оказала такого стимулирующего влияния на физиометрические показатели, на уровень физической работоспособности и на развитие вегетативных систем, как это определяется в отношении морфометрических показателей. Поэтому у современных школьников наряду с увеличением длины и массы тела наблюдается усиление гетерохронности развития различных функциональных систем, что может привести к известной физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей растущего организма. Сердце детей в меньшей степени подвержено воздействию акселеративных факторов и поэтому темпы его роста отстают от темпов нарастания длины тела и массы, особенно в случаях изолированной высокорослости [80]. В то же время систематические и методически правильно организованные тренировочные занятия могут влиять на формирование отдельных макроморфологических и функциональных признаков и тем самым содействовать гармоничному развитию тела, организма в целом.

Н.А.Фомин, В.П.Филин указывают на благоприятное воздействие движений в период интенсивного роста и развития организма. При этом двигательная активность ребёнка играет важную роль в совершенствовании двигательного аппарата.

Ряд авторов считают, что повышенный двигательный режим более эффективно влияет на показатели физического развития детей, тогда как ограничение их двигательного режима является причиной появления разного рода отклонений в здоровье, а недостаточные физические нагрузки, не обеспечивающие тренирующего эффекта, тормозят развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...

Влияние факторов внешней среды на рост и развитие детей младшего школьного возраста

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, со­вершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходи­...

Особенности влияния памяти на успешность обучения детей младшего школьного возраста.

Экспериментальное исследование уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста....

Влияние сказкотерапии на развитие детей младшего школьного возраста с ОВЗ

На сегодняшний момент сказки, равно как и другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье. Некоторые семьи считают, что чтение сказок – пустое времяпрепровождения. Но это не ...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...