Лекторий для родителей: "Общение и развитие речи детей"
статья по теме

Лазарева Лариса Александровна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_i_razvitie_rechi_i_detey.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Общение  и  развитие речи  детей.

На доске плакаты:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, пе-реданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С.Тургенев.

«Чтение стихов должно быть постоянным, чтобы душа не засохла». А.И.Герцен.

На стенде выставка книг, рекомендуемых для внеклассного чтения.

Содержание:

  1. Вступительная беседа.

Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ре-бенка от книг, предназначенных не для него.

Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием чи-тают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьни-кам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, сле-дят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержа-ние книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская опи-сание природы, характеристики героев, рассуждение автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положи-тельную роль играют незначительные на первый взгляд моменты.

Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книга-ми, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает подлин-ный интерес детей к книге.

  1. Как пробудить интерес к чтению: приемы.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На са-мом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и же-ланием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок, в большинстве случаев, продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что те-перь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше?

4 Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!»

  1. Требования к чтению.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника-оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже чи-тал или слышал, что он знает о нем, встречались ли ему где-нибудь рисунки ху-дожника-иллюстратора книги.

Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5–6 страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют ее. Родители должны внимательно следить за тем, что-бы у детей не появилась эта вредная привычка.

Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события книги, чем она заканчивается.

4. Как развивать речь детей.

Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью во-просов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»

Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сбли-жает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их инте-ресы и увлечения.

Как читать вместе?

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность чтения домашнего – не более 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного обра-щения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

Вспомним слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть сча-стливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.

5.Игры по обогащению речи детей.


Для обогащения речи детей можно использовать игры и упражнения, кото-рые легко провести в кругу семьи. (Родители записывают игры, можно обыграть с ними). Подбор синонимов. Как сказать по-другому: река (бежит, течет, журчит, льет-ся)? 5  Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый)?

Узнавания предмета по эпитетам. Что это (кудрявая, белоствольная, стройная)?

Работа с антонимами. Карандаш длинный – короткий; пух легкий, а камень тяже-лый; река широкая, а ручей – …

Что бывает широким, узким, зеленым, хмурым, деревянным?

Например, (свежий – хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).

Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет).

Игра в увеличительные очки. «Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище…».

Игра «Я – ласка». Все предметы называть только ласково: кошка–кошечка, ложка–ложечка.

Составление парных созвучных слов.

Мишка–шишка и т.д.

Развивать интонацию можно с помощью проговаривания поговорок. Например:

Во дворе трава,

На траве дрова.

И т.п.

6. Итог.

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драго-ценные камни излучают таинственный блеск», – писал К.Паустовский. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком – это задача взрослых.

Почему так остро стоит этот вопрос сегодня?

Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возни-кают, как правило, из-за недостатков воспитания в семье.

Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям – одна из основных задач воспитания наших детей.

В конце родительского собрания родителям была предложена следующая анкета (к следующему родительскому собранию, чтобы выявить возможные изменения):

􀂃Придаете вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами?

􀂃Умеет ли ваш ребенок регулировать громкость, темп своей речи?

􀂃Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?

􀂃Как вы считаете, говорит ли ваш ребенок бранные слова? Проводите ли профилактическую работу в этом направлении?

􀂃На что надо обратить внимание педагогу в отношении вашего ребенка?

􀂃Какие испытываете трудности в развитии речи ребенка?

􀂃Какие вопросы хотите узнать на собрании, кого предлагаете пригласить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития речи детей в приготовительном классе

Задания позволяют определить уровень развития разных аспектов речи обучающихся приготовительного класса....

Развитие речи детей с задержкой психического развития

Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Это не может не тревожить учителей. Поче...

Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...

Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик

 Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....

Тема самообразования "Развитие речи детей в игровой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Самообразование по речевому развитию детей. Разработано на три года: 1 младший возраст, 2 младший и средний возраст....