Готовность ребенка к школьному обучению
методическая разработка (1 класс)
Готовность ребенка к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_shkole.doc | 130.5 КБ |
методическая разработка | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность ребенка к школьному обучению
- Общее физическое развитие ребенка:
-нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста в стране;
- состояние зрения, слуха, моторики, особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев (близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность и координированность мелких движений руки нередко являются причинами, мешающими успешности учения детей в школе);
- состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности (нарушения нервной деятельности приводят к быстрой утомляемости ребенка и отрицательно повлияют как на успеваемость, так и на отношение ученика к школе и к товарищам).
2. Владение достаточным объемом знаний, включающим:
- сформированные элементарные понятия, типа: растения, животные, сезонные явления, время, количество,
- ряд фактологических сведений общего характера: о труде людей, о родной стране, о праздниках;
- представления о пространстве, такие как расстояние, направления, форма и величина предметов, их расположение;
- представление о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).
- Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой работает воспитатель детского сада.
3. Владение культурными умениями и навыками, сформированность привычек правильного поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, социальных (вежливое обращение друг с другом), трудовых (пользование карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой) (А.А. Люблинская).
4. Психологическая готовность к школе:
- умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей;
умение действовать в соответствии с правилом;
умение производить действия в соответствии с образцом;
умение действовать по прямому указанию взрослого;
умение работать в группе
5. Готовность в сфере познавательных процессов:
- умение выделять существенное;
- умение видеть сходство и отличия, сравнивать;
- умение работать сосредоточенно;
- умение вспоминать то, что нужно для понимания нового;
- умение объяснять; а умение рассуждать, делать выводы; а умение обобщать и дифференцировать.
6. Владение грамматически и фонетически правильной речью:
умение понимать обращенную речь;
умение самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей;
умение подбирать и правильно произносить слова;
наличие развитого фонематического слуха (любое нарушение фонематической чистоты произношения речевых звуков может затруднить освоение ребенком письма).
7. Развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев. С этой целью дети под руководством воспитателей выполняют в детском саду различные упражнения: рисуют, штрихуют, вырезают по контуру заданные фигуры, лепят из пластилина и т.д.
8. Сформированность желания учитьс, интереса к знаниям, которые определяют развитие глубоких и устойчивых познавательных интересов.
9. Структура самосознания:
- имя собственное;
- самооценка;
- притязание на признание;
- образ себя как представителя определенного пола;
- представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем);
- оценка себя в отношении прав и обязанностей.
Карта наблюдения за учащимися начальных классов.
1. Развитие школьно- значимых психофизиологических функций.
А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат.
Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет , речь правильна, отчетлива.
В фонематическом строе речи , в звукопроизношении есть заметные нарушения ( необходимо обследования логопеда).
Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
Б. Мелкие мышцы руки .
Рука развита хорошо , ребенок уверенно владеет карандашом , ножницами .
Рука развита недостаточно хорошо , карандашом , ножницами работает с напряжением .
Рука развита плохо , карандашом , ножницами работает плохо .
В. Пространственная ориентация , координация движений , телесная ловкость ,
Достаточно хорошо ориентируется в пространстве , координирует движения , подвижен ,
ловок.
Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве , координации движений недостаточно ловок .
Ориентация в пространстве координация движений развиты плохо , неуклюж , малоподвижен.
Г. Координация в системе глаз- рука .
Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ ( узор ,фигуру ) , зрительно воспринимаемый на расстоянии ( с классной доски).
Графический образ , зрительно воспринимаемый на расстоянии , переносится в тетрадь с незначительными искажениями ,
При переносе графического образа , зрительно воспринимаемого с расстояния , допускаются грубые искажения.
ё
Д. Объём зрительного восприятия.
Соответствует средним показателям возрастной группы.
Ниже средних показателей возрастной группы.
Намного ниже средних показателей возрастной группы.
2.Развитие познавательной деятельности.
