Готовность ребенка к школьному обучению
статья (1 класс) по теме

Федоренко Ольга Александровна

Вопрос о готовности ребенка к школьному обучению всегда был и остается одним из самых важных и волнующих как для родителей, так и для педагогов, психологов и медиков.

         Если поговорить с любым учителем 1 класса, то он скажет, что у некоторых учеников его класса есть трудности в учебе. Почему они возникают? Ведь, казалось бы, детишек пока учат таким простым вещам…

         Родители начинают думать: «Может их дети неспособные?» Но психологическое обследование показывает: способности не ниже средних. Оказывается, причина кроется в другом: ребенок пришел в школу недостаточно подготовленным. «Как же так? - недоумевают родители.-Он уже и читать немного умел, и считать…»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к школьному обучению

         Вопрос о готовности ребенка к школьному обучению всегда был и остается одним из самых важных и волнующих как для родителей, так и для педагогов, психологов и медиков.

         Если поговорить с любым учителем 1 класса, то он скажет, что у некоторых учеников его класса есть трудности в учебе. Почему они возникают? Ведь, казалось бы, детишек пока учат таким простым вещам…

         Родители начинают думать: «Может их дети неспособные?» Но психологическое обследование показывает: способности не ниже средних. Оказывается, причина кроется в другом: ребенок пришел в школу недостаточно подготовленным. «Как же так? - недоумевают родители.-Он уже и читать немного умел, и считать…»  

         Но этого недостаточно. И более того, не это главное. Читать и считать ребенка научить достаточно легко, если он умеет учиться. А вот если не умеет, тогда трудностей не миновать. Но что это значит – уметь учиться?

         На уроке учитель объясняет учебный материал. Потом он ставит задачу, например такую: «Напишите букву «а». Это центральный момент в обучении. Именно в процессе решения учебных задач дети усваивают знания, умения, навыки.

         Поначалу задачи очень просты. Учитель внимательно контролирует их выполнение каждым учеником, если надо – помогает, дает дополнительные объяснения. Вскоре дети научаются действовать более самостоятельно. Но это происходит только в том случае, если для этого есть необходимые предпосылки, сложившиеся раньше – в дошкольном возрасте.

         Важное условие – умение внимательно слушать учителя, выполнять простейшие указания. А для этого нужно, чтобы ребенок понимал: выполнение этих указаний – необходимое условие овладения знаниями. Нужно и соответствующее отношение к самим знаниям. Если они не представляют для ребенка никакой ценности, то любовь к учителю не поможет. Она будет проявляться в попытках прикоснуться к нему, привлечь к себе его внимание, поделиться своими переживаниями, но вовсе не в выполнении заданий. Бывает и так: ребенок искренне хочет чему-то научиться, уважает учителя, а вот сосредоточиться на его словах не умеет.

         Готовность к школе – это целый комплекс различных психических качеств. Это наличие учебно-познавательных мотивов, признание авторитета учителя, умение сосредоточиться на решении поставленной задачи, необходимый уровень умственного развития.

         Итак, готовность ребенка к школьному обучению включает в себя: физическую готовность, интеллектуальную и личностную.

         Первый класс – это начало нового этапа в жизни каждого ребенка. Чтобы обучение стало успешным, важно знать с каким жизненным опытом идет ребенок в школу. Что он знает? Что умеет? Что ему интересно? В чем испытывает затруднение? И кто ему в этом может помочь?    

 Отсюда возникает вопрос: Нужно ли готовить ребенка к школе? И где?

         К обучению в школе готовиться необходимо. Такая подготовка может осуществляться в условиях семьи, детского сада, в детских учреждениях по работе с дошкольниками.

         Наша школа уже несколько лет ведет целенаправленную работу с дошкольниками по подготовке детей к обучению в 1 классе в течение целого учебного года. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Проходят они в игровой форме по 20 минут. Дети знакомятся с основами языковой и математической грамоты, художественно-изобразительным творчеством, музыкальным искусством. Цель занятий заключается не в том, чтобы дети получили определенную сумму предметных знаний, умений, навыков предусмотренных для изучения в 1 классе, а в развитии внимания, воображения, мышления, памяти, речи, а также определенного уровня общего развития ребенка. Обучение базируется на всех доступных ребенку видах деятельности: рисовании и конструировании, пении, музицировании, стихосложении, драматизации,  игре и т. п. К концу дошкольного возраста на основе овладения элементами грамоты, математики и в специфических детских видах деятельности у ребенка формируются качественно новые образования – осознанность и произвольность. Они делают возможными планирование и контроль, осознание и обобщение способов решения самых разных задач, что является важнейшими предпосылками учебной деятельности.

