Внедрение ФГОС в начальной школе
консультация (3 класс) на тему

Бикмухаметова Наиля Хазиахметовна

Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоя- тельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnedrenie_fgos_v_nachalnoy_shkole.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Внедрение ФГОС в начальной школе

Н.Х. Бикмухаметова,  учитель начальных классов  высшей квалификационной категории.

  муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №4города Азнакаево»РТ

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоя- тельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно. Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможность школы и создают условия для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися. 
Изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению. Изменилась роль учителя на уроке, теперь учитель перестает быть единственным носителем знания, как было раньше и выполняет роль проводника.

  Разработали  программы внеурочной деятельности на четыре года. Составлено календарно-тематическое планирование с учетом планируемых результатов и УУД. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Безусловно, ребенок со сформированными УУД наиболее успешен в жизни. Существенное место занимают как формирование предметных, так и метапредметных результатов. Одним из факторов повышения качества обученности является создание условий образовательной среды для развития школьника. Не менее важным условием является материально-техническая база школы. Кабинеты начальных классов оснащены в соответствии с требованиями ФГОС: имеются интерактивные комплексы, программное обеспечение к ним, документ-камеры, интерактивные системы, принтеры, печатные и электронные пособия, раздаточные материалы, музыкальные инструменты.

В школе функционирует единая информационная сеть, что позволяет эффективно строить образовательный процесс.

Работаем по развивающей программе «Школа 2100». Данная программа адаптирована  для реализации целей и задач ФГОС второго поколения, так как в основе лежит развивающее личностно-ориентированное обучение. Главное преимущество программы «Школа 2100» заключается в непрерывности образования. Она разработана для дошкольного образования, начальной и основной, старшей школы. Результаты мониторинга позволили выявить степень достижения базового уровня, который показал сформированность учебных действий по всем предметам. 
По результатам диагностики в конце 2012-2013 учебного года в первом классе  достигнуты хорошие результаты в формировании УУД. Учебная мотивация снизилась с 96% до 86%, что закономерно, когда ребенок знакомится с учебной деятельностью. Нравственно-этическая ориентация выросла с 88% до 100% - дети усвоили нормы поведения в коллективе. Регулятивные навыки  (умение действовать по образцу, следовать инструкции, способность контролировать свои учебные действия и давать им оценку) выросли с 85% до 95%, научились адекватному оцениванию своей работы 67% против 55% в начале года, научились сравнивать, классифицировать, делать умозаключения 85% против 56%.  Умение использовать отвлеченные знания освоили 72% против 44%. Высокий и средний уровень вырос до 80% против 66%. Коммуникативные навыки (умение сотрудничать с товарищами в процессе учебной деятельности) сохранились на уровне 90%. Результаты выходной диагностики в конце 2012-2013 учебного года во вторых классах показали, что внутренняя позиция школьника сформирована у большинства обучающихся (93%). Ведется эффективная работа по нравственному воспитанию детей (74% - высокий и средний уровень). 67% второклассников могут адекватно оценить свою работу. У 80% детей сформированы навыки познавательной деятельности. Снизился регулятивный компонент учебной деятельности (норма у 67% детей). Научились учебному взаимодействию 80% обучающихся. Они могут организовать совместную работу по заданным условиям и продуктивно выполнять её.

С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование системы накопительной оценки – портфолио учащихся – Дневник моего роста, который позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка, предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. На каждом этапе обучения вместе с ребенком выбираем, что является для него результатом на сегодняшний день. Отбирая в свой Дневник моего роста творческие, проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а педагог отслеживает как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Дневник моего роста способствует повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Отрадно видеть, как к концу второго класса обучающиеся уже осознанно подходят к оформлению своего портфолио.

Одно из основных отличий новых образовательных стандартов это внеурочная деятельность. Материально-технические возможности школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью. Организована внеучебная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей первоклассников. Мы постарались учесть запросы детей и их родителей. Учитывая специфику образовательного процесса учителя начальных классов, педагоги организаторы, педагоги дополнительного образования, психолог школы  реализуют  внеурочную деятельность  по следующим направлениям:
- Спортивно - оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное  и проектная деятельность.
- Спортивно – оздоровительное.  « Спорт –это здоровье».  Изучались  особенности  народных игр,
- Общекультурное, через занятия в кружках «Этика поведения». - Общеинтеллектуальное, через занятия в кружках «Занимательная математика», В конце года ребята показали свои результаты  в «неделе начальных классов». С огромным интересом ребята приняли участие во всероссийском конкурсе по информационным технологиям «Построй робота», «КИТ»,  «Кенгуру»
- Духовно-нравственное, через занятия « Я - Азнакаевец». Ребята участвовали в патриотических марафонах, в международной акции «Салют Победа!», турнирах и конкурсах разного уровня.  Разработана система КТД, классных часов по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.  Включены: Дни здоровья: «Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья»; эстафеты «Выше, дальше, быстрее»; праздники: «Мой друг - Мойдодыр», «Нет вредным привычкам!»; «Правила дорожного движения знай и выполняй!». Классные часы на тему «Советы доктора Айболита», «Берегись гриппа»; «Здоровое питание». Экскурсии. Фотоконкурсы на различные темы. Конкурсы чтецов и юных поэтов. Конкурсы рисунков. Организовано посещение театров, музеев, выставок и др.
Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности учащихся.
Сравнительный анализ развития учащихся показал: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и научились рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Научились работать в паре, в группах.  Показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи. Большая часть детей самостоятельно оценивает свою деятельность на уроке. Одним из ключевых  направлений развития общего образования, согласно новым стандартам, является здоровье школьников. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям: В классе имеется «Тропа Здоровья».
 В школе ведется серьезная работа с родителями. На родительских собраниях проводится анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности - творческие работы детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Организуем открытые уроки для родителей. Кроме того родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов.

Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, учащихся и родителей. Повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, с увлечением принимают участие в совместных школьных мероприятиях;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Внедрение ФГОС в начальной школе (материалы педсовета)

В  материале размещены материалы по внедрению ФГОС в начальной школе. Основные документы, приказы, локальные акты и т.д....

Внедрение ФГОС в начальную школу.

Презентация по теме: "Тьютор по внедрению ФГОС"...

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....

«Современный урок в режиме внедрения ФГОС в начальной школе».

«Современный урок в режиме внедрения ФГОС в начальной школе»....

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе

Новые технологии  для новой школы...