Готовность ребенка к школьному обучению
методическая разработка (1 класс)

Готовность ребенка к школьному обучению

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_shkole.doc130.5 КБ
Microsoft Office document icon методическая разработка130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к школьному обучению

  1. Общее физическое развитие ребенка:

      -нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста в стране;

      - состояние зрения, слуха, моторики, особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев (близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность и координированность мелких движений руки нередко являются причинами, мешающими успешности учения детей в школе);

      - состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности (нарушения нервной деятельности приводят к быстрой утомляемости ребенка и отрицательно повлияют как на успеваемость, так и на отношение ученика к школе и к товарищам).

      2. Владение достаточным объемом знаний, включающим:

      - сформированные элементарные понятия, типа: растения, животные, сезонные явления, время, количество,

      - ряд фактологических сведений общего характера: о труде людей, о родной стране, о праздниках;

      - представления о пространстве, такие как расстояние, направления, форма и величина предметов, их расположение;

      - представление о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).

      - Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой     работает воспитатель детского сада.

         3. Владение культурными умениями и навыками, сформированность привычек правильного поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, социальных (вежливое обращение друг с другом), трудовых (пользование карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой) (А.А. Люблинская).

      4.  Психологическая готовность  к  школе:

       - умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей;

          умение действовать в соответствии с правилом;

          умение производить действия в соответствии с образцом;

          умение действовать по прямому указанию взрослого;

          умение работать в группе

5. Готовность в сфере познавательных процессов:

 - умение выделять существенное;

 - умение видеть сходство и отличия, сравнивать;

 - умение работать сосредоточенно;

 - умение вспоминать то, что нужно для понимания нового;

 - умение объяснять; а умение рассуждать, делать выводы; а умение обобщать и дифференцировать.

6. Владение грамматически и фонетически правильной речью:

умение понимать обращенную речь;

умение самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей;

умение подбирать и правильно произносить слова;

наличие развитого фонематического слуха (любое нарушение фонематической чистоты произношения речевых звуков может затруднить освоение ребенком письма).

7. Развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев. С этой целью дети под руководством воспитателей выполняют в детском саду различные упражнения: рисуют, штрихуют, вырезают по контуру заданные фигуры, лепят из пластилина и т.д.

8. Сформированность желания учитьс, интереса к знаниям, которые определяют развитие глубоких и устойчивых познавательных интересов.

9. Структура самосознания:

- имя собственное;

- самооценка;

- притязание на признание;

- образ себя как представителя определенного пола;

- представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем);

- оценка себя в отношении прав и обязанностей.

Карта наблюдения за учащимися начальных классов.

1. Развитие школьно- значимых психофизиологических функций.

А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат.

Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет , речь правильна, отчетлива.

В фонематическом строе речи , в звукопроизношении есть заметные нарушения ( необходимо обследования логопеда).

Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).

Б. Мелкие мышцы руки .

Рука развита хорошо , ребенок уверенно владеет карандашом , ножницами .

Рука развита недостаточно хорошо , карандашом , ножницами работает с напряжением .

Рука развита плохо , карандашом , ножницами работает плохо .

 В. Пространственная ориентация , координация движений , телесная ловкость ,

 Достаточно хорошо ориентируется в пространстве , координирует движения , подвижен ,

ловок.

Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве , координации движений недостаточно ловок .

 Ориентация в пространстве координация движений развиты плохо , неуклюж , малоподвижен.

 Г. Координация в системе глаз- рука .

Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ ( узор ,фигуру ) , зрительно воспринимаемый на расстоянии ( с классной доски).

Графический образ , зрительно воспринимаемый на расстоянии , переносится в тетрадь с незначительными искажениями ,

 При переносе графического образа , зрительно воспринимаемого с расстояния , допускаются грубые искажения.

ё

 Д. Объём зрительного восприятия.

Соответствует средним показателям возрастной группы.

Ниже средних показателей возрастной группы.

Намного ниже средних показателей возрастной группы.

 2.Развитие познавательной деятельности.

 А. Кругозор.

Представления о мире достаточно развернуты и конкретны , ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет , о животных и растениях, .временах года.

 Представления достаточно конкретны , но ограничены непосредственно окружающим .

Кругозор ограничен , знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

«

Б. Развитие речи .

Речь содержательна , выразительна , грамматически правильна .

