Диагностика в работе классного руководителя с семьёй.
материал по теме
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. В работе приведены различные виды диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_v_rabote_klassnogo_rukovoditelya_s_semyoy.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика в работе классного руководителя с семьёй.
Диагностика - это не панацея, а средство, которое
может помочь сделать проблему беспроблемной.
Д. Добсон
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть использована не только в работе с учащимися, но и в первую очередь её необходимо использовать в работе с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, мажет оказать и семье, и ребёнку неоценимую услугу.
Физическое и психическое развитие ребёнка до школы, его положение в начальной школе, умение взаимодействовать с другими детьми, отношение родителей к успехам и неудачам своего ребёнка, семейная атмосфера - эти и другие вопросы педагог непременно должен задать коллективу
родителей, сотрудничество с которыми предполагается на долгие годы.
Проведение диагностических исследований среди учащихся и родителей накладывает на классного руководителя определённые обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с получением информации.
Во-вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер.
В-третьих, любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нём не было некорректных фраз, которые могли бы прямо или косвенно задеть достоинство человека.
Диагностику можно использовать при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с
родителями и как аналитический материал после родительского собрания.
Предварительная диагностика.
Предварительная диагностика проводится с начальной школы и продолжается во все годы обучения в
школе. Она начинается с изучения коллектива родителей и детей до того, как дети сядут за школьную парту. Такая диагностика позволит классному руководителю увидеть отношение родителей к поступлению ребёнка в школу, отношение к самой школе, степень заинтересованности родителей в
сотрудничестве со школой и классным руководителем, родителями и учащимися класса.
Экспресс-портрет будущего пятиклассника.
1.Ф.И.О.
2,Число, месяц и год рождения.
3.С какого времени посещал начальную школу, как складывались у ребёнка отношения в начальной школе?
4.Как часто болеет и как справляется с болезнями?
5.Каким школьником ему хотелось бы стать?
6.Кто из его друзей и приятелей вместе с ним в одном классе?
7.Как относится к покупке школьных принадлежностей?
8. Чем интересуется и увлекается, чем хотел бы заниматься в школе помимо школьных занятий?
9.Кто из членов семьи наиболее авторитетен для ребёнка?
10.Каковы особенности характера и эмоциональной сферы ребёнка?
11 .Какие качества характера ребёнка семья хотела бы активно развивать?
Предварительная диагностика может заключаться не только в анкетировании родителей.
Достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребёнка в учебное
заведение. Подобная предварительная диагностика поможет классному руководителю с первых дней
своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом.
Методика незаконченных предложений для родителей.
1.Мои школьные воспоминания __________________________________________
2.В классе я всегда чувствовал себя_______________________________________
3.Мой классный руководитель относился ко мне ____________________________
4. Мои школьные результаты были ________________________________________
5.Мне нравилось, когда учитель____________________________________________
6.Мне не нравилось, когда учитель __________________________________________
7. Я обижался, если ______________________________________________________
8.Я радовался, если _______________________________________________________
9. Самое яркое событие в школьной жизни – это ______________________________
10. Из школьной жизни мне больно вспоминать о __________________________________
11. Я хочу, чтобы мой ребёнок чувствовал себя в классе __________________________________
12.Я не хочу, чтобы мой ребёнок чувствовал себя в классе _______________________________
Тематическая диагностика.
Большое значение имеет тематическая диагностика. Она проводится классным руководителем при подготовке различных мероприятий с родителями по определённой теме.
Анкетирование к родительскому собранию «Стили и методы воспитания ребёнка в семье».
1. Ваш ребёнок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – он вернётся домой с синяком, то с разорванной штаниной…
А. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс – 3 б.
Б. Оказываете помощь ребёнку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончится – 0 б.
В. Вы делаете вид, что ничего не произошло, даёте возможность ребёнку самому справиться со случившимся – 5 б.