А. Кругозор.
Представления о мире достаточно развернуты и конкретны , ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет , о животных и растениях, .временах года.
Представления достаточно конкретны , но ограничены непосредственно окружающим .
Кругозор ограничен , знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
«
Б. Развитие речи .
Речь содержательна , выразительна , грамматически правильна .
Ребенок затрудняется в поиске слов , в выражении мыслей , в речи встречаются отдельные грамматические погрешности , она недостаточно выразительна.
Слова приходится вытягивать , ответы чаще всего односложные , в речи много ошибок ( нарушены согласование , порядок слов ,не закончены предложения).
В.Развитие познавательной активности , самостоятельности .
1. Ребенок любознателен . активен , задания выполняет с интересом , не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. • V г**-
2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен , но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция , круг интересующих вопросов довольно узок.
3.Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательности не проявляется.
Г. Сформированность интеллектуальных умений ( анализ, сравнение, обобщение, установления закономерностей.
1.Ребенок определяет содержание, смысл ( в том числе скрытый смысл) анализируемого , точно и ёмко обобщает его в слове,видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2.Задания , требующие анализа , сравнения , обобщения и установления закономерных связей выполняются со стимулирующей помощью взрослого.
- Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
- При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д. Произвольность деятельности.
1.Ребенок удерживает цель деятельности , намечает её план, выбирает адекватные средства , проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе , доводит до конца.
- Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается , трудности преодолевает только при психологической поддержке.
- Деятельность хаотична, не продумана, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из- за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
Е. Контроль деятельности.
1.Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью .
- Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие .
3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия .
Ж. Темп деятельности .
1.Соответствует средним показателям возрастной группы.
1.Ниже средних показателей возрастной группы.
2.Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общий результат по всем категориям:
Выше среднего, средний - большинство показателей оценивается 1-м уровнем.
Ниже среднего- большинство показателей оценивается 2-м уровнем.
Низкий - большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
Очень низкий- интеллектуальный 4-м уровнем , а все остальные 3-м уровнем.
Особенности мышления детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.
Описывая процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста, следует отметить, что в 7-8 лет ребенок еще мыслит конкретными категориями. Стол для него еще конкретный стол в школе или дома. Портфель — это конкретный портфель, принадлежащий ему или его приятелю. Конкретность мышления ребенка выступает и в восприятии им иносказательной речи. Ребенку 7-8 лет трудно понять переносное значение пословиц, метафор. Так, каменное сердце для ребенка — это сердце из камня.
Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Понятие — это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков. Если учащиеся 1-2-го класса отмечают наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?), то к 3-му классу школьники уже в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов. Так, в понятие расширения включаются такие разные предметы, как высокая сосна и маленький колокольчик. Объединяются эти разные предметы в одну группу потому, что каждый из них обладает общими для всех растений существенными признаками: они живые организмы, растут, дышат, размножаются.
К 8-9-летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к абстрагированию (умение выделять существенные признаки предметов и отвлечься от второстепенных признаков предметов) и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Третьеклассники должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
Если ученик 1-2-го класса подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт, указанием на аналогию, далеко не всегда правомерную, то в 3-4-м классе младший школьник уже должен уметь дать обоснованное доказательство. Вся аналитическая деятельность учащегося 3-4-го класса должна основываться на представлениях и понятиях.
Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями; К концу 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями: противоположность (например, трус — храбрец), наличие функциональных связей (например, река и рыба), часть и целое (например, деревья — лес).
Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Сначала ребенок вообще не знает, что такое сравнивать. На вопрос: «Можно ли сравнить яблоко и мяч?» — часто слышим в ответ: «Нет, нельзя, яблоко можно кушать, а мячик катится». Если задавать вопрос иначе, то можно получить правильные ответы. Следует сначала расспросить детей, чем похожи предметы, а затем — чем они отличаются. Детей необходимо подвести к правильному ответу, к правильному использованию сравнения.
Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснить тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин, которые нужно специально анализировать. Таким образом, при одном и том же уровне знаний и развития младшему школьнику легче ответить на вопрос: «Что произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему это дерево засохло?
Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать на каждом уроке и во внеурочной деятельности упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию логического мышления.
Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
Чтобы ребенок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Для оказания полноценной, квалифицированной помощи родителям и педагогам начального звена школы следует знать и учитывать особенности психологии учащихся младшего школьного возраста.
Остановимся более подробно на развитии мышления детей этой возрастной группы (7-10 лет).
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ,
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
К моменту перехода в среднее звено школы (5-й класс) школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее устанавливать простые закономерности.
Рассмотрим более подробно развитие теоретического мышления у учащихся начальной школы.
Психолого-педагогические требования, предъявляемые учащимся 1-х классов
Система этих требований изложена в таблице № 2. Составляя ее, мы исходили из существующих в современной литературе (прежде всего, отечественной) представлений о психологических предпосылках и условиях эффективного обучения и развития ребенка в школе. Наиболее определенные и жесткие требования предъявляются к особенностям познавательной деятельности детей и уровню сформированное™ и устойчивости учебной мотивации. В познавательной сфере, в свою очередь, как наиболее важные рассматриваются параметры произвольности познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления.
Таблица № 2. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника.
Параметры психологопедагогического статуса | Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению первоклассника |
1. Познавательная сфера | |
1.1. Произвольность психических процессов |
|
1.2. Развитие мышления |
|
1.3. Сформированность важнейших учебных действий |
|
1.4. Развитие речи |
|
1.5. Развитие тонкой моторики | Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. |
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности |
|
2. Особенности поведения и общения школьников | |
2.1. Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. |
2.2. Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. |
2.4. Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. |
2.5. Активность и независимость | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. |
3. Особенности мотивационной сферы. | |
3.1. Наличие и характер учебной мотивации | Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения. |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) | Отсутствие выраженных противоречий между:
|
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе | |
4.1. Отношения со сверстниками. | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками |
4.2. Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. |
4.3. Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. |
4.4. Отношение к себе | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. |
2.4. Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения. |
2.5. Активность и независимость | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. |
3. Особенности мотивационной сферы. | |
3.1. Наличие и характер учебной мотивации | Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знания (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний. |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) | Отсутствие выраженных противоречий между:
|
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе | |
4.1. Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей. |
4.2. Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. |
4.3. Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя. |
4.4. Отношение к себе | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. |
Система этих требований представлена нами в таблице № 3. Сравнивая ее с предыдущей, мы видим, что познавательная сфера по-прежнему является ведущей.
Наиболее серьезные требования предъявляются к уровню развитияумственных действий
и развитию речи: навыки логических операций с понятиями и изучаемыми яв- лениями, систематизация и перенос учебных знаний и навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и развитая устная речь, использование доказательств при изложении знаний. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Так, появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, в данной системе требований нашел отражение тот факт, что успешное обучение в среднем звене требует значительно более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентации на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения «для себя».
Таблица № 3. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3-5 класса.
Параметры психологопедагогического статуса | Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося |
1. Познавательная сфера | |
1.1. Произвольность психических процессов |
|
1.2. Развитие мышления | 1. Владение приемами понятийного мышления: способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми учебными понятиями. |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий |
|
1.4. Развитие речи |
|
1.5. Развитие тонкой моторики |
|
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности |
|
2. Особенности поведения и общения школьников. | |
2.1. Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе). |
2.2. Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами. |
Предварительный просмотр:
Готовность ребенка к школьному обучению
- Общее физическое развитие ребенка:
-нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста в стране;
- состояние зрения, слуха, моторики, особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев (близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность и координированность мелких движений руки нередко являются причинами, мешающими успешности учения детей в школе);
- состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности (нарушения нервной деятельности приводят к быстрой утомляемости ребенка и отрицательно повлияют как на успеваемость, так и на отношение ученика к школе и к товарищам).
