Роль родителей в формировании нравственных ценностей
статья на тему
Вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения – один из самых важных в нашем обществе. Сегодняшние дети взрослеют гораздо раньше. Именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_roli_roditeley.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль родителей
в формировании нравственных ценностей
Вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения – один из самых важных в нашем обществе. Сегодняшние дети взрослеют гораздо раньше. Именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Доброжелательность, сочувствие, терпимость, гуманное отношение к людям, животным и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребенка круг общения в этом возрасте входят самые близкие люди – родители. К.Д. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений.
Л.Н. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке злобы, подавления свободы.
Все начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Все начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается с семьи…
Формирование нравственных категорий осуществляется по трем направлениям. Во-первых, у ребенка надо воспитать желание приносить добро. Во-вторых, родителям следует поощрять добрые поступки детей, радоваться за ребенка, проявлять к нему самому сочувствие и сердечность. В-третьих, необходимо дать ребенку знания о моральных нормах, правилах, идеалах.
Хочется предостеречь родителей: излишняя необдуманная строгость приводит к тому, что послушание, смиренность ребенка становятся показными.
.Современные психологии выделили 10 основных ошибок в воспитании:
- Обещание больше любить
- Слишком мало ласки.
«Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребенка»
- Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно»
- Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, так как я в доме главная».
- Детей надо баловать. «Пожалуй, я сделаю это сама, моему малышу это не по силам».
- Навязанная роль.
- «Больше денег – лучше воспитание».
- Наполеоновские планы: «Мой ребенок будет заниматься теннисом, музыкой, танцами. Я не позволю ему упустить свой шанс».
- Наше настроение. «Можно или нет? Все зависит от настроения».
- Слишком мало времени для воспитания ребенка. «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».
Существует методика, позволяющая исследовать уровень сформированности у детей нравственных качеств по самооценке.
Родители могут оценить своих детей по нескольким критериям и сравнить свои выводы с их самооценкой.
Доброта
Честность
Вежливость
Трудолюбие
Скромность
Сводная таблица
ФИ | Доброта | Честность | Вежливость | Трудолюбие | Скромность | Средний балл |
Давайте вспомним одну поучительную басню о том, как молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему обедать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки, купили ему деревянную миску и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался мастерить что-то из деревянной чурки. На вопрос родителей, о том, что он мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё есть, когда состарятся.
О чём эта басня?
Ребёнок чрезвычайно податлив и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок в семье учится рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно.
Знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые, они стали мотивами его поведения. В этом и состоит основная цель нравственного воспитания.
Литература
1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Книга для родителей. М., Просвещение, 2012г.
2. Родительские собрания. Автор-составитель И.Ф. Яценко. М.: ВАКО, 2008г. – 224с.
3. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. М.: Просвещение, 2013г. – 224с.
4. С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М. 1987г.
5. Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/
6. Леви В.Л. Как воспитывать родителей. М. 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию нравственных ценностей в рамках кружка основ православной культуры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края....
Формирование нравственных ценностей у учащихся младшего школьного возраста средствами русского фольклора.
В последние годы, наряду с интенсификацией учебного процесса, с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор –...
Сказка, как формирование нравственной ценности у младших школьников
Цель данной работы – анализ особенностей сказки как средства воспитательного воздействия на подрастающее поколение.Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:рассмотреть понятия м...
Родительское собрание "Семья, её роль в формировании нравственных ценностей и ориентирования подрастающего поколения"
Презентация к Родительскому собранию "Семья, её роль в формировании нравственных ценностей и ориентирования подрастающего поколения", содержит диагностику учащихся....
Роль классного руководителя в формировании нравственных ценностей
Нам надо жить по чести, в вереНеся свет просвещенья в мир!...
Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность
В последнее время проблеме нравственных ценностей уделяется достаточно внимания, это обусловлено социально-экономическим состоянием нашей страны. В статье описывется роль учителя в формиро...
«Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через урок и внеурочную деятельность"
Доклад .Тема: "Рольучителя вформировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность"...