         В течение года дети и учитель хорошо адаптируются друг к другу, привыкают. У учителя есть возможность узнать индивидуальные особенности ребят, чтобы в дальнейшем качественно осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в учебе. У детей снимается проблема боязни, страха, замкнутости перед школой, классом, учителем. Ребята постепенно в игре знакомятся со школьными правилами, со школьными помещениями, с будущими одноклассниками. Все это благоприятно влияет на формирование положительной мотивации к учению.

         Мощный источник познавательной активности – детская игра. Она направляет интересы ребенка на мир человеческих отношений. В игре он знакомиться с разными профессиями – не формально, по рассказам и описаниям, а по-настоящему, «вживаясь в образ». И в той же игре сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений.

         Большое значение имеет и то, насколько сформированы и развиты у ребенка психические процессы: внимание, мышление, воображение, память, речь.

         Для развития внимания детей на своих занятиях мы используем различные игры. Например: Игра «Будь внимателен».

Цель. Развивать внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание. Дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой.

«Зайчики» - прыгают.

 «Раки» - пятятся.

«Лошадки» - ударяют одной ногой об пол.

«Лягушки» - приседают и прыгают вприсядку.

«Цапли» - стоят на одной ноге.

«Коровки» - встают на четвереньки и мычат.

«Птицы» - расставляют руки в стороны и бегут.

 Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

 Игру можно немного усложнить. Перед игрой договориться с детьми, что 1 хлопок будет соответствовать позе «Цапли», 2 хлопка – движению «Зайчики», 3 хлопка - «Лягушки», 4 хлопка – просто идти по кругу.

Игра «Какого предмета в ряду не хватает?»

Цель. Развивать внимание, восприятие.

Задание. Посмотреть на первый ряд овощей, потом на второй и сказать, чего во втором ряду не хватает?

   На доске изображены:

        огурец    морковь    картофель    репа    помидор

        репа     картофель   морковь    помидор

Игра может проводиться с использованием различного материала: фрукты, ягоды, посуда, деревья, буквы, числа и т. п.  Задание можно изменить – игра «Что еще появилось во втором ряду?»

Игра «Что изменилось?»

Цель. Развивать внимание и зрительную память.

Ход игры. Поставьте перед ребенком 5 игрушек. Поменяйте их местами через одну минуту, когда ребенок отвернется.

Задание. Что изменилось?

 Игра может повторяться 3-4 раза, набор игрушек можно заменить. В игре можно использовать картинки, буквы алфавита, цифры и числа, различные предметы.

Игра «Числа».

Цель. Развивать внимание, учить цифры и числа.

Задание. Каждому ребенку присвоить число от 1 до 20. Ведущий перечисляет вперемежку числа. Услышав свое число, ребенок должен встать и хлопнуть в ладоши ( топнуть ногой).

 С группой детей можно провести игру на выбывание. Аналогично можно проводить игру «Алфавит».

Для развития памяти.

Игра «Картинки».

Цель. Развивать память.

Задание. В течение 2–3 минут внимательно посмотреть на 10 картинок. Затем картинки уберут.

                Назвать те картинки, которые запомнили.

Например, могут быть такие картинки: ведро,  цветок, лейка, мяч, зайчик, краски, стол, лампа, книга, ваза. Можно использовать вместо картинок буквы и цифры.  

Игра «Внимание».

Цель. Развивать зрительную память и внимание.

Задание. Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 3 секунд показывал вам          

                ведущий.

 Например, такие картинки:

Для развития воображения.

Игра «Незаконченный рисунок ».

Цель. Развивать воображение.

Задание. Завершить незаконченный рисунок.

Игра «Представь, будто…».

Цель. Развивать воображение.

Задание. Изобразить и озвучить часы с кукушкой, мотоцикл, кипящий чайник и т.п.

