Родительское собрание "Карманные деньги"
консультация (4 класс) по теме

Ольга Александровна Ветёлкина Гребнева

Все родители по-разному относятся к карманным деньгам. Одни полагают, что деньги – это зло и ничего хорошего ребенку принести не могут, потому что дети не могут ценить деньги и тратят их как попало. Другие родители придерживаются мнения, что карманные деньги необходимы и дети должны их иметь. «Выдавать деньги – значит баловать своего ребенка», – считают негативно настроенные родители. Но баловать – это значит удовлетворять все потребности ребенка, ни в чем ему не отказывать. Карманные же деньги – ограничены в размерах, поэтому удовлетворить все потребности ребенка не могут, и предназначены на решение определенных задач, в том числе и воспитательных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          «Карманные друзья» ваших детей

http://www.nanya.ru/images/pix.gif

http://www.nanya.ru/images/pix.gif

http://www.nanya.ru/images/pix.gif

http://www.nanya.ru/images/pix.gif

Все родители по-разному относятся к карманным деньгам. Одни полагают, что деньги – это зло и ничего хорошего ребенку принести не могут, потому что дети не могут ценить деньги и тратят их как попало. Другие родители придерживаются мнения, что карманные деньги необходимы и дети должны их иметь. «Выдавать деньги – значит баловать своего ребенка», – считают негативно настроенные родители. Но баловать – это значит удовлетворять все потребности ребенка, ни в чем ему не отказывать. Карманные же деньги – ограничены в размерах, поэтому удовлетворить все потребности ребенка не могут, и предназначены на решение определенных задач, в том числе и воспитательных. Давать или не давать, вот в чем вопрос. Психолог Московской службы психологической помощи населению Екатерина МИРОНОВА поможет многим родителям найти ответы на интересующие их вопросы о «карманных друзьях» своих детей. 

Учим ребенка ценить и тратить деньги разумно
Сколько семей, столько и мнений. Каждый родитель, исходя из своего опыта и материального положения, из советов знакомых и из особенностей характера ребенка, строит свою уникальную финансовую политику. Какие же варианты организации денежного потока от родителей к детям существуют и как научить свое чадо бережному и разумному обращению с такой важной составляющей нашей жизни, как деньги? Всего таких вариантов три:
1. Денежные подарки.  
2. Регулярно выдаваемые карманные деньги.  
3. Деньги, заработанные на сезонной работе в дни каникул. 
Прежде всего следует помнить, что мы даем детям деньги не на мороженое и жвачки, основная цель выдачи карманных денег – это научить ребенка обращаться с ними. Неплохо с раннего детства учить детей считать мелкие монеты, рассказать о копейках, рублях, показать, сколько копеек в рубле, какие бывают деньги. Полезно играть с малышом в магазин. 

Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и учиться этому искусству следует именно в детстве. Учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами можно начинать, как только он стал проявлять интерес к этой стороне жизни. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покупкам и, конечно же, родительский пример – вот основные способы научить ребенка экономии и рачительности.


Откуда «друзья»?  
Обязательно объясните ребенку, откуда берутся деньги. Делается все очень просто. Берется листик бумаги, изображается сумма, которую вы зарабатываете, затем вычитается все то, что вы должны отдать в виде налогов, заплатить за квартиру, и показываете, что остается лично вам, что вы можете тратить. Из этой суммы вычитаете расходы на продукты питания и остается то, что вы можете потратить на игрушки, одежду и т. п. Теперь ваш ребенок наглядно все видит. Рассказывайте детям, зачем вы ходите на работу: вы любите свою профессию, но работаете также и для того, чтобы получать деньги, а потом покупать для всей семьи продукты, одежду, книжки, игрушки. Заодно можно устроить ему экскурсию на ваше рабочее место: обычно детям это нравится.  
Позже ребенка нужно обязательно отправлять одного в магазин за небольшими покупками. Пусть он научится проверять правильность сдачи, научится вежливо обращаться к продавцу. 

Внимание!
В карманные деньги не должны входить деньги на школьные завтраки (за них можно заплатить за месяц вперед в школе) и на проезд (лучше всего купить проездной). Одно из главных правил – это правило незаметного контроля, вы должны знать, куда ваше чадо потратило свои кровные 50 рублей, причем для этого не надо устраивать ежедневный допрос, достаточно изредка, между делом осведомиться об этом. 

С какого возраста пора?

С какого возраста давать ребенку деньги – зависит как от вас, так и от ребенка. Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребенок пошел в школу (6–7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.
Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей вашего чада. Кстати, современные родители начали давать карманные деньги детям раньше, сейчас почти каждый первоклассник имеет свои денежки, а лет 10–15 назад дети получали первые монетки только с пятого класса, а то и позже.