2. Владение достаточным объемом знаний, включающим:
- сформированные элементарные понятия, типа: растения, животные, сезонные явления, время, количество,
- ряд фактологических сведений общего характера: о труде людей, о родной стране, о праздниках;
- представления о пространстве, такие как расстояние, направления, форма и величина предметов, их расположение;
- представление о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).
- Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой работает воспитатель детского сада.
3. Владение культурными умениями и навыками, сформированность привычек правильного поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, социальных (вежливое обращение друг с другом), трудовых (пользование карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой) (А.А. Люблинская).
4. Психологическая готовность к школе:
- умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей;
умение действовать в соответствии с правилом;
умение производить действия в соответствии с образцом;
умение действовать по прямому указанию взрослого;
умение работать в группе
5. Готовность в сфере познавательных процессов:
- умение выделять существенное;
- умение видеть сходство и отличия, сравнивать;
- умение работать сосредоточенно;
- умение вспоминать то, что нужно для понимания нового;
- умение объяснять; а умение рассуждать, делать выводы; а умение обобщать и дифференцировать.
6. Владение грамматически и фонетически правильной речью:
умение понимать обращенную речь;
умение самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей;
умение подбирать и правильно произносить слова;
наличие развитого фонематического слуха (любое нарушение фонематической чистоты произношения речевых звуков может затруднить освоение ребенком письма).
7. Развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев. С этой целью дети под руководством воспитателей выполняют в детском саду различные упражнения: рисуют, штрихуют, вырезают по контуру заданные фигуры, лепят из пластилина и т.д.
8. Сформированность желания учитьс, интереса к знаниям, которые определяют развитие глубоких и устойчивых познавательных интересов.
9. Структура самосознания:
- имя собственное;
- самооценка;
- притязание на признание;
- образ себя как представителя определенного пола;
- представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем);
- оценка себя в отношении прав и обязанностей.
Карта наблюдения за учащимися начальных классов.
1. Развитие школьно- значимых психофизиологических функций.
А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат.
Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет , речь правильна, отчетлива.
В фонематическом строе речи , в звукопроизношении есть заметные нарушения ( необходимо обследования логопеда).
Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
Б. Мелкие мышцы руки .
Рука развита хорошо , ребенок уверенно владеет карандашом , ножницами .
Рука развита недостаточно хорошо , карандашом , ножницами работает с напряжением .
Рука развита плохо , карандашом , ножницами работает плохо .
В. Пространственная ориентация , координация движений , телесная ловкость ,
Достаточно хорошо ориентируется в пространстве , координирует движения , подвижен ,
ловок.
Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве , координации движений недостаточно ловок .
Ориентация в пространстве координация движений развиты плохо , неуклюж , малоподвижен.
Г. Координация в системе глаз- рука .
Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ ( узор ,фигуру ) , зрительно воспринимаемый на расстоянии ( с классной доски).
Графический образ , зрительно воспринимаемый на расстоянии , переносится в тетрадь с незначительными искажениями ,
При переносе графического образа , зрительно воспринимаемого с расстояния , допускаются грубые искажения.
ё
Д. Объём зрительного восприятия.
Соответствует средним показателям возрастной группы.
Ниже средних показателей возрастной группы.
Намного ниже средних показателей возрастной группы.
2.Развитие познавательной деятельности.
А. Кругозор.
Представления о мире достаточно развернуты и конкретны , ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет , о животных и растениях, .временах года.
Представления достаточно конкретны , но ограничены непосредственно окружающим .
Кругозор ограничен , знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
«
Б. Развитие речи .
Речь содержательна , выразительна , грамматически правильна .
Ребенок затрудняется в поиске слов , в выражении мыслей , в речи встречаются отдельные грамматические погрешности , она недостаточно выразительна.
