Статья «Не пойду сегодня в школу!»
статья (3 класс) на тему
В статье я пытаюсь рассмотреть основные причины того, что ребенок не хочет учиться, а также пытаюсь найти выход из сложной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avvakumova_ne_poydu_segodnya_v_shkolu.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Не пойду сегодня в школу!»
Подготовила учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №354
Московского района
Санкт — Петербурга
Аввакумова Альфия Умаровна
Услышать это от ребенка случается каждой маме утром. И тут важно понять, в чем причина каприза. Если это небольшое переутомление, день отдыха все исправит. Но вдруг ему там действительно плохо? Обижают, придираются? Тогда проблему надо решать, и без вашей помощи не обойтись.
Проблема №1. Трудности с учебой.
-Недавно мама привела ко мне сына — второклассника и рассказала, что его совершенно затравили в классе из-за проблем с математикой. Понятно, мама не психолог, поэтому о таком диагнозе, как дискалькулия (нарушение функций определенных участков мозга, и человек путается в цифрах), просто не слышала. Но вот в том, что у ребенка проблемы с обучением — именно ее вина.
Если бы она показала мальчика специалистам еще в 5 лет, дискалькулию обнаружили бы уже тогда, вовремя начали бы лечение, и многих школьных проблем удалось бы избежать.
Начальные классы — главный период в школьной жизни. Он во многом определяет ситуацию всех будущих лет учебы. И если ребенок в начальных классах привык быть неуспешным, проблем в будущем ему не избежать.
Вот представьте себе ситуацию; вы ходите на работу, где начальник вас каждый день хоть раз, да отругает. Да взрослый, в конце концов, просто уволится! А что делать ребенку? Он начинает протестовать. Либо активно: «Все, что есть в этой школе, мне не нравится!» Либо пассивно — прогуливает уроки. Или может начать беспрестанно болеть — легальная возможность остаться дома.
Чтобы ребенок уверенно себя чувствовал в школе, надо:
1. В 5 лет показать его, как минимум логопеду,
чтобы исключить возможные нарушения развития.
2. Записать дошкольника на подготовительные курсы — они помогут выявить соответствие способностей ребенка и программы обучения конкретной школы.
3. Не отдавать в 1 -класс очень рано, особенно это касается мальчиков. Школа требует от ученика полной перестройки поведения: необходимо привыкать к ограничению свободы, соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим людям. Не все дети готовы в 6 лет отсиживать 40 минут на одном месте, поднимать руку, прежде чем задать вопрос, и т. п. И все эти функции, отчасти социальные, у мальчиков формируются немного позже.
4. Оценить собственные возможности. Модные программы обучения (Занков, Петерсон и другие), как правило, предполагают большее чем мы привыкли, участие родителей в процессе обучения. Вы готовы к этому?
5. Научить ребенка учиться. Да -да, чаще всего это тоже задача родителей! Например, объяснить, как делать уроки, как организовать пространство, с какого предмета начать. Плюс содержание работы: прочитать задание вслух, выполнить. Проверить самому, дать проверить маме. Родители обязательно должны интересоваться домашней работой. Ведь если маме неинтересно, то и ему не надо. Позиция «Он уже большой. Зачем же я буду вмешиваться?» неправильная. Вмешивайтесь! В каторгу превращать домашнее задание ни к чему, но контроль необходим, причем и в старших классах тоже.
6. Дозировать нагрузки. Вот вам пример: девочка в начале года пришла в школу, полная познавательного интереса, а к 3 четверти глаза потухли. Ведь ее мама твердо решила вырастить гармоничную личность и не хотела жертвовать ни музыкой, ни шахматами, ни спортом. Перегрузки сказываются неизбежно, особенно на детях, у которых были родовые травмы. В итоге происходит иммунный сбой и пропадает желание делать что — либо.
7. Помочь ребенку найти в классе друзей. Должен быть хотя бы один друг. Чтобы при входе в школу было кому сказать «Привет! Как дела?» И родители должны работать в этом направлении: устраивать домашние праздники и приглашать детей из класса. Организовывать походы и т. п.
Проблема №2. - конфликт с одноклассниками.
Недавно в 5 классе одной из сибирских школ на перемене трое мальчиков спустили содержимое портфеля четвертого в унитаз. История, в общем — то, типичная: в каждом классе есть свои угнетенные. Нетипичной была реакция только родителей пострадавшего: они ворвались в класс на перемене (учительница как раз куда -то вышла) выстроили детей вдоль стены и отчитали с применением ненормативной лексики. Чем еще больше настроили их против своего сына.
- Конфликты с одноклассниками могут сделать пребывание ребенка в школе невыносимым. Почему дети становятся изгоями среди сверстников? Причин немало.
Нельзя ни в коем случае:
1. Устраняться от школьной жизни вовсе. Хотя бы иногда все — таки стоит общаться с классным руководителем, чтобы убедиться, что у ребенка все нормально. Вне зависимости от возраста детей.
2. Проявлять гиперопеку. Например, забирать детей из школы, когда их сверстники уже давно самостоятельны. Или устраивать собственные разборки с обидчиками.
3. Отрицать очевидные трудности: мой ребенок, кто бы что ни говорил, хороший. Это все остальные неправы!
Непременно нужно:
1. Говорить о том, что тревожит, с классным руководителем и школьным психологом.
Они видят ситуацию изнутри, и их помощь и советы могут быть очень полезны.
2. Обсуждать проблему с ребенком и придумывать тактику «поведения вразрез»
Сомнительно:
Переводить из школы в школу. Ведь там все равно придется отвоевывать место под солнцем.
Проблема №3. конфликт с учителем.
Урок английского. Учитель вызывает таню. Девочка медлит, потом неуверенно начинает что -то отвечать...
- Опять не готова? Садись — два! Ты не Беспалова, а настоящая Безголовова! Дети хохочут, хоть шутка учительницы и не нова.
- Сами делайте свои задания! - кричит Таня и выбегает из класса. Уже в учительской англичанка скажет коллеге: «С этим ребенком по - другому нельзя!». А позже признается психологу: «Ну, не люблю я ее! Как увижу — прямо трясет».
Что делать маме?
1. Идем к учителю, чтобы в личном разговоре выяснить все его претензии.
2. Если не удалось найти общий язык с учителем, отправляемся к завучу. Обычно на этом этапе проблема как -то решается: путем перевода в другой класс или смены педагога.
3. Не забудьте зайти к школьному психологу.
Общими усилиями — каждый со своей стороны — наверняка удастся проблему решить.
Сложнее, когда ребенку на уроках просто скучно. Учитель, который не дотягивает до уровня ученика, - явление, увы, не столь редкое.
А вот что касается семейного обучения, то психологи сходятся в одном: в начальной школе оно еще возможно. Но дальше — не стоит. Дело в том, что 3 классу формируется структура детского коллектива: лидеры, друзья лидеров и те, кто на периферии. И потом в эту структуру домашнему ребенку очень сложно будет встроиться. Чем позже — тем сложнее.
4. Проблема №4. просчеты родителей.
Назовите 10 хороших качеств вашего ребенка. Мы слишком нетерпимы к детям. И сами все портим. Не верите? Вот только два совершенно примера.
* Мама мечтает, чтобы дочка — первоклассница идеально выписывала все буквы. Для тренировки купила тетрадь формата А4 и заставляет ребенка каждый день исписывать 10- страниц: весь алфавит — снова и снова. При этом на то, как буквы выписывают — ноль внимания. В итоге ненависть к письму и неправильное написание в комплекте.
* Родители тревожатся: дочка — восьмиклассница впала в депрессию и отказывается ходить в школу. А ведь всегда училась на отлично! В чем проблема? Выяснилось, что у ребенка две четверки в четверти намечаются. Согласно установкам родителей, это позор. В итоге ребенок вместо того чтобы радоваться собственным успехам, постоянно сравнивает себя с окружающими. И рыдает: «Я просто не могу идти в школу после этого!» Такая зависимость, между прочим, не менее опасна, чем алкогольная или наркотическая.
- Все эти истории объединяет общая беда: отсутствие контакта родителей и детей. А чтобы его наладить, надо с раннего детства проводить вместе как можно больше времени.
Обратите внимание: Если ребенок решился довериться, вне зависимости от содержания его рассказа, будьте любезны проявлять сдержанность и спокойствие: не надо вскидываться и делать большие глаза. Достаточно один раз дать понять, что откровенность ведет к дополнительным проблемам.
- Так я и знала!
- Сам натворил и сам разбирайся!
- Что ты меня ерундой грузишь?
- Все твои предки учились на отлично, и ты не должен нас разочаровывать!
- Сам попроси учителя с тобой позаниматься!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Здоровьесбережение в современной начальной школе
Статья из опыты работы по здоровьесбережению в начальной школе...
СТАТЬЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ "
В статье рассматриваются способы отслеживания техники чтения а также методы коррекции состояния техники чтения каждого ученика, отдельного класса, параллели и школы в целом....
Статья "Интеллектуальная готовность детей к школе"
Курсовая работа по теме "Интеллектуальная готовность детей к школе"...
Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"
Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как он работает на практике. В пр...
Статья "Я-педагог. Сегодня, завтра"
Педагогическая статья .Мои размышления о современной школе.Роль учителя в современной школе....
статья выступления на педсовете ГБОУ школа № 695 "Радуга" "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС."
laquo;Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Актуальность Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образ...
Статья: Методическая разработка для начальной школы «Читательский дневник» УМК «Школа России»
Основная концептуальная идея «Читательского дневника» придерживается концепции УМК «Школа России», согласно которой российская школа должна стать школой духовно-нравственного р...