Как определить сумму?
Она определяется вашими реальными семейными возможностями, здравым смыслом и зависит от возраста ребенка. Самое главное, нужно ориентировать детей на семейный бюджет. И не стоит сокрушаться, если вы не можете дать сыну или дочери столько же денег, сколько получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: «Извини, это то, что я могу дать тебе на данный момент». Просит больше? Обсудите вместе семейный бюджет с цифрами в руках. Договоритесь о сроках, и если уж обещали – выполните свое обещание. Может быть и так, что вы не стеснены в средствах. Как определить верхнюю границу выдач на ребячьи расходы? Подскажет опять же здравый смысл. Причем совершенно не обязательно, чтобы суммы карманных денег вашего ребенка должны расти пропорционально увеличению вашего семейного бюджета.

Кстати
Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, то есть: если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т. д.
В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5–2 евро, 10-летний – 10–12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25–30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно. Официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, как показывает практика, размер выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла.

Учимся копить

Не стоит давать ребенку больших сумм. Один из навыков, которому вы должны обучить ребенка – навык копить деньги. Чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов. Для этого многие родители дарят детям копилку, а европейские родители дарят детям шкатулочку для денег, чтобы деньги лежали на виду, а не внутри копилки, которую и разбить жалко и деньги вытащить хочется. В шкатулочку ребенок складывает свои сбережения, пересчитывает и точно знает, сколько он собрал, а родители поощряют его терпение тем, что при накоплении определенной суммы они добавляют «процент» за терпение (например, накопил школьник 200 рублей – родители наградили его еще двадцаткой, то есть 10% от суммы), вот такие методы воспитания. Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.

От получки до получки…

Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц для них представляется достаточно большим сроком. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего, потратит всю сумму в первые же несколько дней. Поэтому лучше руководствоваться принципом: чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Однако детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц – это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет». 
Часто родители приурочивают выдачу «карманных» своим детям к ежемесячному авансу и зарплате. И так получается, что выдаются 
определенные суммы регулярно в строго отведенные дни. Даже если ребенок очень просит, не поддавайтесь и не выдавайте карманные деньги раньше срока. Ведь наша цель – научить пользоваться деньгами рационально и ответственно.  

За что платим?
Некоторые родители склоняются к тому, что за помощь по хозяйству детям нужно платить деньги. Домашняя работа оценивается по определенному прейскуранту, например: мытье посуды за всей семьей – 5 рублей, мытье полов – 10 рублей и так далее. Но у такого метода есть множество недостатков. Ребенок должен учиться помогать маме протирать пыль не ради денег. Он должен твердо знать, что заправлять после себя постель, мыть тарелку и чашку – это его обязанность и за это он не получит и гроша. Хотя бывает, что у ребенка есть свой «оклад», но его могут поощрить небольшой суммой за хорошее окончание года или за помощь при ремонте квартиры, то есть за события, которые происходят не так часто, но требуют усилий. Тогда «премиальные» выплаты будут вполне уместны. При этом, давая деньги ребенку, стоит подчеркнуть, что главное в этом случае – не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.

«Штрафовать» ли деньгами?
Полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо – в зависимости от серьезности проступка.
Карманные деньги у подростков – вопрос особый. Зачастую подростки все время в чем-то «остро нуждаются»: то модная одежда, то поход в кафе – и все это для них очень важно. Подростки стремятся к независимости. Поэтому для родителей, пока они не утратили свой авторитет, важно успеть научить детей обращаться с деньгами. Если ваш ребенок учится в старших классах, его личные деньги могут включать в себя расходы на развлечения. Может быть, вы позволите ему покупать себе что-то из одежды. Конечно, от первой попытки успеха ждать не приходится, но когда-то начинать все равно придется. Можно устроить ребенку «испытательный месяц». Выдайте ему сумму, которая должна покрывать расходы на одежду, завтраки, мелкие нужды, транспорт, развлечения и мобильник. И предложите самому планировать расходы в течение установленного срока. Выделите специальную тетрадку для учета покупок. Впрочем, хорошо бы за чадом вполглаза присматривать. 

Учиться работать –почему нет?  
Наши дети растут, а вместе с ними растут и потребности, и наступает время, когда запросы вырастают настолько, что у родителей остается три выхода:
-Устроиться на вторую работу.
-Уменьшить затраты на собственные нужды.
- Приучить ребенка к труду и научить зара- батывать!  
В наше время найти работу подростку не составляет никакого труда. Подработка, или, как ее еще называет молодежь, «халтура», в свободное время, в выходные дни или в Интернете превращается в очень полезную вещь. Плюсов масса: такого рода деятельность является очень увлекательной, поскольку связана с постоянным общением с людьми, и более того, она дает возможность заработать себе неплохую сумму на карманные расходы, получить хороший опыт и завязать полезные знакомства. Чтобы устроиться на такую работу, прежде всего, можно обратиться в Молодежную биржу труда и, конечно же, искать вакансии в Интернете. Подросток может претендовать на позиции почтальона, курьера, промоутера, расклейщика объявлений и т. п. Существует целый ряд молодежных некоммерческих организаций, которым постоянно требуются волонтеры на различные акции и мероприятия: и платят неплохо, и интересно. Кроме этого, можно найти работу в ресторанах и кафе быстрого питания: «Макдоналдс», «Ростик"с», «Му-му», «Сбарро». Кстати, подработка – это своеобразный задел на будущее в плане профориентации и профессиональных навыков. Кто знает, может, поработав год в «Макдоналдсе», ребенок захочет стать шеф-поваром или, рекламируя какую-либо продукцию в супермаркете, – менеджером?  