Ребенок затрудняется в поиске слов , в выражении мыслей , в речи встречаются отдельные грамматические погрешности , она недостаточно выразительна.

Слова приходится вытягивать , ответы чаще всего односложные , в речи много ошибок ( нарушены согласование , порядок слов ,не закончены предложения).

 В.Развитие познавательной активности , самостоятельности .

1. Ребенок любознателен . активен , задания выполняет с интересом , не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.        •        V        г**-

2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен , но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция , круг интересующих вопросов довольно узок.

3.Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательности не проявляется.

Г. Сформированность интеллектуальных умений ( анализ, сравнение, обобщение, установления закономерностей.

1.Ребенок определяет содержание, смысл ( в том числе скрытый смысл) анализируемого , точно и ёмко обобщает его в слове,видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2.Задания , требующие анализа , сравнения , обобщения и установления закономерных связей выполняются со стимулирующей помощью взрослого.

  1. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
  2. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности.

1.Ребенок удерживает цель деятельности , намечает её план, выбирает адекватные средства , проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе , доводит до конца.

  1. Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается , трудности преодолевает только при психологической поддержке.
  2. Деятельность хаотична, не продумана, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из- за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности.

1.Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью .

  1. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие .

3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия .

Ж. Темп деятельности .

1.Соответствует средним показателям возрастной группы.

1.Ниже средних показателей возрастной группы.

2.Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общий результат по всем категориям:

Выше среднего, средний - большинство показателей оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего- большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

                Низкий - большинство показателей оценивается 3-м уровнем.

Очень низкий- интеллектуальный 4-м уровнем , а все остальные 3-м уровнем.

Особенности мышления детей младшего школьного возраста

    В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.

    Описывая процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста, следует отметить, что в 7-8 лет ребенок еще мыслит конкретными категориями. Стол для него еще конкретный стол в школе или дома. Портфель — это конкретный портфель, принадлежащий ему или его приятелю. Конкретность мышления ребенка выступает и в восприятии им иносказательной речи. Ребенку 7-8 лет трудно понять переносное значение пословиц, метафор. Так, каменное сердце для ребенка — это сердце из камня.

   Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Понятие — это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков. Если учащиеся 1-2-го класса отмечают наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?), то к 3-му классу школьники уже в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов. Так, в понятие расширения включаются такие разные предметы, как высокая сосна и маленький колокольчик. Объединяются эти разные предметы в одну группу потому, что каждый из них обладает общими для всех растений существенными признаками: они живые организмы, растут, дышат, размножаются.

    К 8-9-летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к абстрагированию (умение выделять существенные признаки предметов и отвлечься от второстепенных признаков предметов) и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Третьеклассники должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

   Если ученик 1-2-го класса подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт, указанием на аналогию, далеко не всегда правомерную, то в 3-4-м классе младший школьник уже должен уметь дать обоснованное доказательство. Вся аналитическая деятельность учащегося 3-4-го класса должна основываться на представлениях и понятиях.

    Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями; К концу 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями: противоположность (например, трус — храбрец), наличие функциональных связей (например, река и рыба), часть и целое (например, деревья — лес).

    Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Сначала ребенок вообще не знает, что такое сравнивать. На вопрос: «Можно ли сравнить яблоко и мяч?» — часто слышим в ответ: «Нет, нельзя, яблоко можно кушать, а мячик катится». Если задавать вопрос иначе, то можно получить правильные ответы. Следует сначала расспросить детей, чем похожи предметы, а затем — чем они отличаются. Детей необходимо подвести к правильному ответу, к правильному использованию сравнения.

    Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснить тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин, которые нужно специально анализировать. Таким образом, при одном и том же уровне знаний и развития младшему школьнику легче ответить на вопрос: «Что произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему это дерево засохло?

    Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать на каждом уроке и во внеурочной деятельности упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию логического мышления.

Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста

   Чтобы ребенок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Для оказания полноценной, квалифицированной помощи родителям и педагогам начального звена школы следует знать и учитывать особенности психологии учащихся младшего школьного возраста.

   Остановимся более подробно на развитии мышления детей этой возрастной группы (7-10 лет).

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ,

    Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

    Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

    К моменту перехода в среднее звено школы (5-й класс) школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее устанавливать простые закономерности.

