Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Киселева Галина Николаевна

Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй»

МБОУ «СОШ № 14»
учитель начальных классов
Киселева Галина Николаевна
г. Ангарск

2017


Эффективность обучения и воспитания ребенка в настоящее время сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители, поэтому очень важно наладить действенную систему работы классного руководителя с семьей, особенно если речь идет о «трудных детях». Под «трудным ребенком» мы понимаем учащегося, у которого в течение длительного времени наблюдается одна или несколько проблем в эмоциональной или учебной сферах, которые обычно выражаются в нарушении поведения.

Психологи выделили четыре основных причины таких нарушений (слайд 2).

1. Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

2. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Конечно, все это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

3. Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т. д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.. «

4. Потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Таким образом, «трудные дети» обычно сталкиваются с проблемами (слайд 3) в:

- в обучении;

- во взаимоотношении со сверстниками;

- во взаимоотношении с родителями;

- рисковом поведение;

- комплексными проблемами.

Данные проблемы обычно проявляются (слайд 4) в:

- нарушении поведения (от замкнутости до агрессии);

- эмоциональном неблагополучии (плаксивость, вспышки гнева и т. д.);

- пропуске уроков и учебных дней без уважительной причины;

- нарушении общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).

В этих условиях именно от работы классного руководителя зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов базой, для создания благоприятных условий для развития ребенка. 

Для эффективного взаимодействия с родителями классному руководителю в своей педагогической деятельности необходимо решить две основные задачи:

1.        Поиск новых, более совершенных и действенных подходов в работе с
семьей «трудного ребенка».

2.        Выработка наиболее эффективного  стиля   взаимодействия   классного   руководителя   с   семьей
учащегося.

Только в процессе взаимодействия педагога и родителей можно успешно решать проблему воспитания и развития личности «трудного ребенка».

Как учитель начальных классов с 43 летним стажем я могу предложить следующую схему взаимодействия с семьей, которая уже показала свою эффективность. Данная схема состоит из пяти основных шагов (слайд 5):

Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся

Шаг 1.  Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.

Шаг 2.  Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.

Шаг 3.  Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).

Шаг 4.  Составить карту учащегося.

Шаг 5.  Определить формы взаимодействия с такими учащимися и их семьями.

Исходя из практического опыта, формы взаимодействия с «трудными детьми» и их семьями  включают в себя три составные компоненты этого взаимодействия (слайд 6):

Составляющие взаимодействия с «трудными детьми» и их семьями:

1. Педагогическое просвещение.

Первая составляющая часть - информационно-педагогическое обеспечение родителей сведениями о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год, а также о ходе духовного развития, особенности школьной деятельности, текущих успехах ребенка во всех сферах обучения.

2. Педагогическое корректирование семейного воспитания.

Вторая составляющая часть взаимодействия выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той его стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку (искусства любить ребенка), а далее режима жизни и деятельности ребенка.

3. Практически совместная деятельность – третья и наиболее важная составляющая часть, которая состоит из трех блоков:

  • повышение психолого-педагогических знаний;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении школой.

Представим каждый блок как систему форм и видов деятельности, используемых в моей педагогической практике

1 БЛОК. Повышение психолого-педагогических знаний родителей. Повышение педагогической культуры родителей  рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и включает в себя:

-  Лекции на родительских собраниях. Проблемы, связанные с возрастными особенностями - одна из главных тем разговора классного руководителя на родительском собрании.

Вместе с родителями мы обсуждали темы: физиологические особенности младших школьников, психология младших школьников, особенности адаптации ребенка в школе, значение режима дня в жизни школьника и т.д.

- Родительские встречи. Главной целью встреч является педагогическое просвещение. Эта форма взаимодействия в полной мере реализует в своей деятельности все три составные части взаимодействия классного руководителя с семьей.

Организация родительских встреч - благодатное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватную самооценку, критичность во взглядах на собственное воспитание. Неформальная обстановка занятий, привлечение специалистов, обмен опытом между родителями - все это делает встречи полезными и необходимыми.

Например недавно, у нас прошла встреча на тему: «Законы жизни семьи, законы жизни класса». На это мероприятие были приглашены и дети, и их родители. Сказочная фея рассказала участникам встречи сказку о луне и звездах, основная мысль которой была «Мы рядом, мы здесь, мы теперь одна семья». Ученики читали стихи о семье, участвовали в конкурсе пантомимы, вспоминали законы жизни класса, правила поведения в группе (во время ведения дискуссий). Родители отвечали на вопросы блиц-интервью, обсуждали и выводили законы жизни семьи.

- Индивидуальные консультации. Одно из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей - индивидуальные консультации.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей и по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию могут быть результаты наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

2 БЛОК Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс включает в себя:

- Родительские собрания. Чтобы укрепить сотрудничество семьи и школы, необходимо разнообразить формы проведения родительских собраний в виде интересных встреч, вечеров благодарности, практикумов по обмену опытом семейного воспитания, собраний-семинаров с участием психолога школы, психологических КВН, родительских рингов.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги.

Родительский тренинг - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и

доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Не так давно, у нас прошел педагогический тренинг «Первые уроки школьной отметки», целью которого было показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка, продолжить формирование культуры родительского восприятия учебных умений своего ребенка. Родители отвечали на вопрос, что значит для них школьная отметка ребенка, обсуждали свои детские воспоминания, связанные со школьными отметками, попробовали нарисовать финал картины «Опять двойка» с позиции 21 века, познакомились с впечатлениями детей об этой картине, обсуждали в группах типичные ситуации связанные со школьной отметкой и вырабатывали коллективно стратегию поведения взрослых в этой ситуации, познакомились с анализом анкет учащихся. В конце тренинга родители высказывали свое мнение по содержанию занятия.

- Совместные творческие дела. Еще одна слагаемая часть взаимодействия - практическая совместная деятельность детей и родителей. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника (игры, беседы, трудового дела, спортивного состязания и других видов совместной деятельности) родители переносят их в дальнейшую историю семейной жизни, невольно привносят в семью новые отношения.

Например, праздники где участвует вся семья: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Масленица», «Моя семья».

3   БЛОК - участие родителей в управлении школой.

- Классный родительский комитет. Огромную роль во взаимодействии родителей и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в коллективе, взаимоотношение родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

- Помощь в укреплении материальной базы школы. Родители участвуют в ремонте кабинетов, покупке призов.

- День самоуправления. День самоуправления подготовили родители учащихся. Родители выступали в роли учителей, проводили уроки, внеклассные мероприятия. Заранее классным руководителем с родителями были обговорены планы проведения уроков, написаны конспекты, разработано внеклассное мероприятие по самоуправлению в классе «Что день учебный нам готовит». Родители - учителя очень волновались и признали, что дело это не легкое.

Таким образом, мы, как классные учителя должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности, научить наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания учащихся начальных классов, а особенно «трудных детей».

Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья, во взаимодействии с классным руководителем должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие  годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательн...

"Система работы классного руководителя по взаимодействию с семьёй"

В статье описан опыт работы классного руководителя  по взаимодействию с семьёй учащихся,  формы проведения родительских собраний, совместные мероприятия, тренинги взаимодействия....

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй

Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"...

"Система работы классного руководителя по взаимодействию с семьёй"

В статье описан опыт работы классного руководителя  по взаимодействию с семьёй учащихся,  формы проведения родительских собраний, совместные мероприятия, тренинги взаимодействия....

Работа с родителями-неотъемлемая часть системы работы классного руководителя

В воспитании подрастающего поколения важным фактором должна стать семья, семейное воспитание. Как учителя, так и родители должны хорошо знать личностные качества ребёнка, его физическое и психическое ...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...