Куда потратил?
У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. 
Например, на сигареты, выпивку. Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить, на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психолог Юрис Блумбергс считает, что лучше дать и затем разбираться в ситуации, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны «неуловимые» траты, когда нет никакого материального воплощения этих расходов (отговорки, что на дискотеки, на неизвестно где съеденные сладости и т. п.).
 
Давать или не давать?

Аргументы против:
нецелесообразно – ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
слишком много внимания денежным во-просам – будет жадным, алчным;
если регулярно снабжать деньгами – станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; 
носить с собой деньги опасно.

Аргументы за:
ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, одноклассников; 
пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; 
если не давать – возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д. 
Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И, безусловно, каждому родителю придется самому искать золотую середину в дилемме: давать или не давать карманные деньги. Но какое бы решение вы ни приняли, помните, лучшее воспитание – это воспитание собственным примером. Дети часто копируют финансовое поведение родителей, поэтому вы сами, прежде всего, должны показать пример правильного обращения с деньгами, научить ребенка не зацикливаться на деньгах и быть счастливым и любимым вне зависимости от количества «карманных друзей».



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1-м классе на тему

 "Режим дня в жизни школьника"

Цели:

  • показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника;
  • убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

Вопросы для обсуждения:

  • здоровье ребенка и школьные нагрузки;
  • особенности рационального организованного режима дня;
  • приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.

Подготовительная работа:

  • анкетирование;
  • подготовка комплекса упражнений,
  • памятки для родителей.

Ход собрания

I. Вступительное слово учителя

Начало обучения ребенка в школе - это экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям периода обучения в школе.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

  • снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
  • повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
  • рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
  • изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способность такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.

II. Анализ анкетирования

Родителям была предложена анкета:

- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнением им режима дня?

- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?

- Он встает охотно или с трудом?

- Как вы на это реагируете?

- Занимаетесь ли вы закаливанием своего ребенка?

- Делает ли ваш ребенок зарядку?

- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?

- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?

- Ваш ребенок сам делает уроки или вы ему помогаете?

- Как долго по времени ваш ребенок делает уроки?

- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?

- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым?

III. Ознакомление родителей с режимом дня школьника

Классный руководитель раздает родителям памятки и комментирует их содержание.

Памятка для родителей №1.

Режим дня

Примерный вариант режима дня первоклассника

Время

Подъем

7.30

Зарядка, умывание, уборка постели

7.30 - 7.50

Завтрак

7.50 - 8.10

Дорога в школу

8.15 - 8.25

Занятия в школе

8.30 - 13.00

Прогулка на свежем воздухе

13.00 - 14.30

Обед, отдых, помощь по дому

14.30 - 16.00

Приготовление уроков

16.00 - 17.00

Свободное время

17.00 - 19.00

Ужин

19.00 - 19.30

Свободное время

19.30 - 20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну

20.30 - 21.00

Памятка для родителей № 2

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.

Папы и мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка-первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.

Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

- Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.

- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.

- Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.

- Включать веселую и ритмичную музыку.

- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.

- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.

- Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.

- Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.

- Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.

- Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения

IV. Работа родителей в группах

Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских "НЕЛЬЗЯ", который записывается в родительский дневник.

НЕЛЬЗЯ:

- будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

- кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

- требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

- сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

- лишать ребенка игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

- заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

- кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

- заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

- ждать маму и папу, чтобы начать выполнять уроки;

- сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

- ругать ребенка перед сном;

- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

- разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

- не прощать ошибки и неудачи ребенка.

V. Подведение итогов собрания

В конце собрания родители высказывают свое мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чем смогли убедиться.

Литература для подготовки родительского собрания:

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания - М.,Вако, 2006.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться. - М.,2003.
  3. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Деньги и дети".

Собрание проводится в 4 классе. Первая половина собрания проходит совместно с родителями и детьми, а потом ребята  отпускаются и учитель беседует отдельно с родителями. Перед собранием каждой сем...

Родительское собрание на тему "Дети и деньги"

Подобранный материал попожет осветить актуальный в наше время вопрос "Можно ли давать ребёнку деньги и если да, то сколько?"...

Родительское собрание "Дети и деньги"

Многих родителей интересует вопрос "С какого возраста начинать давать деньги ребёнку"? Материал содержит вопросы которые помогут родителям ответить на интересующие их вопросы: - Сколько выдавать? - ...

Родительская гостиная "Ребёнок и деньги: за и против" (4 классы).

Воспитывая современного успешного ребёнка, очень важно учить его обращаться с деньгами....

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами"

Материал представляет собой конспект родительского собрания на тему "Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами", в котором представлена полезная информация родителям по проблеме "Дети и деньги", наме...

Родительское собрание на тему:"Ребенок и деньги"

Интерес к деньгам - естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг. Это слово и все, что с ним связанно, д...