    Рассмотрим более подробно развитие теоретического мышления у учащихся начальной школы.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые учащимся 1-х классов

Система этих требований изложена в таблице № 2. Составляя ее, мы исходили из существующих в современной литературе (прежде всего, отечественной) представлений о психологических предпосылках и условиях эффективного обучения и развития ребенка в школе. Наиболее определенные и жесткие требования предъявляются к особенностям познавательной деятельности детей и уровню сформированное™ и устойчивости учебной мотивации. В познавательной сфере, в свою очередь, как наиболее важные рассматриваются параметры произвольности познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления.

Таблица № 2. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника.         

Параметры психологопедагогического статуса

Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению первоклассника

1. Познавательная сфера

1.1. Произвольность психических процессов

  1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.
  2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий.
  3. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослым.
  4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.
  5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи.
  6. Произвольность движений и естественной двигательной активности.

1.2. Развитие мышления

  1. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению (на уровне конкретных предметов).
  2. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.

1.3. Сформированность важнейших учебных действий

  1. Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности.
  2. Сформированность внутреннего плана умственных действий.
  3. Умение выполнять задания взрослого.

1.4. Развитие речи

  1. Понимание смысла текста или простых понятий.
  2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).

1.5. Развитие тонкой моторики

Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию.

1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

  1. Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут.
  2. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня.
  3. Способность работать в едином темпе со всем классом.

2. Особенности поведения и общения школьников

2.1. Взаимодействие со сверстниками

Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.

2.2. Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю.

2.3. Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.

2.4. Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний.

Способность к ответственному поведению.

2.5. Активность и независимость

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

3. Особенности мотивационной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации

Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Отсутствие выраженных противоречий между:

  1. требованиями школы (педагога) и родителей;
  2. требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

4.1. Отношения со сверстниками.

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками

4.2. Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.3. Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

4.4. Отношение к себе

Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка.

2.3. Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.

2.4. Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению.

Моральная регуляция поведения.

2.5. Активность и независимость

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

3. Особенности мотивационной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации

Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знания (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Отсутствие выраженных противоречий между:

  1. требованиями школы (педагога) и родителей;
  2. требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

4.1. Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.

Ориентация на мнение товарищей.

4.2. Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.3. Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

Понимание смысла учения для себя.

4.4. Отношение к себе

Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка.

Система этих требований представлена нами в таблице № 3. Сравнивая ее с предыдущей, мы видим, что познавательная сфера по-прежнему является ведущей.

Наиболее серьезные требования предъявляются к уровню развитияумственных действий

 и развитию речи: навыки логических операций с понятиями и изучаемыми яв- лениями, систематизация и перенос учебных знаний и навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и развитая устная речь, использование доказательств при изложении знаний. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Так, появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, в данной системе требований нашел отражение тот факт, что успешное обучение в среднем звене требует значительно более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентации на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения «для себя».

Таблица № 3. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3-5 класса.        

Параметры психологопедагогического статуса

Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося

1. Познавательная сфера

1.1. Произвольность психических процессов

  1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.
  2. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных и иных целей, заданных педагогом.
  3. Принятие целей, заданных учителем.
  4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.
  5. Определение важности и последовательности выдвигаемых целей в рамках конкретной учебной или внеучебной школьной ситуации.

1.2. Развитие мышления

1. Владение приемами понятийного мышления: способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми учебными понятиями.

1.3. Сформированность важнейших учебных действий

  1. Ориентация на всю систему требований, заданных учебной задачей.
  2. Навыки логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и другие действия с понятиями, изучаемыми в учебных курсах.
  3. Систематизация знаний, перенос учебных навыков.

1.4. Развитие речи

  1. Понимание смысла изучаемых понятий, речи, обращенной к школьнику.
  2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
  3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи.

1.5. Развитие тонкой моторики

  1. Понятность письма.
  2. Аккуратность оформления письменных работ.
  3. Способность к различным видам ручного труда.

1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

  1. Сохранение учебной активности в течение всего урока.
  2. Адаптация к учебной нагрузке.
  3. Способность работать в едином темпе со всем классом.

2. Особенности поведения и общения школьников.

2.1. Взаимодействие со сверстниками

Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе).

2.2. Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами.



Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к школьному обучению

  1. Общее физическое развитие ребенка:

      -нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста в стране;

      - состояние зрения, слуха, моторики, особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев (близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность и координированность мелких движений руки нередко являются причинами, мешающими успешности учения детей в школе);

      - состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности (нарушения нервной деятельности приводят к быстрой утомляемости ребенка и отрицательно повлияют как на успеваемость, так и на отношение ученика к школе и к товарищам).