2. У вашего ребёнка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны…
А. Вы беседуете с родителями друзей и просите обратить внимание на поведение своих детей – 2 б.
Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них – 5 б.
В. Вы объясняете своему ребёнку, что эти друзья ему не пара – 0 б.
3. Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удаётся, он пытается бунтовать…
А. Вы считаете, что умение проигрывать пойдёт ему на пользу – 0 б.
Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – 3 б.
В. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения – 5 б.
4. Вашего ребёнка трудно вечером отправить спать …
А. Вы постоянно объясняете, как важен для ребёнка сон – 3 б.
Б. Вы позволяете ребёнку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и тоже время – 5 б.
В. Вы всегда укладываете ребёнка в одно и тоже время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 б.
5. Ваш ребёнок обожает телевизор …
А. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он всё равно будет его смотреть – 0 б.
Б. Вы говорите ребёнку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 б.
В. Вы вместе определяете круг передач, которые ребёнок может смотреть – 5 б.
6. Ваш ребёнок с раннего детства за словом в карман не лезет …
А. Вы объясняете, что такое поведение неприлично – 5 б.
Б. Вы запрещаете своему ребёнку вести себя подобным образом – 0 б.
В. Вы поощряете своего ребёнка за приличное поведение – 3 б.
7. Ваш ребёнок, который ещё по вашему мнению мал, уже интересуется противоположным полом …
А. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 б.
Б. Вы оставляете всё как есть, считая, что всё станет на свои места само собой – 3 б.
В. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребёнку взаимоотношение полов – 5 б.
8. Вашему ребёнку иногда достаётся от сверстников …
А. Вы учите своего ребёнка давать сдачу обидчикам – 5 б.
Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников – 3 б.
В. Вы просите своего ребёнка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом – 0 б.
9. Ваш ребёнок достаточно часто обижает младшего …
А. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймёт свои ошибки без подсказки – 0 б.
Б. Вы наказываете старшего ребёнка за это в присутствии младшего – 5 б.
В. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребёнку независимо от их взаимоотношений со старшим – 3 б.
10. Ваш ребёнок грубит, дерётся с другими детьми, становиться злым и бессердечным …
А. Вы тоже ведёте себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведёт – 0 б.
Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской – 5 б.
В. Вы ищите причины такой реакции ребёнка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребёнка во дворе и в классе и т.д. – 2 б.
Анализ результатов теста.
0-18 б.
Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образцу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребёнок должен развивать и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что ребёнок, столкнувшись со взрослым миром, может в нём просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребёнка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
19-35 б.
Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребёнок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны, доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребёнка и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.
35-50 б.
Вы осознаёте, что ребёнок не может прожить всю жизнь вашим умом, и создаёте всё возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребёнка, а идёте рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребёнка не только осознавать ошибки, принимать их на свой счёт, но и создаёте условия для их самостоятельного исправления. Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
Итоговая диагностика.
Итоговая диагностика проводиться в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по той проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени. Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определёнными правилами.
1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.
2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
3. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
4. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Диагностика в работе классного руководителя начальных классов"
Материал включает в себя различные виды психодиагностики, применяемые в работе учителя начальных классов....
Взаимодействие семьи и школы. Работа классного руководителя с семьёй.
Этапы работы классного руководителя с семьёй. Тематика родительских собраний для начальной школы. Советы психолога при проведении родительских собраний....
"Система работы классного руководителя по взаимодействию с семьёй"
В статье описан опыт работы классного руководителя по взаимодействию с семьёй учащихся, формы проведения родительских собраний, совместные мероприятия, тренинги взаимодействия....
ДОКЛАД «Работа классного руководителя с семьёй»
Данный материал показывает какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представле...
Психолого-педагогическая диагностикав работе классного руководителя с семьей.
Классный руководитель при работе с семьей может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики. Виды диагностики:-предварительная (необходима при знак...
Диагностика в работе классного руководителя.
Диагностика в работе классного руководителя....
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».
Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...