Образовательная программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов
методическая разработка (1 класс) на тему
Консультация для родителей.Ваш ребенок идет в школу. Узнаем о новой программе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_programme.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов
Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом - какую модель обучения выбрать и как правильно выбрать. Начнут ли их первоклассники учиться по традиционной модели или по развивающей? Конечно, особенно важно выбрать подходящую школу и программу, поскольку учебный процесс с самого первого класса определит в дальнейшем отношение ученика к обучению в школе. По мнению многих (и педагогов, и родителей), не нужно класть всю важность только лишь на программу обучения. Так же очень важно выяснить, насколько школа финансируется, какие учителя там работают. Обязательно послушайте отзывы родителей учеников, которые уже поучились в этой школе достаточно: нравится ли им учиться, даются ли твердые базовые знания. И все равно, учитель высокого уровня в хорошей, комфортной школе обучит ученика всему, что нужно по программе, а у плохого учителя даже лучшая модель образования многого детям не даст.
Существуют два типа моделей обучения - традиционный и развивающий. Традиционные программы -
«Перспектива»,
«Начальная школа ХХI века»,
«Планета знаний»,
«Перспективная начальная школа»,
«Школа России», «Школа 2100»,«Гармония»,
«Классическая начальная школа».
Обучение по двум программам - автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - считается развивающим.
Термин «развивающего обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от традиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения - система психологов Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, и родители) называют ее гениальной, поскольку она согласована (внутри системы) и непротиворечива. Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему развитию ученика, поскольку ученик трудится не на результат (оценку), а на свой личный рост и достижение высоких результатов в образовании, и, что очень важно, оценивает себя сам.
В особенностях этой системы можно выделить плюсы и минусы.
Плюсы:
1) В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку, на уроках создаются условия для стремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успехов в учебе, к развитию умений, навыков, получению глубоких знаний. Например, ученик что-то не помнит, но он определенно должен знать, где и как самостоятельно найти ту необходимую информацию, чтобы вспомнить. И еще, учащиеся по этой системе знают, почему при умножении двух определенных чисел (например, 2 умножить на 5) получаем именно столько ( будет 10, а не 16).
2) Много внимания уделяют теории и логическому построению.
3) Система Эльконина и Давыдова будет интересна родителям, которые хотят развивать их ребенка и на способность анализировать, и, более того, на умение глубоко мыслить, необычно от сверстников.
4) В учебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки у ребенка – посредством своей самооценки ученик уже в начальных классах начинает познавать и реагировать на окружающих, внешний мир вокруг него, потом выбирает тех (например, друзей-одноклассников), которые равны ему, исходя из его самооценки, его умений и
возможностей. Так же программа учит критически оценивать собственные действия (самокритика) и действия своих сверстников, одноклассников. К примеру, в 1-м классе дети учатся выбирать критерии, с помощью которых они сами будут оценивать свои выполненные задания. Некоторые из критериев: насколько аккуратно написано задание, как правильно написаны буквы в соединении с другими буквами в слове, как правильно написаны цифры и т.п. Далее уже в 3-м классе ученики более самостоятельно определяют критерии, по которым будут оценивать свои работы.
5) В этой программе в выполненных работах ученика оценивается каждое его усилие.
6) Оценивают преимущественно шкалами.
Например, урок русского языка - ученикам задано подчеркнуть все гласные буквы, которые смягчают или придают твердость согласным буквам, а затем оценивают свои работы таким образом: в тетрадях на полях страницы чертят линию ( наподобие шкалы) и ставят на ней галочку или крестик, который, по их мнению, обозначает, как они справились с заданием. На их шкале, чем выше поставлен крестик, тем лучше они оценивают свои выполненные работы. А потом учитель тут же на их шкале проставляет свои оценки-галочки, и ученики вместе с учителем делают анализ поставленных знаков на шкалах.
7) Личная самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Оценка учителя прежде всего помогает ему создать свою собственную нормальную самооценку, не заниженную и не завышенную.
8) Если программа преподносится ученикам так, как это было заложено авторами-психологами, дети, у которых вначале был даже небольшой мотив к учебе, начинают ходить в школу с интересом, на уроках все понимать, хотя возможно и не сразу.
Минусы:
1) Уровень преподаваемых предметов в программе Эльконина и Давыдова – очень высокий и сложный.