      2. Владение достаточным объемом знаний, включающим:

      - сформированные элементарные понятия, типа: растения, животные, сезонные явления, время, количество,

      - ряд фактологических сведений общего характера: о труде людей, о родной стране, о праздниках;

      - представления о пространстве, такие как расстояние, направления, форма и величина предметов, их расположение;

      - представление о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).

      - Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой     работает воспитатель детского сада.

         3. Владение культурными умениями и навыками, сформированность привычек правильного поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, социальных (вежливое обращение друг с другом), трудовых (пользование карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой) (А.А. Люблинская).

      4.  Психологическая готовность  к  школе:

       - умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей;

          умение действовать в соответствии с правилом;

          умение производить действия в соответствии с образцом;

          умение действовать по прямому указанию взрослого;

          умение работать в группе

5. Готовность в сфере познавательных процессов:

 - умение выделять существенное;

 - умение видеть сходство и отличия, сравнивать;

 - умение работать сосредоточенно;

 - умение вспоминать то, что нужно для понимания нового;

 - умение объяснять; а умение рассуждать, делать выводы; а умение обобщать и дифференцировать.

6. Владение грамматически и фонетически правильной речью:

умение понимать обращенную речь;

умение самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей;

умение подбирать и правильно произносить слова;

наличие развитого фонематического слуха (любое нарушение фонематической чистоты произношения речевых звуков может затруднить освоение ребенком письма).

7. Развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев. С этой целью дети под руководством воспитателей выполняют в детском саду различные упражнения: рисуют, штрихуют, вырезают по контуру заданные фигуры, лепят из пластилина и т.д.

8. Сформированность желания учитьс, интереса к знаниям, которые определяют развитие глубоких и устойчивых познавательных интересов.

9. Структура самосознания:

- имя собственное;

- самооценка;

- притязание на признание;

- образ себя как представителя определенного пола;

- представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем);

- оценка себя в отношении прав и обязанностей.

Карта наблюдения за учащимися начальных классов.

1. Развитие школьно- значимых психофизиологических функций.

А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат.

Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет , речь правильна, отчетлива.

В фонематическом строе речи , в звукопроизношении есть заметные нарушения ( необходимо обследования логопеда).

Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).

Б. Мелкие мышцы руки .

Рука развита хорошо , ребенок уверенно владеет карандашом , ножницами .

Рука развита недостаточно хорошо , карандашом , ножницами работает с напряжением .

Рука развита плохо , карандашом , ножницами работает плохо .

 В. Пространственная ориентация , координация движений , телесная ловкость ,

 Достаточно хорошо ориентируется в пространстве , координирует движения , подвижен ,

ловок.

Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве , координации движений недостаточно ловок .

 Ориентация в пространстве координация движений развиты плохо , неуклюж , малоподвижен.

 Г. Координация в системе глаз- рука .

Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ ( узор ,фигуру ) , зрительно воспринимаемый на расстоянии ( с классной доски).

Графический образ , зрительно воспринимаемый на расстоянии , переносится в тетрадь с незначительными искажениями ,

 При переносе графического образа , зрительно воспринимаемого с расстояния , допускаются грубые искажения.

ё

 Д. Объём зрительного восприятия.

Соответствует средним показателям возрастной группы.

Ниже средних показателей возрастной группы.

Намного ниже средних показателей возрастной группы.

 2.Развитие познавательной деятельности.

 А. Кругозор.

Представления о мире достаточно развернуты и конкретны , ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет , о животных и растениях, .временах года.

 Представления достаточно конкретны , но ограничены непосредственно окружающим .

Кругозор ограничен , знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

«

Б. Развитие речи .

Речь содержательна , выразительна , грамматически правильна .

Ребенок затрудняется в поиске слов , в выражении мыслей , в речи встречаются отдельные грамматические погрешности , она недостаточно выразительна.

Слова приходится вытягивать , ответы чаще всего односложные , в речи много ошибок ( нарушены согласование , порядок слов ,не закончены предложения).

 В.Развитие познавательной активности , самостоятельности .

1. Ребенок любознателен . активен , задания выполняет с интересом , не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.        •        V        г**-

2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен , но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция , круг интересующих вопросов довольно узок.

