Исследовательская работа в системе самостоятельной работы школьников.
статья (4 класс) на тему

Самообразование школьников является составной частью всей системы учебной работы любого образовательного учреждения. Всё это предполагает умение учиться, самостоятельную работу с различными источниками знаний, выработку потребности познавать, формировать любознательность. В статье даются рекомендации родителям, как начать исследование со своим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_mladshego_shkolnika.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность младшего школьника

в системе самостоятельной работы школьников.

Мысль о том, что в основе подготовки специалистов должен лежать самостоятельный труд, ни у кого не вызывает сомнений.

Очень важно, чтобы каждый ученик, занимающийся исследовательской  работой, понял, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путём приобщения к самостоятельной научной деятельности, а учитель является направляющим звеном этой работы. И лишь правильно поставленная работа будет иметь достойный результат.

2. Исследовательская  деятельность в системе самостоятельной работы школьников

Многие под самообразованием понимают образование, приобретаемое вне школьного заведения, путем самостоятельной работы дома. Это было правильно в те времена, когда оно в значительной степени заменяло образование в силу недостаточно развитой системы учебных заведений.

Ведь самообразование - систематическая и добровольная познавательная деятельность, основанная на внутренней потребности познания и реализуемая в процессе целенаправленной самостоятельной работы с целью углубления и расширения знаний, всестороннего развития интеллектуальных качеств личности, формирования научного мировоззрения.

Самообразование школьников является составной частью всей системы учебной работы любого образовательного учреждения. Всё это предполагает умение учиться, самостоятельную работу с различными источниками знаний, выработку потребности познавать, формировать любознательность.

Путём написания научной работы формируют готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию. При выполнении такой работы самообразованием получают большой объём знаний, а так же приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований.

Польза от самостоятельной работы, в том числе и работы над научной работой, будет только в том случае, когда в её процессе ученик воздействует не только на учебный материал, но и на самого себя. Это позволит ему познать собственные психологические особенности (сильные и слабые стороны своего типа восприятия, памяти, мышления, чувств и воли), учит объективно оценивать свою работоспособность, свои познавательные возможности. Тогда самостоятельная работа над учебным курсом и над самим собой образует прочное единство и способствует сознательному, творческому овладению наукой.

3. Примерный алгоритм разработки программы исследования

Научно-исследовательская деятельность - такая форма организации учебно-воспитательной работы (УВР), которая связана с решением обучающимся творческой, исследовательской задачи в различных областях знания с заранее неизвестным результатом.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.

Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая, тем самым, предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость исследования.

Объект исследования - это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Например: "Объектом исследования является почва для выращивания комнатных растений. Предмет исследований - микрофлора почвы, её влияние на морфофизиологические признаки растений". Часто предмет близко совпадает с темой исследования. Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов "выяснить", "выявить", "сформировать", "обосновать", "провести" и т.д.

Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента. Например: "Цель работы: вырастить в теплице арбуз на основании изучения основных видов агротехнической деятельности. Задачи: познакомиться с основными этапами агротехнического процесса; освоить технику работы с землёй, и вырастить необычную северную ягоду-арбуз".

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, т.е. технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие-то подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: "Если…, то…" или "Чем…, тем…". В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

Необходимым компонентом программы эксперимента является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимости, надежности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации. Проведение эксперимента осуществляется по плану.

Основанием плана являются этапы исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования. Первый этап исследования - подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования. Второй этап - конструирующий - это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение. Четвёртый этап - контрольный. Пятый - заключительный - подведение итогов и оформление результатов.

Формулировка ожидаемых результатов эксперимента связана с целями исследования, и критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента. Показателями эффективности любой научной работы, эксперимента могут быть критерии результативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Самостоятельная работа как средство активизации учения школьников на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы....

"Проектная деятельность в системе воспитательной работы образовательной организации при работе с родителями"

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения, педагога и родителя.Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего п...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...

Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования и...