                Изобразить мальчика, бегающего с сачком за бабочкой и др.

Игра «Неоконченные рассказы».

Цель. Развивать воображение, мышление, речь, внимание.

Задание. Закончить рассказ.

                                     Проделки белки.

    Пошли две подружки в лес, нарвали полную корзину орехов.

 Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо. Повесили

 корзинку на дерево, а сами стали собирать цветы.

   Выглянула белка из дупла и увидела корзинку с орехами.

 «Вот, думает…»

Игра «Воображение».

Цель. Развивать воображение.

Задание. Нарисовать  необычную  коляску  для  малыша; флаг страны, в которой жил Буратино    

                и т. п.

Игра «Разрезные картинки».

Цель. Развивать воображение и восприятие.

Задание. Собрать картинку сначала по образцу, а потом без него.

Для развития речи.

Игра  «Укрась слово».

Цель. Развивать речь и воображение ребенка.

Задание. Подобрать как можно больше определений к данному слову.

                Дом (какой он?)….

                Цветок (какой он?)….

                Лето (какое оно?)….

                Игра (какая она?)….

Игра «Составление фраз».

Цель. Развивать навыки творческого конструирования образов, речь, мышление, воображение.

Задание. Соединить пары слов( при помощи предлога или падежа).

                Лиса – сыр.

                Вода – рыба.                              Например: сыр лисы, рыба в воде, человек в

                Человек – космос.                                        космосе, хвост у кота.

                Хвост – кот.

Игра  «Составь предложение».

Цель. Развивать речь, мышление, воображение, фантазию.

Задание. Придумать предложение, используя названия предметов, изображенных на 2 карточках.

         Пока речь шла о том, что называют общей готовностью к школе, т. е. о тех психологических качествах, которые необходимы для овладения любым школьным предметом. Существует еще и «специальная готовность», относящаяся к отдельному учебному предмету. Сколько предметов -столько видов специальной готовности. Мы поговорим только об одном из них – о подготовке руки ребенка к овладению письмом. Опыт показывает, что с этим в первом классе связано больше всего сложностей.

         Карандаш и ручка – сложные инструменты. Чтобы легко управляться с ними, надо уметь совершать тонкие и точные движения кистью руки, пальцами. Как научить этому малыша?

         Рисование и штриховка фигур, оказывается, важно не только для эстетического и умственного воспитания – оно вносит свою лепту и в подготовку к овладению письмом. Для этого очень важна и лепка, и работа с конструктором.

         Есть и специальные упражнения для подготовки руки к письму. Одно из них – «езда по дорожкам». Взрослый рисует извилистую дорожку. У одного из ее концов – дом, у другого – машина. Ребенок – «шофер». Он должен  «проехать по дорожке», не выйдя за ее пределы. «Проехать по дорожке» - это значит соединить машину с домом непрерывной линией, которую проводят, не отрывая карандаша от бумаги. Ширина дорожки должна быть такой, чтобы ребенок мог справиться с заданием, но не без труда.

         Задание, приучающее ребенка регулировать силу нажима, - «самолет за облаками». Взрослый рисует два самолета, окруженные контурами облаков. Одно облако надо сделать «совсем черным, таким, чтобы самолета не было видно», а другое – «светлым, чтобы через него был хорошо виден самолет».

         Опыт нашей работы показал, что у детей, которые посещали занятия сформирована общая готовность к школе и готовность руки к овладению письмом. Они легче воспринимают требования школьного систематического обучения, нагрузки разного рода. И новый режим жизни в первом классе для них не столь обременителен и не ухудшает их здоровья.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к школьному обучению

Готовность ребенка к школьному обучению...

ТЕСТ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Тестирование будущих первоклассников...

Готовность ребенка к школьному обучению

В данном материале рассматривается готовность к обучению по следующим параметрам:Психологическая и социальная готовность.Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.Развитие познавательной ...

Готовность ребенка к школьному обучению.

В данном материале рассматривается готовность ребенка к школьному обучению....

Готовность ребенка к школьному обучению

готовность ребенка к школе зависит от трех составляющих: от эмоциональной, социальной и интеллектуальной зрелости....

Карта готовности ребенка к школьному обучению

Карта готовности ребенка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой...