Готовность ребенка к школьному обучению.
консультация на тему
В данном материале рассматривается готовность ребенка к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_shkolnomu_obucheniyu.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу. растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» - комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.
Готовность ребенка к школе может определятся по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
- Планирование – умение организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью:
низкий уровень – действия ребенка не соответствуют цели;
средний уровень – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
высокий уровень – действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.
- Контроль – умение сопоставлять результаты своих действий с поставленной целью:
низкий уровень – полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);
средний уровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);
высокий уровень – соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
- Мотивация учения – стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:
низкий уровень – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;
средний уровень – ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения;
высокий уровень – явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
- Уровень развития интеллекта:
низкий – неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
ниже среднего – неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
средний – неумение слушать другого человека, простые логические операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускаются ошибки;
высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;
очень высокий – возможность слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.
Ребенок к школе не готов
Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.
Ребенок к школе готов
Умеет планировать свои действия(или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет(или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.
При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить готовность к обучению по следующим параметрам.
1. Психологическая и социальная готовность
а) желание учиться в школе
Ребенок хочет идти в школу.
б) учебная мотивация
Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.
в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию
Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
г) организованность поведения
Поведение организованное.
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
а) фонематический слух, артикуляционный аппарат
Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.
б) мелкие мышцы руки
Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами.
в) пространственная ориентация, координация движения, телесная ловкость
Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.
г) координация в системе глаз – рука
Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).
д) объем зрительного восприятия
Соответствует средним показателям возрастной группы.
3. Развитие познавательной деятельности
а) кругозор
Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.
б) развитие речи
Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.
в) развитие познавательной активности, самостоятельности
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)
Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
д) произвольность деятельности
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.
е) контроль деятельности
Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.
ж) темп деятельности
Соответствует средним показателям возрастной группы.
4. Состояние здоровья
1) Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (травмы, длительность заболевания).
2) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).
3) Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность).
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Литература
1. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.
2. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1991.
3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.. 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей будущих первоклассников "Определение готовности ребенка к школьному обучению
Информация для родителей...
Готовность ребенка к школьному обучению
Готовность ребенка к школьному обучению...
ТЕСТ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Тестирование будущих первоклассников...
Готовность ребенка к школьному обучению
В данном материале рассматривается готовность к обучению по следующим параметрам:Психологическая и социальная готовность.Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.Развитие познавательной ...
Готовность ребенка к школьному обучению
Вопрос о готовности ребенка к школьному обучению всегда был и остается одним из самых важных и волнующих как для родителей, так и для педагогов, психологов и медиков....
Готовность ребенка к школьному обучению
готовность ребенка к школе зависит от трех составляющих: от эмоциональной, социальной и интеллектуальной зрелости....
Карта готовности ребенка к школьному обучению
Карта готовности ребенка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой...