Артикуляционная гимнастика.
материал (3 класс) на тему

Ихарова Ирина Валерьевна

Артикуляционная гимнастика необходима для чёткого проговаривания и произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx298.42 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика- это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Артикуляционная гимнастика  проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста  для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует  несколько раз в день,  каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагатьдетям более 2-3 упражнений за раз.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

lopatochka-191x300

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для нижней челюсти:

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3. Легкое постукивание зубами —

губы разомкнуты.

4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.        

II.        Упражнения для губ:

1. «УЛЫБКА» — растягивание сомкнутых губ (зубы сжать)

2. «ТРУБОЧКА» вытягивание губ вперед.

3.Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения вы-полняются также с сомкнутыми губами).

4. «ХОБОТОК» - вытягивание вперед и округление губ при этом открывая зубы

5.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

6.Вытягивание нижней губы под верхнюю.

III.        Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1.        «БОЛТУШКА» - движения языком

вперед-назад.

2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево

3. «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз

4. Круговые движения языком.

5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.

6. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе,

7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед

8.«ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий

язык, боковые края загнуть вверх,

втянуть в себя щеки и воздух.

9.«ГРИБОК» - широкий плоский

язык присасывается к твердому

небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам

10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в

форме чашечки поднят кверху, края

прижаты к верхней губе

11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание

вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом

прижимается к нижним зубам.

12.«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ

ЯЗЫК» -

 а) покусывание кончика

широкого языка («ЛОПАТКА»),

губы при этом в улыбке;

б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.

Выполнила    

Учитель—логопед

Головкова Анна Салиховна

 

 

МДОАУ №7

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

- это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Проводить гимнастику следует  несколько раз в день,  каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»

1. «Накажем непослушный язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

а) Покусать кончик языка. б) Покусать середину языка. в) Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

2.«Кусаем боковые края языка»

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

3.«Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

4. «Загоним мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

5. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

6.«Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

7.«Горка» («мостик»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

8.«Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

9. «Мостик построим – мостик разрушим»

Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

10.«Чистим нижние зубы»(с внутренней стороны)

Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

11. «Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

12. «Жуём блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

Комплекс для постановки

шипящих звуков «ш,ж,ч,щ»

1.Губы округлить и вытянуть вперёд («О»).

2.«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

3. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

4.«Ступеньки»(Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

5. «Фокус»(«Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

6.«Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

7.«Чистим верхние зубы»(с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

 

МДОАУ №7

Артикуляционная гимнастика

для шипящих и свистящих звуков

Выполнила    

Учитель—логопед

Головкова Анна Салиховна

Артикуляционная гимнастика

- это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Проводить гимнастику следует  несколько раз в день,  каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Комплекс для постановки звука «Р»

1.«Чистим верхние зубки»(с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

2.«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад.

3.«Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

5.«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

6.«Грибок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

7. «Кучер»

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

Комплекс для постановки звука «Л»

1. «Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

2.«Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3. «Маятник»

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

4. «Змейка»

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

5.«Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

6.«Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

7.«Пароход»

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

МДОАУ №7

Артикуляционная гимнастика

для сонорныхзвуков

Выполнила    

Учитель—логопед

Головкова

Анна Салиховна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...