Введение в школьную жизнь
консультация (1 класс) на тему

Выступление перед родителями будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_shkolnuyu_zhizn.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Введение в школьную жизнь»

(выступление перед родителями будущих первоклассников)

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни.

Что же является наиболее сложным для первоклассников? Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер, по новым образовательным стандартам уже третий год  в первых класса проводится  курс “Введение в школьную жизнь”.

Задачи курса:

Курс реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первых двух недель учебных занятий.

Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» организуется образовательным учреждением с 1-ого сентября. Учитель начальных классов в течение первых двух недель проводит по 3 занятия каждый учебный день.  Учебные предметы: обучение грамоте (письмо, чтение), математика, окружающий мир не являются содержательной частью данного учебного модуля.
         Предметные курсы по обучению грамоте и математике начинаются на следующий учебный день после окончания учебного модульного курса «Введение в школьную жизнь».

Десять дней школьной жизни посвящены вхождению в новый социальный статус и знакомству с новыми социальными ролями.
     Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании

В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Одним из трудных и ключевых моментов адаптации к школе является освоение новых требований. Курс “Введение в школьную жизнь” вводит эти требования, правила школьной жизни достаточно мягко и безболезненно, так как активно используется прошлый опыт ребенка, а именно игровая деятельность.

Программа курса хорошо ориентирована на профилактику утомляемости первоклассников, так как предполагается частая смена видов деятельности ( работа за партой, работа у доски, передвижение по классу во время урока,  инсценирование сказки, разыгрывание сценок, подвижные игры, игры на внимание, упражнения для развития мелкой моторики, работа со схемами, упражнения на ориентацию в пространстве, игры с буквами, цифрами и др.  

Смена обстановки в классе. Пример, расстановка парт. Также этот момент позволяет решить некоторые вопросы произвольности и дисциплины .Если учащиеся получают информацию от учителя, парты ставятся рядами, чтобы лица всех детей были обращены к учителю и к доске.  Если идет работа в парах или группах,  парты  расставляются так,  чтобы ребята могли видеть своих товарищей по подгруппе, если предстоит общеклассная дискуссия, то удобнее, чтобы каждый видел и доску, и своих одноклассников.

Очень важный момент отследить эмоциональное состояние детей . Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей. На помощь приходят волшебные линеечки, которые измеряют все, что пожелаешь: аккуратность и правильность работы, старательность и заинтересованнсть того, кто ее выполняет и многое другое. Ребенок сам выбирает, за что будет оцениваться его работа: К- красиво, П –правильно, И – интересно, Т- трудно, С – я старался, Х – хочу научиться, Д – мы работали дружно. Учитель, наблюдая, как оценивают себя ученики, видит ребят с заниженной самооценкой или с завышенной, корректирует их критерии оценивания словами: будь к себе добрее или, наооборт, строже, Пожалуйста, похвали сегодня свои пальчики, вчера ты был внимательнее. Очень важно отслеживать эмоциональное состояние детей, которое выражалось в виде таких проектов.

Во время курса, а потом и в дальнейшей учебной жизни важно приучить детей к самостоятельности суждений, к умению спорить, отстаивать свои мнения, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. А для этого необходима работа в парах и группах. Учатся говорить и слушать других, выслушивать другие мнения, приходить к единому решению. Групповые формы – основа эмоционального благополучия. Одному страшно выйти к доске, а если в компании – нет, сам не знаешь ответа на вопрос, а вместе ответ на вопрос можно найти. Даже самый застенчивый ребенок не заробеет и поймет, что все не так уж и страшно.

В первые дни многие ученики еще не готовы полностью усваивать вербальную информацию, поэтому наиболее эффективных результатов можно добиться, используя в работе визуальные материалы. Таким образом, мы плавно подходим к вопросу использования ИКТ на занятиях курса «Введение в школьную жизнь».

Несмотря на тот факт, что на сегодняшний день практически в каждой семье есть компьютер, детям, несомненно, будет легче воспринимать информацию, представленную в цифровом виде. Во-первых, работа на компьютере заинтересует даже самых невнимательных и позволит им сконцентрироваться на учебном процессе. А, во-вторых, ученики с первых дней будут приобретать необходимые для освоения школьной программы навыки работы на компьютере. К тому же, дети осознают и то, что компьютер подходит не только для игровой деятельности, но и для учебной.

Заканчивается курс праздником «Посвящение в ученики», которое становится для детей радостным событием.  

Подводя итоги, мы можем говорить, что  в целом курс “Введение в школьную жизнь” позволили решить ключевой момент адаптации первоклассников –сформировать и поддержать эмоциональное благополучие первоклассников, что подтверждают диагностические результаты.

В результате проведения курса «Введение в школьную жизнь» практически все дети достаточно хорошо прошли первый период адаптации к школе. Из опроса родителей после шести недель обучения 20 ребят идут в школу с хорошим или очень хорошим настроением, двое – когда с каким. 
          Во время курса не только учащиеся приобретают  некоторые общеучебные умения и навыки, но и мы. Учителя лучше узнали личностные качества первоклассников, их способности и склонности, что помогает  более продуктивно проводить уроки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни...

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....