Игры для предупреждения и исправления грамматических ошибок в речи малышей.
консультация на тему
10 игр для предупреждения и исправления грамматических ошибок в речи малышей.
1. Употребление слова «звонИть», «звонИт».
2 Употребление слов «надеть» и «одеть»
3. Ошибки употребления существительных во множественном числе.
4. Ошибки согласования прилагательных и существительных в роде, числе.
5. Употребление в речи слова «пианино».
6.Употребление в речи повелительного наклонения глаголов.
7. Правильное употребление глагола «хотеть».
8. Правильное употребление неизменяемого слова «пальто».
9. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (собрался – собирается, поиграл – играет и др.)
10. Правильное употребление неизменяемого слова «кофе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_igr_dlya_preduprezhdeniya_i_ispravleniya_grammaticheskikh_oshibok_v_rechi_malyshey.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
10 игр для предупреждения и исправления грамматических ошибок в речи малышей.
1. Употребление слова «звонИть», «звонИт».
Неправильно: телефон звОнит (ударение на первом слоге).
Правильно: телефон звонИт.
Игра «Разбуди Винни-Пуха».
Поиграйте с малышом в сказку. Выберите для игры две любимых игрушки ребенка (например, Винни-Пух и Пятачок). Разыграйте ситуацию. Винни-Пух собрался на День рождения к Пятачку и … проспал! Пятачок не дождался гостя и стал звонить ему по телефону. Телефон звонИт, а Винни-Пух его не слышит – так крепко он спит. Давай его разбудим: «Винни-Пух! Телефон звонИт! Вставай!». Попросите ребенка повторить фразу несколько раз. Винни-Пух сердито отвечает малышу: «Я еще посплю» и переворачивается на другой бок. Ой, какой сонный! Придется снова его будить: «Пятачок тебя ждет, он тебе звонИт! Телефон звонИт!». Снова повторяем фразу, теребим медвежонка, ласково будим. Винни-Пух не слышит нас и продолжает спать. Что же делать? Придется еще раз повторить эту фразу сонному мишке, чтобы его разбудить! Будим Винни-Пуха с ребенком 4-6 раз. В конце игры Винни-Пух просыпается, благодарит малыша за помощь и отправляется в гости к Пятачку. Многократное повторение слова в этой веселой игре позволяет детям очень легко запомнить правильный вариант.
2 Употребление слов «надеть» и «одеть»
Неправильно: одевать на куклу.
Правильно: одевать куклу, ребенка, в шубу, в платье, но: надевать на себя.
Игра со словом «одеть».
Предложите ребенку поиграть. В игре Вы будете жестами показывать, что за предмет одежды Вы одеваете на Мишку. Например, покажите, как Вы завязываете мишке шарф (шарфа нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю Мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь во что я одела Мишку?». Можно показать жестом, как Вы одеваете Мишку в рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах.
Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре нужно часто использовать слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Во что я одела Мишку?» — «Ты одела его в куртку?». – «Нет, я Мишку в куртку не одевала. Это что-то другое, но похожее на куртку. Отгадай, что это» — «Ты его одела в пальто?» и т.д.
Аналогично проведите игру со словом «надеть» с угадыванием действия по жестам, имитируя надевание одежды на себя – угадай, что я сейчас на себя надела?
Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу. Запомнится ему и разница в ситуациях использования этих похожих слов, и он не будет больше ошибаться ( Кого во что одели? Что на себя надели?).
3. Ошибки употребления существительных во множественном числе.
Типичная детская ошибка: много яблоков, сливов, грушев, мандарин, апельсин, карандашев, ботинков, щетков и т.д.
Правильно: много яблок, груш, слив, мандаринов, апельсинов, бананов, ананасов, карандашей, щеток и т.д.
Вариант 1. Поиграйте в игру «Чего не стало». Выложите на стол 5-6 картинок, на каждой из которой изображено несколько фруктов или других предметов. Например, груши, сливы, яблоки, ананасы, бананы, мандарины. Для игры нужно подобрать те картинки, в названии которых ребенок допускает ошибки.
Попросите ребенка закрыть глаза и в это время уберите одну картинку. Попросите малыша открыть глаза, посмотреть на картинки и догадаться, чего не стало? Малыш отвечает: «Не стало груш» или «Не стало карандашей». Если он ошибается, то нужно исправить его ошибку, назвав правильный вариант. Ни в коем случае не повторяйте в своей речи ошибки ребенка! Для малыша очень важно слышать грамотную речь взрослых людей, которые его окружают.
Вариант 2. Вам понадобятся два одинаковых набора картинок. Рассмотрите с ребенком картинки и назовите, что на них нарисовано. Один набор выложите перед ребенком. Карточки из другого набора положите стопкой друг на друга. Вы берете из стопки одну картинку так, чтобы ребенок не видел, что на ней нарисовано. Попросите малыша
угадать, что у Вас.
Ребенок спрашивает: «У тебя много слив?» - «Нет, у меня нет слив». – «У тебя много яблок?» - «Нет! У меня нет яблок». – «У тебя много груш» - «Да, у меня много груш!» Как только малыш угадал картинку, поменяйтесь ролями в игре.
Многократно повторяя слова в этой увлекательной игре, ребенок их легко запоминает.
4. Ошибки согласования прилагательных и существительных в роде, числе.
Типичная ошибка детей: зеленыя платье, красныя чашка и т.д.
Правильный вариант: зеленАЯ чашка, зеленЫЕ чашки, зеленЫЙ стаканчи, зеленОЕ стекло
Поиграем в игру «Грамматические загадки».
Попросите малыша отгадать, что Вы загадали:
• зеленАЯ, красивАЯ – это лампа или абажур?
• зеленЫЙ, красивЫЙ – это лес или полянка?
• зеленЫЕ, красивЫЕ – это поля или сад?
• зеленОЕ, красивОЕ – это дерево или куст?
Игра учит ребенка прислушиваться к окончаниям слов и ориентироваться на них при определении рода. В первый раз большинство малышей ошибается в отгадывании. В случае ошибки спросите ребенка: «А мы так говорим – зеленАЯ абажур? Нет. Как мы говорим – зеле….НЫЙ абажур. Значит, зеленАЯ – это что? Конечно, лампа». Достаточно быстро малыш поймет принцип выполнения задания, и ошибки согласования слов исчезнут из его речи. Чтобы игра была результативной, в ней обязательно надо очень четко интонационно выделять окончания всех слов.
5. Употребление в речи слова «пианино».
Типичная ошибка детей: «играю на пианине», «к нам привезли вчера пианину», «у пианины стоит диван», «у нас дома есть пианина».
Правильный вариант: слова «пианино» не изменяется: играю на пианино, к нам вчера привезли новое пианино, у пианино стоит диван.
Игра «Отгадай по звуку».
Возьмите разные детские музыкальные инструменты. Можете использовать аудиозаписи. Попросите ребенка на слух отгадать, на каком инструменте Вы играете (или на каком инструменте играет музыкант в аудиозаписи). Ребенок отвечает: «На барабане», «На дудочке», «На скрипке», «На пианино». Скажите малышу, что слово «пианино» - это особое слово. Оно никогда не изменяется. Мы так всегда и говорим: Я учусь играть на пианино, пройди мимо пианино, у пианино стоит диван.
6.Употребление в речи повелительного наклонения глаголов.
Типичные ошибки: ляжь (вместо ляг), поскакай (вместо поскачи), спей (вместо спой), побежи (вместо побегай) и т.д.
Правильный вариант: поскачи, побегай, попрыгай, потанцуй, спой, спляши, покатай, положи, стой, ляг, наклонись.
Игра «Мишка – физкультурник».
В гости к ребенку пришел мишка, он очень любит спорт и умеет выполнять разные команды. Малыш командует, а мишка выполняет его команды: «Присядь. Стой. Побегай. Ляг». Мишка выполняет команду только в том случае, если в речи ребенка нет ошибок.
Взрослый в игре: а) дает возможность малышу самому придумать задания мишке, б) просит: «Попроси мишку лечь. Как нужно сказать? Правильно: «Мишка, ляг!» Попроси мишку спеть. А теперь попроси его потанцевать».
7. Правильное употребление глагола «хотеть».
Типичные ошибки: хочете (вместо «хотите»), «хочем» (вместо «хотим»)
Правильный вариант: мы хотим, они хотят, я хочу, ты хочешь.
Игра «Вы хотите – мы хотим».
Лучше всего играть с несколькими детьми. Если у Вас один малыш, то можно поиграть с игрушками – друзьями малыша. В игре мы будем вести диалог с друзьями о том, что они хотят: «Мишки, а вы хотите потанцевать? А мёда хотите?» - «Мы хотим поесть вкусной малины». – «А вы, зайки что хотите?» - «Мы хотим морковки. А вы что хотите? Хотите морковки?» - «Нет, мы хотим пойти на улицу».
Договоритесь вместе с малышом в паре о том, что вы вместе хотите делать: мы хотим спеть (мы хотим поехать в зоопарк, покататься на самокате и др.). Спросите у других членов семьи: «А вы хотите с нами (спеть, поехать в зоопарк и т.д.)
8. Правильное употребление неизменяемого слова «пальто».
Типичная ошибка детей: в пальте (вместо «в пальто», польты (вместо «пальто» во мн. числе).
Правильно: слово «пальто» никогда не изменяется.
Поиграем в ателье.
Делаем «конструктор» - берем кусочки ткани или
цветной бумаги, клей, ножницы и бумажный трафарет для пальто. Понадобится и картон для фона будущей аппликации. И начинаем обсуждать наше будущее пальто: «У нашего пальто будут карманы? Где будут карманы у пальто? А какие будут пуговицы на пальто? Рукава у пальто будут широкими или узкими? Какого цвета будет пальто? Какой воротник у пальто?». Когда всё обсудим, вырезаем по трафарету силуэт пальто, наклеиваем его на фон, дорисовываем или приклеиваем элементы декора. Приклеивая, обговариваем все действия, многократно употребляя слово «пальто».
В конце игры спрашиваем ребенка: «Ты заметил, какое интересное слово – слово «пальто». Оно никогда не изменяется! Мы так говорим: «В шкафу висят пальто. У меня есть пальто. У пальто длинные рукава. Сегодня холодно, поэтому я пойду гулять в пальто».
9. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (собрался – собирается, поиграл – играет и др.)
Типичные ошибки: вставает (вместо «встает») и другие.
Правильный вариант: собрался – собирается, умылся – умывается, идет – пришел, ест – поел, поет – спел, чистит – почистил.
Расскажите ребенку сказку о двух зайчатах: «Жили - были два зайчика. Одного из них звали Шустрик. Как ты думаешь, почему? А другого – Догоняйка. Почему его так назвали? Да, потому что он был очень неторопливый, всё делал медленно и всегда всех догонял. Шустрик уже встал с постели, а Догоняйка еще… что делает? (встает). Шустрик уже умылся, а Догоняйка еще …? (умывается). Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка еще… что делает? (чистит зубы). Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка еще… что делает? (завтракает). Шустрик уже собрался на прогулку, а Догоняйка еще…. Что делает? (собирается на прогулку)». Продолжите сюжет сказки сами, вставляя в текст сказки разные глаголы
10. Правильное употребление неизменяемого слова «кофе».
Типичные ошибки детей: облился кофеем, кофий.
Правильный вариант: слово «кофе» не изменяется.
Играем в кафе.
Предложите ребенку открыть у Вас дома кафе. Позовите в кафе любимых друзей и игрушки. Сначала Вы сами возьмите на себя роль официанта: «Вам чаю или кофе? Вам кофе с молоком или черный кофе? Вы больше любите сладкий кофе или несладкий? Вот Ваш кофе!» Потом эту роль выполняет ребенок, угощая Вас и всех других участников игры.
В конце игры спросите ребенка: «Ты заметил, что слово кофе никогда не изменяется? Мы так и говорим: хочу выпить кофе, мне понравился кофе».
Аналогично можно провести игру со словом «какао».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок в системе обучения правописанию
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001386 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001370Важным звеном в обучении правописанию является самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. ...
Статья "Исправление учителем ошибок устной речи младших школьников"
В статье описаны результаты исследования культуры устной речи младших школьников....
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК В ИЗЛОЖЕНИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье указаны часто встречающиеся синтаксические ошибки в изложениях младших школьников и пути их исправления....
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК В ИЗЛОЖЕНИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье указаны часто встречающиеся синтаксические ошибки в изложениях младших школьников и пути их исправления....
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК В ИЗЛОЖЕНИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ И ПУТИ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ...
Предупреждение и исправление акцентологических ошибок в устной речи младших школьников
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму...
Методический семинар. Тема: «Система работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок у младших школьников».
Методический семинар. Тема: «Система работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок у младших школьников»....