Слова приходится вытягивать , ответы чаще всего односложные , в речи много ошибок ( нарушены согласование , порядок слов ,не закончены предложения).
В.Развитие познавательной активности , самостоятельности .
1. Ребенок любознателен . активен , задания выполняет с интересом , не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. • V г**-
2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен , но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция , круг интересующих вопросов довольно узок.
3.Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательности не проявляется.
Г. Сформированность интеллектуальных умений ( анализ, сравнение, обобщение, установления закономерностей.
1.Ребенок определяет содержание, смысл ( в том числе скрытый смысл) анализируемого , точно и ёмко обобщает его в слове,видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2.Задания , требующие анализа , сравнения , обобщения и установления закономерных связей выполняются со стимулирующей помощью взрослого.
- Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
- При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д. Произвольность деятельности.
1.Ребенок удерживает цель деятельности , намечает её план, выбирает адекватные средства , проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе , доводит до конца.
- Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается , трудности преодолевает только при психологической поддержке.
- Деятельность хаотична, не продумана, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из- за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
Е. Контроль деятельности.
1.Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью .
- Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие .
3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия .
Ж. Темп деятельности .
1.Соответствует средним показателям возрастной группы.
1.Ниже средних показателей возрастной группы.
2.Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общий результат по всем категориям:
Выше среднего, средний - большинство показателей оценивается 1-м уровнем.
Ниже среднего- большинство показателей оценивается 2-м уровнем.
Низкий - большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
Очень низкий- интеллектуальный 4-м уровнем , а все остальные 3-м уровнем.
Особенности мышления детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.
Описывая процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста, следует отметить, что в 7-8 лет ребенок еще мыслит конкретными категориями. Стол для него еще конкретный стол в школе или дома. Портфель — это конкретный портфель, принадлежащий ему или его приятелю. Конкретность мышления ребенка выступает и в восприятии им иносказательной речи. Ребенку 7-8 лет трудно понять переносное значение пословиц, метафор. Так, каменное сердце для ребенка — это сердце из камня.
Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Понятие — это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков. Если учащиеся 1-2-го класса отмечают наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?), то к 3-му классу школьники уже в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов. Так, в понятие расширения включаются такие разные предметы, как высокая сосна и маленький колокольчик. Объединяются эти разные предметы в одну группу потому, что каждый из них обладает общими для всех растений существенными признаками: они живые организмы, растут, дышат, размножаются.
К 8-9-летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к абстрагированию (умение выделять существенные признаки предметов и отвлечься от второстепенных признаков предметов) и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Третьеклассники должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
Если ученик 1-2-го класса подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт, указанием на аналогию, далеко не всегда правомерную, то в 3-4-м классе младший школьник уже должен уметь дать обоснованное доказательство. Вся аналитическая деятельность учащегося 3-4-го класса должна основываться на представлениях и понятиях.
Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями; К концу 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями: противоположность (например, трус — храбрец), наличие функциональных связей (например, река и рыба), часть и целое (например, деревья — лес).
Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Сначала ребенок вообще не знает, что такое сравнивать. На вопрос: «Можно ли сравнить яблоко и мяч?» — часто слышим в ответ: «Нет, нельзя, яблоко можно кушать, а мячик катится». Если задавать вопрос иначе, то можно получить правильные ответы. Следует сначала расспросить детей, чем похожи предметы, а затем — чем они отличаются. Детей необходимо подвести к правильному ответу, к правильному использованию сравнения.
Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснить тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин, которые нужно специально анализировать. Таким образом, при одном и том же уровне знаний и развития младшему школьнику легче ответить на вопрос: «Что произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему это дерево засохло?
Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать на каждом уроке и во внеурочной деятельности упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию логического мышления.
Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
Чтобы ребенок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Для оказания полноценной, квалифицированной помощи родителям и педагогам начального звена школы следует знать и учитывать особенности психологии учащихся младшего школьного возраста.
