Образовательная программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов
методическая разработка (1 класс) на тему

Консультация для родителей.Ваш ребенок идет в школу. Узнаем о новой программе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_programme.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная   программа

Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов

 

Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом  - какую модель обучения выбрать и как  правильно выбрать. Начнут ли их первоклассники  учиться  по традиционной модели     или  по  развивающей?  Конечно, особенно  важно  выбрать подходящую  школу и  программу, поскольку  учебный процесс  с  самого первого класса определит  в дальнейшем  отношение ученика    к  обучению  в школе. По мнению  многих (и педагогов, и родителей), не нужно класть всю важность      только лишь  на  программу обучения. Так же  очень важно выяснить,  насколько школа финансируется, какие учителя там работают. Обязательно  послушайте  отзывы  родителей  учеников, которые уже поучились в этой школе достаточно: нравится ли им учиться, даются  ли твердые базовые знания. И   все  равно, учитель  высокого  уровня  в хорошей, комфортной школе  обучит ученика всему, что   нужно по программе, а  у плохого учителя даже лучшая модель образования  многого детям  не   даст.

Существуют два типа моделей обучения - традиционный  и  развивающий. Традиционные  программы -

«Перспектива»,

«Начальная  школа ХХI века»,

«Планета знаний»,

«Перспективная начальная  школа»,

«Школа   России», «Школа 2100»,«Гармония»,

«Классическая начальная школа».

 

Обучение по двум программам  - автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина  - В.В. Давыдова - считается  развивающим.

 

Термин «развивающего   обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от  традиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения  - система психологов Даниила Борисовича  Эльконина  и Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, и  родители) называют ее гениальной, поскольку она согласована (внутри системы)  и непротиворечива.  Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему  развитию ученика,  поскольку ученик трудится  не на результат (оценку), а на свой личный  рост и достижение     высоких результатов в образовании, и, что  очень важно, оценивает себя сам.

В особенностях этой системы можно выделить плюсы и минусы.

 

Плюсы:

 

1) В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку, на уроках создаются условия для      стремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успехов  в учебе, к развитию  умений, навыков, получению глубоких знаний. Например, ученик что-то не помнит, но  он определенно  должен знать,  где  и как  самостоятельно найти ту необходимую информацию, чтобы  вспомнить. И   еще, учащиеся по этой системе знают, почему при умножении двух определенных чисел (например,  2   умножить на 5) получаем  именно столько ( будет 10, а не 16).

2) Много внимания уделяют теории  и  логическому  построению.

3) Система  Эльконина и Давыдова  будет интересна  родителям, которые хотят развивать их  ребенка и  на способность анализировать, и, более  того, на умение глубоко  мыслить, необычно от сверстников.

4) В  учебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки у  ребенка – посредством своей самооценки  ученик  уже  в начальных классах  начинает познавать  и реагировать    на  окружающих,  внешний  мир  вокруг  него,  потом выбирает тех (например, друзей-одноклассников), которые равны ему, исходя  из его  самооценки, его умений и  

возможностей. Так же  программа  учит критически оценивать собственные действия (самокритика)  и действия своих  сверстников, одноклассников. К примеру,  в 1-м  классе дети  учатся выбирать критерии, с  помощью которых  они   сами будут оценивать свои выполненные  задания.  Некоторые  из  критериев:  насколько  аккуратно    написано задание, как  правильно  написаны буквы  в соединении  с другими буквами  в слове,  как   правильно написаны  цифры и  т.п.  Далее  уже  в 3-м  классе  ученики  более самостоятельно   определяют  критерии,  по   которым будут  оценивать  свои  работы.

5) В  этой программе  в  выполненных работах  ученика оценивается каждое его усилие.

6) Оценивают преимущественно шкалами.

Например, урок  русского языка -  ученикам задано  подчеркнуть  все гласные буквы, которые смягчают   или  придают твердость  согласным буквам,  а затем оценивают свои работы таким образом:  в   тетрадях  на полях страницы чертят линию ( наподобие  шкалы) и  ставят  на ней  галочку  или   крестик, который, по их мнению, обозначает, как  они справились  с  заданием.  На  их   шкале, чем выше поставлен крестик, тем  лучше  они оценивают свои  выполненные работы. А  потом  учитель тут же  на  их  шкале проставляет свои  оценки-галочки,  и  ученики  вместе с учителем делают анализ поставленных  знаков на шкалах.

7) Личная самооценка ученика  должна предшествовать оценке учителя. Оценка учителя прежде  всего  помогает ему создать  свою собственную нормальную  самооценку, не заниженную  и  не завышенную.    

8) Если  программа преподносится ученикам так, как это было  заложено авторами-психологами, дети,  у которых  вначале  был даже небольшой  мотив  к  учебе,  начинают ходить  в  школу  с интересом, на уроках  все понимать, хотя  возможно  и  не сразу.

 

Минусы:

 

1) Уровень преподаваемых предметов  в  программе Эльконина и Давыдова  – очень высокий и сложный.

2) Эта программа  не сочетается с другими программами обучения и существует мнение, что впоследствии  в  более старших классах переводить ребёнка в другую школу с другой программой не   рекомендуется. Если есть возможность (в старших классах этой программой обычно не обучают),   выбирайте эту систему обучения  с 1-го  по 11-ый классы.

3) Может пугать отсутствие  классической системы оценивания - пятибалльной системы. Однако     многие  специалисты  говорят, что обучение контролируется. Учитель дает нужные рекомендации    родителям и собирает своего рода портфолио, «дело»  творческих работ ученика.  Вместо     классического дневника это портфолио служит показателем уровня успехов  ребенка  в обучении.

4) По этой системе уже с 1-го класса изучают принципы строения языка, как и откуда произошли   числа и  т. п.  Понимать причины    определенно поможет  при заучивании правил, и все же,  необходимо   ли это  знать детям с такого  возраста, вопрос, пожалуй, спорный,  и каждый родитель пусть решает сам.

5) Особое внимание уделяют развитию работы  в команде, навыков  общения.    Например, ученики    сами проводят свои  исследования  чего-либо, разделившись на группы  по  5 - 7 человек,  далее      вместе  с учителем обсуждают то,  к каким  выводам  они пришли,  и затем  делают общий  вывод. Но   такие же  навыки  работы  отрабатываются  и  при обучении  по другим системам.

 

К  слову.

 

Из опыта педагогов начальных классов г. Москвы:

 

«Шкалы  при оценивании нужно постоянно менять, они должны  одновременно  определять успехи  и    «пробелы» учеников  в обучении.  И  все же шкальная система хороша при оценивании  в самом начале   обучения  в  начальной школе,  к  концу  начальной школы дети хотят уже другими способами оценивать себя, свои  работы.  Потому мы в  своей школе стали так  же  вводить  и балльную,  но  не пятибалльную  систему . Ставим разное количество баллов. К примеру, на уроке математики  в  3-м    классе  ученики  в течение 15 минут решают  уравнения, договорившись с учителем заранее, сколько баллов  будет использоваться  при оценивании этой  работы.  Решив 6 уравнений, ученик  ставит  себе   12  баллов». 

«Наш многолетний  опыт обучения  детей этим  «безотметочным обучением»  в  самом деле дает нам  причины  заявлять, что при  умелом  и  профессиональном   преподавании  этой технологией у    учеников уже к концу обучения  в начальной школе появляются твердая способность достаточно (адекватно) оценивать  свои знания  и возможности,  навыки самоконтроля, а так же  при обучении    отделять уже  известное  учеником от  еще неизвестного.  У   детей  сохраняется  интерес  к    учебе,  что  предельно важно.  Мы утверждаем, что обучение  по Эльконину  и  Давыдову  приносит хорошие    результаты  и после начальной   школы (в основной школе),  поэтому  мы  используем  эту программу   обычно до 7- го класса».

 

Отзывы родителей:

 

«Системой Эльконина – Давыдова   не  обучают в старших классах. Если вы как родитель выберете     эту  программу, знайте, что скорее всего после начальной школы вашему ребенку придется  перестраивать  себя  к  традиционной системе обучения, а это, возможно,  вначале создаст  ему  трудности».

«Родители, я вам советую выбирать не программу обучения,  не  конкретную школу, а учителя,   хорошего учителя . 

Я  считаю, что система  Д. Эльконина  и  В.Давыдова –   самая лучшая  программа  обучения в    начальной школе.  Но другой вопрос,  с  которым  может столкнуться родитель -  хватит ли  его  ребенку  знаний, навыков  и умений?  И  еще  совет  родителям -  не  мешайте ребенку  своими    знаниями, которые иногда  искажены, учить  суть  преподаваемых  ему предметов.  К  концу  уже   1- го класса  он, скорее  всего,  даже вас сможет научить образно  и  логически  мыслить, хорошо читать  и    писать бегло без  ошибок».

 

Родителям будет полезно ознакомиться с материалами следующих сайтов: adalin.mospsy.ru;http://www.shkola-dlya-vseh.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Школа 2100" урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество"), 3 класс, тема: "Память о прошлом"

Урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество")Тема: "Память о прошлом", 3 классЦель: познакомить учащихся с первичными представлениями о понятиях "история" и "исторический источник";  ...

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...

Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова в начальных классов

Одной из важнейших задач методики обучения математике является предупреждение ошибок учащихся. Причиной подавляющего большинства ошибок по математике является формализм в знаниях учащихся. Решени...

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО КРУЖКА «МАСТЕРОК» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые м...

«Создание развивающей образовательной среды как актуальное и перспективное направление профессиональной деятельности учителя начальных классов»

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении...

Анализ образовательных программ "Школа России". Возможности УМК "Школа России". Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС.

         "Школа Росcии" -  это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, к...