3.Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательности не проявляется.

Г. Сформированность интеллектуальных умений ( анализ, сравнение, обобщение, установления закономерностей.

1.Ребенок определяет содержание, смысл ( в том числе скрытый смысл) анализируемого , точно и ёмко обобщает его в слове,видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2.Задания , требующие анализа , сравнения , обобщения и установления закономерных связей выполняются со стимулирующей помощью взрослого.

  1. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
  2. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности.

1.Ребенок удерживает цель деятельности , намечает её план, выбирает адекватные средства , проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе , доводит до конца.

  1. Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается , трудности преодолевает только при психологической поддержке.
  2. Деятельность хаотична, не продумана, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из- за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности.

1.Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью .

  1. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие .

3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия .

Ж. Темп деятельности .

1.Соответствует средним показателям возрастной группы.

1.Ниже средних показателей возрастной группы.

2.Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общий результат по всем категориям:

Выше среднего, средний - большинство показателей оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего- большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

                Низкий - большинство показателей оценивается 3-м уровнем.

Очень низкий- интеллектуальный 4-м уровнем , а все остальные 3-м уровнем.

Особенности мышления детей младшего школьного возраста

    В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.

    Описывая процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста, следует отметить, что в 7-8 лет ребенок еще мыслит конкретными категориями. Стол для него еще конкретный стол в школе или дома. Портфель — это конкретный портфель, принадлежащий ему или его приятелю. Конкретность мышления ребенка выступает и в восприятии им иносказательной речи. Ребенку 7-8 лет трудно понять переносное значение пословиц, метафор. Так, каменное сердце для ребенка — это сердце из камня.

   Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Понятие — это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков. Если учащиеся 1-2-го класса отмечают наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?), то к 3-му классу школьники уже в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов. Так, в понятие расширения включаются такие разные предметы, как высокая сосна и маленький колокольчик. Объединяются эти разные предметы в одну группу потому, что каждый из них обладает общими для всех растений существенными признаками: они живые организмы, растут, дышат, размножаются.

    К 8-9-летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к абстрагированию (умение выделять существенные признаки предметов и отвлечься от второстепенных признаков предметов) и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Третьеклассники должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

   Если ученик 1-2-го класса подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт, указанием на аналогию, далеко не всегда правомерную, то в 3-4-м классе младший школьник уже должен уметь дать обоснованное доказательство. Вся аналитическая деятельность учащегося 3-4-го класса должна основываться на представлениях и понятиях.

    Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями; К концу 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями: противоположность (например, трус — храбрец), наличие функциональных связей (например, река и рыба), часть и целое (например, деревья — лес).

    Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Сначала ребенок вообще не знает, что такое сравнивать. На вопрос: «Можно ли сравнить яблоко и мяч?» — часто слышим в ответ: «Нет, нельзя, яблоко можно кушать, а мячик катится». Если задавать вопрос иначе, то можно получить правильные ответы. Следует сначала расспросить детей, чем похожи предметы, а затем — чем они отличаются. Детей необходимо подвести к правильному ответу, к правильному использованию сравнения.

    Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснить тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин, которые нужно специально анализировать. Таким образом, при одном и том же уровне знаний и развития младшему школьнику легче ответить на вопрос: «Что произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему это дерево засохло?

    Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать на каждом уроке и во внеурочной деятельности упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию логического мышления.

Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста

   Чтобы ребенок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Для оказания полноценной, квалифицированной помощи родителям и педагогам начального звена школы следует знать и учитывать особенности психологии учащихся младшего школьного возраста.

   Остановимся более подробно на развитии мышления детей этой возрастной группы (7-10 лет).

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ,

    Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

    Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

    К моменту перехода в среднее звено школы (5-й класс) школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее устанавливать простые закономерности.

    Рассмотрим более подробно развитие теоретического мышления у учащихся начальной школы.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые учащимся 1-х классов

Система этих требований изложена в таблице № 2. Составляя ее, мы исходили из существующих в современной литературе (прежде всего, отечественной) представлений о психологических предпосылках и условиях эффективного обучения и развития ребенка в школе. Наиболее определенные и жесткие требования предъявляются к особенностям познавательной деятельности детей и уровню сформированное™ и устойчивости учебной мотивации. В познавательной сфере, в свою очередь, как наиболее важные рассматриваются параметры произвольности познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления.

