ДОКЛАД «Работа классного руководителя с семьёй»
статья (3 класс) на тему

Джемилова Зоре Рустамовна

Данный материал показывает какую роль несёт семья в развитии  личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии  и  многое  другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_semyoy.docx142.35 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя с родителями

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23»

г. Симферополь

ДОКЛАД

«Работа классного руководителя

с семьёй»

7c4adb

Выполнила:

классный руководитель

3-Г класса

Джемилова Зоре Рустамовна

2015 – 2016 учебный год

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.

Школа – это возвышенный дух, мечта, идея,

которые увлекают сразу  троих – ребенка, учителя, родителя –

и тут же реализуются.

Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия,

где приходят и  уходят по звонку,

зарабатывают – кто деньги, кто оценки и

считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…

Учитель призван реализовывать мечты детей…»

                                                                                                 А.А. Захаренко


                                                                                               
         Все мы знаем, какую роль несёт семья в  развитии  личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии  и  многое  другое.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается  навести порядок на  собственной   парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих  порядок  в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Воспитание ребенка – одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители  не будут принимать участия в жизни ребенка   

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной  школе, когда ребенок только начинает обучение в школе.

Первое родительское собрание всегда начинаю со слов: «С этого дня ваши дети стали и моими детьми. Радости и огорчения теперь у нас общие». Такое начало располагает родителей к учителю, указывает на единство наших устремлений. Ну, а дальше профессиональная этика и накопленный опыт помогают мне налаживать отношения полного взаимопонимания.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.

Знакомство с семьёй ребёнка началось для меня  еще  до  знакомства с детьми  - с анкет  для  родителей  будущих  первоклассников на первом собрании, которые я раздала родителям. Анкета может включать в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала  “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие  узнать особенности и условия семейного воспитания учеников. Например: “Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание  при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?”

Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре.

Классный руководитель должен настроить родителей на откровенность и открытость при заполнении анкеты в целях создания более комфортного, психологически здорового климата, в котором будет находиться их ребёнок в школе. В свою очередь учитель берёт на себя обязательства по неразглашению переданной ему информации.

“Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.

От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.

2. Классные родительские собрания.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа.

Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения родительских собраний, любым членом семьи свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам:

  • во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться),
  • во-вторых, через родительский комитет по телефону.

К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся.

Сценарий родительского собрания – предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:

• Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания я знакомлю родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи.

• Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Как классный руководитель я делюсь наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».

• Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя.

Тематика бесед с родителями на собраниях:

  • Особенности адаптации первоклассников.
  • Учебные трудности школьников.
  • Знаете ли вы своего ребенка.
  • Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка.
  • Роль общения в жизни ребенка.
  • Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.
  • Домашние задания; помощь или контроль.
  • Как научить ребенка планировать свои действия, прогнозируя их последствия.
  • Что могут сделать родители для безопасности ребенка?  
  • Здоровый образ жизни на примере родителей.  
  • Поощрения и наказания в воспитании детей.

Для освещения отдельных вопросов или конфликтных ситуаций имеет смысл приглашать на собрание социального педагога, других специалистов.

• Обсуждение организационных вопросов (открытые классные часы, приобретение учебных пособий и т.д.)

 Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе (благодарность) и информации о предстоящих делах.

• Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

Мои правила проведения родительского собрания

• Перед началом собрания  «оставляю за дверью» плохое настроение.

• Отвожу на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

• Перед началом родительского собрания объявляю вопросы, которые планирую обсудить.

• Не забываю «золотое правило» педагогического анализа: начинаю с позитивного, затем говорю о негативном, завершаю разговор предложениями на будущее.

• Предупреждаю родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

• Благодарю всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

• Даю понять родителям, что  хорошо понимаю, как трудно их детям учиться.

• В личной беседе оцениваю успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

• Стараюсь довести до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит

• Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

• Сравнивать успехи отдельных учащихся из разных классов.

• Давать негативную оценку всему классу.

• Переоценивать значение отдельных предметов.

• Избирать для общения назидательный тон.

3. Работа родительского комитета.

Все знают, что основная задача родительского комитета – содействовать школе в обучении и воспитании детей.

В состав родительского комитета, по моему опыту, должно входить не менее 2-3 человек, из которых выбирается председатель. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается  на  первом   же  родительском  собрании.  На собрании я объясняю, что буду рада принять помощь всех родителей в любом её проявлении – в организации бесед с учащимися, в постановке спектаклей, мелкого ремонта и т.д.

Встречи  с  родительским  комитетом  проводятся  по мере необходимости.  Связь между родителями осуществляется так называемым “кустовым методом”: каждый из  членов родительского комитета связывается с  несколькими  родителями,  которые  в  свою очередь,  получив необходимую  информацию  от  родительского комитета,  обзванивают  еще  нескольких родителей.  Для этого (с общего согласия) создается свой “телефонный справочник класса”.  Контактный телефон классного руководителя  есть у всех родителей.  Таким образом, любая информация, которую нужно довести до сведения родителей, может быть передана достаточно  оперативно.

Не надо забывать благодарить родителей и членов родительского комитета за их помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе. Это может выражаться в виде грамот, благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова (по итогам года).

4. Индивидуальная работа с родителями.

Мы знаем, что индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка.

Л.Н. Толстой говорил: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»  Задача классного руководителя корректно и грамотно донести до родителей это «золотое» правило воспитания.

Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

Родители моего класса  — частые гости на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники; просмотр, обсуждение спектаклей; соревнования, конкурсы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, что создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.

Ребенок – горящий факел!  Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика в работе классного руководителя с семьёй.

Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. В работе приведены различные виды диагностики....

Взаимодействие семьи и школы. Работа классного руководителя с семьёй.

Этапы работы классного руководителя с семьёй. Тематика родительских собраний для начальной школы. Советы психолога при проведении родительских собраний....

"Система работы классного руководителя по взаимодействию с семьёй"

В статье описан опыт работы классного руководителя  по взаимодействию с семьёй учащихся,  формы проведения родительских собраний, совместные мероприятия, тренинги взаимодействия....

Доклад Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек

В данном материале предлагается примерная разработка классного часа по профилактике вредных привычек....

Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй

Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».

     Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...

Доклад "Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе"

Выступление на МО классных руководителей о мерах по предотвращению и разрешению конфликтов в школе....