Родительское собрание "Отметка и оценка в начальной школе"
материал (2 класс) на тему

Стрежнева Марина Викторовна

Это собрание необходимо проводить во 2 классе перед началом выставления детям отметок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_tekst.doc123 КБ
Office presentation icon slayd.ppt2 МБ
Microsoft Office document icon anketa_dlya_roditeley.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Оценка и отметка в современной школе. Мой ребенок получает первую отметку»

Описание: http://tapisarevskaya.rusedu.net/gallery/1415/pervaya_otmetka.jpg

2 класс

Уч.: Стрежнева М.В.

г. о. Саранск, 2015 год

Цели: Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.

Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

Сегодня мы поговорим о том, как отличить отметку от оценки и как сделать так, чтобы первые отметки наших детей были безболезненными и хорошими, а также какую роль в этом играет подготовка к урокам.

Начать разговор о наших детях, я хотела бы с притчи: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»

Эта притча созвучна с темой сегодняшнего разговора, т.к. в наших с вами руках возможность создать такую атмосферу дома и в школе, в которой дети будут чувствовать себя уверенно и спокойно. Для этого, прежде всего, учитель и родители должны действовать сообща, придерживаться единых требований и быть единым целым.

Что Вы представляете, когда слышите слово «ШКОЛА»? Назовите пять слов-ассоциаций со словом «Школа». Да, у многих ассоциация к слову «Школа» отметка или даже конкретно: пятерка, двойка. Да, не могут все быть отличниками. Ведь главное в жизни не знание, а умение его применить, т.е. не отметка.

Часто можно наблюдать такую картину: ребенок, получив отметку ниже, чем он рассчитывал, или, точнее будет сказать, ниже, чем ждут от него родители, начинает переживать, а иногда и плакать. Он, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой. Или начинает выпрашивать: «поставьте мне 3 или 4, а то меня мама (папа) убьет!» Это неправильно. Отметка, прежде всего, должна быть сигналом того, над чем вы с ребенком должны поработать.

Знания даются всем одинаково, но получают их и применяют все по-разному. Кому-то достаточно объяснения учителя, кому-то нужна помощь родителей, а кому-то помощь репетитора.

Что такое оценка и отметка?

Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожегова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».

Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожегова: «Знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения:

Качество усвоения предметных знаний - умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования

Оценивается отметкой (цифрой)

Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной …)

Оценивается словесными суждениями (характеристика ученика)

Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу…)

Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания

Система контроля и оценки не может ограничиваться целью «проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету». Она ставит более важную задачу: развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций:

1. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя:

- возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника;

- уровень сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. Проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН, установленным государственным эталоном (стандартом).

2. Образовательная функция:

- сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;

- устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

3. Воспитательная функция:

- выражается в формировании положительных мотивов учения. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.

4. Информационная функция. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.

5. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Ребенок должен понять, что учится для себя, а не для родителей. Необходимо сформировать у ребенка определенную мотивация к обучению. Некоторые родители "выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное "усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомляет ребенка, но и быстро теряет интерес к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни "5”. Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только "5”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после "5” вдруг, полученная "4”, вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва, заметные. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь ”3” и, самое главное, не учите ребенка лгать! Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым. В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего, нам самим. Отношение ребенка к отметкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об отметках и бурно реагируем на плохие, для ребенка отметка станет основной частью школьной жизни.

Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.

Мы с ребятами готовились к родительскому собранию. У нас проходила беседа по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Ребятам был задан вопрос: «Как, по твоему мнению, закончится история по картине?» Ответы были следующими (ответы детей). Еще мы говорим об отметках и оценках на уроке КОУ, выполняя специальные упражнения по данному направлению. На каждом уроке мы стараемся оценивать себя, одноклассников и весь класс. С первого класса у нас идет оценивание в дневниках. Все это является подготовкой к безболезненному переходу от без отметочного обучения к отметкам. Ребята выполняли еще анкету «Изучение учебных интересов школьника». Результаты таковы (анализ анкет).

Чтобы детям было легче перенести этап оценивания, я предлагаю вам в виде помощи: памятку, критерии отметок по основным предметам (письменные работы), а также выписку из положения по триместровом обучении в нашей школе. Я выбрала только то, что касается нас. Прочитайте это положение внимательно дома, чтобы потом не возникло никаких вопросов.

Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Вот так и формируется жизненная линия человека. Хорошо, когда родители и школа действуют сообща и двигаются в одном направлении, хотя бы при оценивании ребенка. Успехов вам и вашим детям!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание во 2 А классе Тема: « Оценка и отметка в современной школе»

Слайд 2

Р. Киплинг

Слайд 3

Что такое отметка и оценка? Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожегова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь». Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожегова: «Знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».

Слайд 4

Качество усвоения предметных знаний - умений – навыков , их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования Оценивается отметкой (цифрой) Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной …) Оценивается словесными суждениями (характеристика ученика) Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу…) Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания

Слайд 5

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Социальная Образовательная Воспитательная Эмоциональная Информационная Управления

Слайд 6

Как помочь ребёнку в выполнении домашних заданий ? Советы родителям

Слайд 8

Как воспринимать отметки ребёнка? Памятка для родителей

Слайд 9

Помните об этом!!! Научить рёбёнка самостоятельно учиться, научить добывать знания – Ваша родительская обязанность!!! Статья 52 «Закон «Закон об образовании»

Слайд 10

Посеешь поступок - пожнёшь привычку; посеешь привычку - пожнёшь характер; посеешь характер - пожнёшь судьбу.

Слайд 11

Успехов и терпения ВАМ в воспитании и обучении детей!!! Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Подпись: ___________________________________

1. Допишите предложения:

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его___________________________________________

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него_______________________________________

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я желаю ему__________________________________________

Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я________________________________________

Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я_________________________________________

2. Отметьте фразы, которые вы чаще используете в общении с ребёнком, анализируя его учение:

Что ты сегодня получил?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время всё исправить.

Я так и знала. И в кого ты такой уродился.

Марш в свою комнату и не показывайся мне на глаза.

Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?

Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь сделать сам?

Садись и учи, а я потом проверю.

Давай попробуем разобраться, что тебе трудно.

Посмотри, как я учился, а ты?

Знаешь, когда я был маленький, мне это тоже давалось с трудом.

Спасибо!

Анкета для родителей

Подпись: ___________________________________

1. Допишите предложения:

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его___________________________________________

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него_______________________________________

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я желаю ему__________________________________________

Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я________________________________________

Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я_________________________________________

2. Отметьте фразы, которые вы чаще используете в общении с ребёнком, анализируя его учение:

Что ты сегодня получил?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время всё исправить.

Я так и знала. И в кого ты такой уродился.

Марш в свою комнату и не показывайся мне на глаза.

Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?

Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь сделать сам?

Садись и учи, а я потом проверю.

Давай попробуем разобраться, что тебе трудно.

Посмотри, как я учился, а ты?

Знаешь, когда я был маленький, мне это тоже давалось с трудом.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы оценок в начальной школе

Нормы оценок в начальной школе за контрольные работы по математике и русскому языку. ...

Нормы оценок в начальной школе

Эффективность использования десятибалльной шкалы оценивания ЗУНов учащихся:1.    Повышается надёжность процедуры определения фактической степени обученности учащихся.2....

Памятка для родителей "Нормы оценок в начальной школе"

В памятке представлены оценки за различные виды работ по математике и русскому языку с 1-4 класс...

Нормы оценок в начальной школе

Как оценивают учащихся в начальной школе...

Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.

Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников....

Критерии оценивания в начальной школе. Нормы оценок в начальной школе.

Критерии оценивания в начальной школе.Нормы оценок в начальной школе....