2) Эта программа не сочетается с другими программами обучения и существует мнение, что впоследствии в более старших классах переводить ребёнка в другую школу с другой программой не рекомендуется. Если есть возможность (в старших классах этой программой обычно не обучают), выбирайте эту систему обучения с 1-го по 11-ый классы.
3) Может пугать отсутствие классической системы оценивания - пятибалльной системы. Однако многие специалисты говорят, что обучение контролируется. Учитель дает нужные рекомендации родителям и собирает своего рода портфолио, «дело» творческих работ ученика. Вместо классического дневника это портфолио служит показателем уровня успехов ребенка в обучении.
4) По этой системе уже с 1-го класса изучают принципы строения языка, как и откуда произошли числа и т. п. Понимать причины определенно поможет при заучивании правил, и все же, необходимо ли это знать детям с такого возраста, вопрос, пожалуй, спорный, и каждый родитель пусть решает сам.
5) Особое внимание уделяют развитию работы в команде, навыков общения. Например, ученики сами проводят свои исследования чего-либо, разделившись на группы по 5 - 7 человек, далее вместе с учителем обсуждают то, к каким выводам они пришли, и затем делают общий вывод. Но такие же навыки работы отрабатываются и при обучении по другим системам.
К слову.
Из опыта педагогов начальных классов г. Москвы:
«Шкалы при оценивании нужно постоянно менять, они должны одновременно определять успехи и «пробелы» учеников в обучении. И все же шкальная система хороша при оценивании в самом начале обучения в начальной школе, к концу начальной школы дети хотят уже другими способами оценивать себя, свои работы. Потому мы в своей школе стали так же вводить и балльную, но не пятибалльную систему . Ставим разное количество баллов. К примеру, на уроке математики в 3-м классе ученики в течение 15 минут решают уравнения, договорившись с учителем заранее, сколько баллов будет использоваться при оценивании этой работы. Решив 6 уравнений, ученик ставит себе 12 баллов».
«Наш многолетний опыт обучения детей этим «безотметочным обучением» в самом деле дает нам причины заявлять, что при умелом и профессиональном преподавании этой технологией у учеников уже к концу обучения в начальной школе появляются твердая способность достаточно (адекватно) оценивать свои знания и возможности, навыки самоконтроля, а так же при обучении отделять уже известное учеником от еще неизвестного. У детей сохраняется интерес к учебе, что предельно важно. Мы утверждаем, что обучение по Эльконину и Давыдову приносит хорошие результаты и после начальной школы (в основной школе), поэтому мы используем эту программу обычно до 7- го класса».
Отзывы родителей:
«Системой Эльконина – Давыдова не обучают в старших классах. Если вы как родитель выберете эту программу, знайте, что скорее всего после начальной школы вашему ребенку придется перестраивать себя к традиционной системе обучения, а это, возможно, вначале создаст ему трудности».
«Родители, я вам советую выбирать не программу обучения, не конкретную школу, а учителя, хорошего учителя .
Я считаю, что система Д. Эльконина и В.Давыдова – самая лучшая программа обучения в начальной школе. Но другой вопрос, с которым может столкнуться родитель - хватит ли его ребенку знаний, навыков и умений? И еще совет родителям - не мешайте ребенку своими знаниями, которые иногда искажены, учить суть преподаваемых ему предметов. К концу уже 1- го класса он, скорее всего, даже вас сможет научить образно и логически мыслить, хорошо читать и писать бегло без ошибок».
Родителям будет полезно ознакомиться с материалами следующих сайтов: adalin.mospsy.ru;http://www.shkola-dlya-vseh.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Школа 2100" урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество"), 3 класс, тема: "Память о прошлом"
Урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество")Тема: "Память о прошлом", 3 классЦель: познакомить учащихся с первичными представлениями о понятиях "история" и "исторический источник"; ...
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...
Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова в начальных классов
Одной из важнейших задач методики обучения математике является предупреждение ошибок учащихся. Причиной подавляющего большинства ошибок по математике является формализм в знаниях учащихся. Решени...
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО КРУЖКА «МАСТЕРОК» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые м...
«Создание развивающей образовательной среды как актуальное и перспективное направление профессиональной деятельности учителя начальных классов»
Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении...
Анализ образовательных программ "Школа России". Возможности УМК "Школа России". Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС.
"Школа Росcии" - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, к...