Развиваем у ребенка мелкую моторику руки
консультация (1 класс) на тему
Трудно переоценить роль мелкой моторики в общем развитии младших школьников. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Конечно же, работа по подготовке ребенка к обучению должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – так как формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен школы. Успешность формирования этого навыка зависит от систематичности выполнения необходимых игр и упражнений. Предлагаемый материал поможет родителям организовать занятия со своим ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_u_rebenka_melkuyu_motoriku_ruki.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
удерживать спички пальцами: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец; д) «веер»- удерживать спички одновременно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем; раскрывая и закрывая веер (разводя и сводя пальцы со спичками сначала в левой руке, затем в правой, как более трудный вариант – в левой и в правой руках одновременно).
«Колодец»- играют двое (ребенок и взрослый). Первый берёт две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу, второй берёт ещё две спички и укладывает их поверх первых перпендикулярно им, чтобы получился квадрат и т.д. Колодец постепенно растет. Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец.
Игры с шариками:
- попасть шариком в цель;
- прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;
- держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик согнутым пальцем;
-«футбол»: левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это - «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Игры с пуговицами:
Попросите своего ребенка помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.
- Можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т.п.
- Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета…Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их). На силуэт животного можно пристегивать уши, хвост, лапы и т.д. У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговиц, К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.
Ниткопись:
Предложите ребенку выложить нитки по контуру какого-либо изображения.
С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, бабочка, домик и т.п.) Можно выложить геометрические фигуры, повторяя их название и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов. Для занятий понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов.
МБОУ КР ОО «Черкасская средняя общеобразовательная школа»
Составитель:
педагог-психолог Скоблякова А.С.
Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Насторожитесь, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Своевременно начатая работа по развитию тонких движений пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики руки можно разделить на три составляющие: 1) пальчиковая гимнастика;2) отработка эле-ментарных графических навыков, работа в тетрадях, прописях; 3) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Пальчиковая гимнастика начинается с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Для этого упражнения можно использовать резиновые кольца, игрушки. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук: «погладим котенка», «веселые маляры» (синхронные движения кистей обоих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого взмаха, затем влево-вправо); «ладонь-ребро-кулак»(чередование движений); «азбука Морзе » и др.
Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо», « влево», «вверх», « вниз», «над», «под» и т.п. Можно использовать следующие виды упражнений: «пчелиный рой»- вращательные движения поднятым вверх указательным пальцем, «стул»- правая ладонь, сжатая в кулак, левая, прижатая вертикально к правой, «бегущая лошадь»- средний палец вытянут вперед, остальные упираются в стол и передвигаются в медленном, а затем и в быстром темпе; «улитка с рожками»- правая рука прижата к столу вниз, указательный и средний палец разведены, а пальцы левой руки обхватывают пальцы правой как панцирь и т.п.
Графические упражнения
«Дорожки». Ребенок должен провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выезжать за края дорожки. Сначала предложите ребенку простые «дорожки» (широкие и прямые), затем усложните задание («дорожки» узкие, извилистые, горизонтальные, вертикальные).
«Штриховка». Ребенок должен заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за её контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонталь-ная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовала-ми, петлями и т.д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.
«Нарисуй фигуры». Ребенок должен нарисовать внутри большой фигуры (овала, квадрата, треугольника, круга и т.д.) постепенно уменьшающиеся фигу-ры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
«Нарисуй такую же картинку» и « Дорисуй картинку»
Ребенок должен нарисовать справа в пустом квадрате картинку, опираясь на образец, нарисованный в левом квадрате.
«Продолжи узор по клеточкам"
Ребенок должен продолжить узор по образ
«Графический диктант».
Ребенок должен провести линии под диктовку. Например: одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клетка вниз; из левого нижнего угла клетки в правый верхний угол т.д. Узоры могут быть различными.
Развитие движений пальцев рук с использованием предметов
Работа с конструктором (от кубиков и деталей крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить и т.п.).
«Почтовый ящик»-(положить в отверстия в крышке ящика нужной геометрической формы посылку).
Упражнения с гранеными карандашами, ручками:
а) плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами; б) катать карандаш, как брёвнышко (на пальцах, чтобы не упало; под пальцами на столе или между ладонями /пусть он вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев); в) удерживать карандаш каждым согнутым пальцем; г) удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указатель-ный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу и наоборот; д) «пропел-лер» - вложить шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянными пальцами; закручивать карандаш, передвигая его с пальца на палец, стараясь не придерживать его большим пальцем. Чтобы карандаш не вываливался из пальцев, нужно стараться подхватывать карандаш ближе к его середине.
Упражнения с резинками:
а) между указательным и средним пальцами сильно натянуть тонкую круглую резинку (перебирать эту резинку, как струны гитары каждым пальцем руки, как левой, так и правой); б) можно сделать геометрические фигуры, растянув резинку на кончиках пальцев (треугольник: большой, средний и мизинец; квадрат: большой палец, указательный, безымянный и мизинец, соблюдая размер; прямоугольник, ромб); в) скрестить резинки на пальцах, растянув резинки как можно сильнее (развивать силу кончиков пальцев).
Упражнения со спичками:
а) удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник; б) «квадрат»- удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем; в) «крестик»- одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец; г) «змейка»-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль тактильной памяти в развитии мелкой моторики руки
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга...
Развитие мелкой моторики руки будущих первоклассников.
Данная презентация адресованна родителям будущих первоклассников. Презентация раскрывает проблемы подготовки руки к письму, содержит рекомендации для развития мелкой моторики будущих учеников. Может б...
Развитие мелкой моторики руки у ребёнка.
Чем больше развивать пальчики, тем быстрее ребенок начинает говорить....
Развитие мелкой моторики руки у младших школьников
В.А.Сухомлинский писал, "что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее дв...
«Развитие мелкой моторики руки у детей с ЗПР посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»
Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в частности, ...
Сценарий родительского собрания в 1 классе "Развитие у ребенка мелкой моторики руки" + презентация
Родительское собрание«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»Форма проведения: собрание практикумЦели родительского собрания:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;2. Обозначить в...
Как развивать у ребенка мелкую моторику рук
Развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать следующие упражнения....