Остановимся более подробно на развитии мышления детей этой возрастной группы (7-10 лет).
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ,
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
К моменту перехода в среднее звено школы (5-й класс) школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее устанавливать простые закономерности.
Рассмотрим более подробно развитие теоретического мышления у учащихся начальной школы.
Психолого-педагогические требования, предъявляемые учащимся 1-х классов
Система этих требований изложена в таблице № 2. Составляя ее, мы исходили из существующих в современной литературе (прежде всего, отечественной) представлений о психологических предпосылках и условиях эффективного обучения и развития ребенка в школе. Наиболее определенные и жесткие требования предъявляются к особенностям познавательной деятельности детей и уровню сформированное™ и устойчивости учебной мотивации. В познавательной сфере, в свою очередь, как наиболее важные рассматриваются параметры произвольности познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления.
Таблица № 2. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника.
Параметры психологопедагогического статуса | Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению первоклассника |
1. Познавательная сфера | |
1.1. Произвольность психических процессов |
|
1.2. Развитие мышления |
|
1.3. Сформированность важнейших учебных действий |
|
1.4. Развитие речи |
|
1.5. Развитие тонкой моторики | Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. |
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности |
|
2. Особенности поведения и общения школьников | |
2.1. Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. |
2.2. Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. |
2.4. Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. |
2.5. Активность и независимость | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. |
3. Особенности мотивационной сферы. | |
3.1. Наличие и характер учебной мотивации | Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения. |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) | Отсутствие выраженных противоречий между:
|
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе | |
4.1. Отношения со сверстниками. | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками |
4.2. Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. |
4.3. Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. |
4.4. Отношение к себе | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. |
2.4. Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения. |
2.5. Активность и независимость | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. |
3. Особенности мотивационной сферы. | |
3.1. Наличие и характер учебной мотивации | Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знания (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний. |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) | Отсутствие выраженных противоречий между:
|
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе | |
4.1. Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей. |
4.2. Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. |
4.3. Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя. |
4.4. Отношение к себе | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. |
Система этих требований представлена нами в таблице № 3. Сравнивая ее с предыдущей, мы видим, что познавательная сфера по-прежнему является ведущей.
Наиболее серьезные требования предъявляются к уровню развитияумственных действий
и развитию речи: навыки логических операций с понятиями и изучаемыми яв- лениями, систематизация и перенос учебных знаний и навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и развитая устная речь, использование доказательств при изложении знаний. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Так, появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, в данной системе требований нашел отражение тот факт, что успешное обучение в среднем звене требует значительно более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентации на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения «для себя».
Таблица № 3. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3-5 класса.
Параметры психологопедагогического статуса | Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося |
1. Познавательная сфера | |
1.1. Произвольность психических процессов |
|
1.2. Развитие мышления | 1. Владение приемами понятийного мышления: способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми учебными понятиями. |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий |
|
1.4. Развитие речи |
|
1.5. Развитие тонкой моторики |
|
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности |
|
2. Особенности поведения и общения школьников. | |
2.1. Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе). |
2.2. Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей будущих первоклассников "Определение готовности ребенка к школьному обучению
Информация для родителей...
ТЕСТ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Тестирование будущих первоклассников...
Готовность ребенка к школьному обучению
В данном материале рассматривается готовность к обучению по следующим параметрам:Психологическая и социальная готовность.Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.Развитие познавательной ...
Готовность ребенка к школьному обучению
Вопрос о готовности ребенка к школьному обучению всегда был и остается одним из самых важных и волнующих как для родителей, так и для педагогов, психологов и медиков....
Готовность ребенка к школьному обучению.
В данном материале рассматривается готовность ребенка к школьному обучению....
Готовность ребенка к школьному обучению
готовность ребенка к школе зависит от трех составляющих: от эмоциональной, социальной и интеллектуальной зрелости....
Карта готовности ребенка к школьному обучению
Карта готовности ребенка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой...