Психическое развитие и формирование личности младшего школьника
презентация к уроку (1 класс) на тему
Родительское собрание в 1 классе по теме "Психическое развитие и формирование личности младшего школьника "
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психическое развитие и формирование личности младшего школьника.
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.
1. Изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Если раньше основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.
2. Происходят изменения в психической сфере ребенка.
Главной особенностью развития детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.
Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс).
Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов.
Возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.
Развитие речи. Изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Ребенок знакомится с новым для него видом речи — письменной речью. Для того чтобы научиться писать и читать, кроме высокого уровня развития мышления, у ребенка должно быть хорошо развито и восприятие.
Развитие восприятия. Ребенок воспринимает абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединяет их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придает этому слову конкретное смысловое значение.
Развитие представлений. Переход от непроизвольного возникновения у ребенка представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоянии по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко описать, как выглядит его любимая игрушка.
Развитие внимания. Внимание ребенка становится произвольным. Довольно долго сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание. Происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация. Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс.
Развитие памяти.
Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти. Школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа. Механическая память развивается очень быстро, словесно-логическая медленнее.
Эмоциональное развитие ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения — он начинает учиться в школе.
По-прежнему продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоционального языка» ребенка. В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.
Со временем ребенок начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости — возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции - самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми, чувство ответственности, которое представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме — лезет драться, сколько в словесной — грубит, дразнит. Переживание стыда ребенок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых.
Для детей 5-7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Мотивационная сфера.
В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы.
Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Первоклассников интересует сам процесс учения, им нравится читать, писать, рисовать, лепить. Познавательные интересы ребенка характеризуются преимущественной ориентацией на учителя. Первокласснику интересно не любое новое знание, а прежде всего то, которое он получает от учителя.
Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив «быть учеником» (характерный только для первого года обучения в школе). Это предопределяется внешней атрибутикой статуса школьника — различными учебными принадлежностями, ранцем и т. п. Мотив хорошей отметки. Зачастую отметка из знака успеха (неуспеха) в познавательной деятельности ребенка превращается в знак, оценивающий личность в целом. Этому отчасти способствуют и взрослые (родители, знакомые, а часто и незнакомые), интересуясь у детей их отметками в школе и выражая удовлетворение лишь самыми высокими. Другие же отметки вызывают у них реакцию разочарования, которая автоматически травмирует ребенка. Мотив утверждения себя в классном коллективе или мотива соперничества, конкуренции, что свидетельствует о все еще эгоцентрической позиции ребенка; стремление к превосходству и признание одноклассниками.
Развитие Я - концепция.
При поступлении ребенка в школу формируется Я - образ ученика. Ребенок с готовностью принимает свой новый статус ученика, так как в нем содержится общественная значимость. Общение с одноклассниками и другими сверстниками также обогащает Я - концепция ребенка.
Самооценка ребенка сказывается на степени успешности его школьной успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости школьника оказывает существенное влияние на формирование его самооценки. Положительные подкрепления учебной деятельности школьника не являются гарантией позитивности его самооценки, но повышают вероятность этого. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка. Низкая самооценка заставляет ребенка активно избегать проявления своих достижений, так как его действия, несовместимые с самооценкой, порождают у него дискомфорт и тревожность.
Развитие более высокой самооценки происходит по двум механизмам:
1. Ребенок не опасается быть отвергнутым в том случае, если он проявит или будет обсуждать свои уязвимые стороны.
2. Он уверен, что к нему благожелательно относятся независимо от его успехов и неудач, что его не будут уравнивать с другими, вызывая болезненное чувство неадекватности.
В конечном итоге основная цель развития Я - концепция заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.
Поведенческие особенности.
С наступлением среднего детства и началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Прежде всего, существенно изменяется социальная среда: ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации — семьей и школой.
Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Они бегают, прыгают, катаются на всем, что движется, лазают, ныряют, плавают, возятся друг с другом, толкаются, пинаются и иногда дерутся. Значительная часть их активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т. д. Во взаимодействии детей с предметами окружающего мира имеются определенные различия между мальчиками и девочками.
У девочек выражено стремление поставить предмет или обломок предмета себе «на службу», «приспособить их качества к своим целям». Они в большей мере стараются сохранить, сберечь. В их личном окружении, играх, манипуляциях с объектами важна эстетика, «организация красивого целого из элементов».
Мальчикам же больше свойственна аналитичность, стремление подвергнуть найденный предмет разнообразным испытаниям — огнем, ударом. Огонь и взрывы вообще чрезвычайно привлекательны для мальчиков. Поджигать, плавить, производить сильный шум, звон, грохот — привилегия мальчиков.
Достаточно много времени они заняты и игрой, где все большее место занимает соревнование. Мальчики играют с солдатиками, машинами, ракетами, самолетами, игрушечным оружием. Девочки — с куклами, игрушечной посудой и мебелью, в игры со скакалкой, в «классики».
В этом возрасте продолжает совершенствоваться тонкая моторика ребенка. В 1-м классе многие дети еще неуверенно пользуются карандашом и ручкой. Их тонкие движения еще неловки и угловаты. Однако очень быстро дети овладевают навыками письма, и к 4-му классу подавляющее большинство детей не только бегло пишут, но и рисуют.
В младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее. Формируется чувство умелости. Появляются типы отношений, как лидерство и дружба.
Важной ведущей деятельностью становится учебная.
Литература
1. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск 1989. (Младший школьный возраст)
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968. (Формирование личности в младшем школьном возрасте)
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.— М., 1979. /Личность младшего школьника)
4. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М„ 1966. (Эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Меняется социальный статус становится школьником появляются обязанности видом деятельности была игра стала познавательная деятельность получает и перерабатывает огромный объем информации
Меняется психическая сфера познавательные процессы переходят на более высокий уровень преобладает наглядно-действенное мышление становится произвольная память развивается логическое мышление
Развитие речи становится целенаправленной деятельностью ребенок знакомится с письменной речью должно быть хорошо развито восприятие
Развитие восприятия воспринимает абстрактные образы (буквы) объединяет в более сложное абстрактное образование (слово) придает слову конкретное смысловое значение
Развитие представлений переход от непроизвольного возникновения представлений к умению произвольно вызывать нужные представления (по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко описать, как выглядит, например, его любимая игрушка)
Развитие внимания становится произвольным происходит развитие и определенных свойств внимания, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация
Развитие памяти усвоение новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти запоминает и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует школьная программа механическая память развивается очень быстро, словесно-логическая медленнее
Эмоциональное развитие расширяется круг общения развивается собственная эмоциональная выразительность в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости — возрастает умение владеть своими чувствами развиваются социальные эмоции - самолюбие
Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью связаны с содержанием и процессом учения нравится читать, писать, рисовать, лепить интересно не любое новое знание, а то, которое получает от учителя
Социальные мотивы статусный мотив «быть учеником» мотив хорошей отметки мотив утверждения себя в классном коллективе мотив соперничества, конкуренции стремление к превосходству и признание одноклассниками
Развитие Я - концепция формируется Я - образ ученика самооценка сказывается на степени успешности его школьной успеваемости положительная учебная деятельность не является гарантией позитивности его самооценки, но повышают вероятность отрицательная учебная деятельность формируется негативное представление о себе, низкую самооценку
Поведенческие особенности меняется социальная среда: ребенок вступает в сложные отношения — семья и школа жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны проверяют окружающие предметы на прочность, гибкость имеются определенные различия между мальчиками и девочками
Младший школьный возраст социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются социальный мир становится для ребенка шире отношения глубже содержание отношений разнообразнее формируется чувство умелости появляются типы отношений, как лидерство и дружба важной ведущей деятельностью становится учебная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный коллектив и его роль в формировании личности . младшего школьника.
Понять и найти свое место в коллективе....
«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»
Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...
Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание в развитии младшего школьника....
Формирование личности младшего школьника с учетом его психического развития.
Формирование личности младшего школьника с учетом его психического развития.Содержание:Вступление.I. Социальная ситуация развития.II. Когнитивные особенности.III. Аффективная сфера.IV. Мотивационная с...
Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....
Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
«Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»
Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются: • профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства,...