Таблица № 2. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника.         

Параметры психологопедагогического статуса

Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению первоклассника

1. Познавательная сфера

1.1. Произвольность психических процессов

  1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.
  2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий.
  3. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослым.
  4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.
  5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи.
  6. Произвольность движений и естественной двигательной активности.

1.2. Развитие мышления

  1. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению (на уровне конкретных предметов).
  2. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.

1.3. Сформированность важнейших учебных действий

  1. Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности.
  2. Сформированность внутреннего плана умственных действий.
  3. Умение выполнять задания взрослого.

1.4. Развитие речи

  1. Понимание смысла текста или простых понятий.
  2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).

1.5. Развитие тонкой моторики

Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию.

1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

  1. Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут.
  2. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня.
  3. Способность работать в едином темпе со всем классом.

2. Особенности поведения и общения школьников

2.1. Взаимодействие со сверстниками

Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.

2.2. Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю.

2.3. Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.

2.4. Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний.

Способность к ответственному поведению.

2.5. Активность и независимость

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

3. Особенности мотивационной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации

Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Отсутствие выраженных противоречий между:

  1. требованиями школы (педагога) и родителей;
  2. требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

4.1. Отношения со сверстниками.

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками

4.2. Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.3. Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

4.4. Отношение к себе

Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка.

2.3. Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.

2.4. Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению.

Моральная регуляция поведения.

2.5. Активность и независимость

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

3. Особенности мотивационной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации

Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знания (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Отсутствие выраженных противоречий между:

  1. требованиями школы (педагога) и родителей;
  2. требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

4.1. Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.

Ориентация на мнение товарищей.

4.2. Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.3. Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

Понимание смысла учения для себя.

4.4. Отношение к себе

Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка.

Система этих требований представлена нами в таблице № 3. Сравнивая ее с предыдущей, мы видим, что познавательная сфера по-прежнему является ведущей.

Наиболее серьезные требования предъявляются к уровню развитияумственных действий

 и развитию речи: навыки логических операций с понятиями и изучаемыми яв- лениями, систематизация и перенос учебных знаний и навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и развитая устная речь, использование доказательств при изложении знаний. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Так, появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, в данной системе требований нашел отражение тот факт, что успешное обучение в среднем звене требует значительно более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентации на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения «для себя».

Таблица № 3. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3-5 класса.        

Параметры психологопедагогического статуса

Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося

1. Познавательная сфера

1.1. Произвольность психических процессов

  1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.
  2. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных и иных целей, заданных педагогом.
  3. Принятие целей, заданных учителем.
  4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.
  5. Определение важности и последовательности выдвигаемых целей в рамках конкретной учебной или внеучебной школьной ситуации.

1.2. Развитие мышления

1. Владение приемами понятийного мышления: способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми учебными понятиями.

1.3. Сформированность важнейших учебных действий

  1. Ориентация на всю систему требований, заданных учебной задачей.
  2. Навыки логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и другие действия с понятиями, изучаемыми в учебных курсах.
  3. Систематизация знаний, перенос учебных навыков.

1.4. Развитие речи

  1. Понимание смысла изучаемых понятий, речи, обращенной к школьнику.
  2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
  3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи.

1.5. Развитие тонкой моторики

  1. Понятность письма.
  2. Аккуратность оформления письменных работ.
  3. Способность к различным видам ручного труда.

1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

  1. Сохранение учебной активности в течение всего урока.
  2. Адаптация к учебной нагрузке.
  3. Способность работать в едином темпе со всем классом.

2. Особенности поведения и общения школьников.

2.1. Взаимодействие со сверстниками

Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе).

2.2. Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Тестирование будущих первоклассников...

Готовность ребенка к школьному обучению

В данном материале рассматривается готовность к обучению по следующим параметрам:Психологическая и социальная готовность.Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.Развитие познавательной ...

Готовность ребенка к школьному обучению

Вопрос о готовности ребенка к школьному обучению всегда был и остается одним из самых важных и волнующих как для родителей, так и для педагогов, психологов и медиков....

Готовность ребенка к школьному обучению.

В данном материале рассматривается готовность ребенка к школьному обучению....

Готовность ребенка к школьному обучению

готовность ребенка к школе зависит от трех составляющих: от эмоциональной, социальной и интеллектуальной зрелости....

Карта готовности ребенка к школьному обучению

Карта готовности ребенка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой...