Возможность умственного развития детей дома
материал по теме
При желании и терпении родители могут в значительной степени способствовать умственному развитию своего ребёнка. Понятно, что разным детям нужно помогать по-разному. Но в любом случае занятия дома полезно проводить на материале и комбинаторных и лабиринтных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnost_umstvennogo_razvitiya_rebenka_doma.docx | 49.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ № 11
Работа с родителями (беседа на родительском собрании)
«Возможность умственного развития детей дома»
Рудая Марина Петровна –
Учитель начальных классов,
высшей аттестационной категории
МОАУ СОШ №11
Возможности умственного развития детей дома
При желании и терпении родители могут в значительной степени способствовать умственному развитию своего ребёнка. Понятно, что разным детям нужно помогать по-разному. Но в любом случае занятия дома полезно проводить на материале и комбинаторных и лабиринтных задач.
При этом решении комбинаторных задач лучше проводить с помощью Перестановки карточек с изображением (букв, цифр, простых геометрических фигур или других каких-нибудь простых рисунков) по правилам соответствующего вида задач, а решение лабиринтных - с помощью проведения линий (карандашом или ручкой, или просто пальцем), чтобы обозначить маршрут перемещения по игровому полю.
Занятие с ребенком не должно быть длительным (более 30 минут), при этом нужно каждые 10 минут делать небольшой перерыв. На занятии необходима максимальная доброжелательность: подбадривание ребёнка при затруднениях, одобрение его верных действий, поощрение инициативы и выдумки. Полезно использовать разные варианты сотрудничества: сначала взрослый показывает решение на карточках или, проводя линии, затем ребёнок в той же форме решает аналогичные задачи: внешне сходные и различные.
Дальше ребёнку предлагается работать устно, то есть сначала рассказать, какие карточки он будет двигать или какую линию проводить, а потом уже показать это решение. При этом полезно для устной работы предложить более лёгкие задачи, а затем. Если он с ними справился, ему можно дать задачи той же сложности, что и в начале занятия. Например, если он решал задачи в два действия с предметами (на карточках или с помощью проведения линии), то устно пусть решает задачи в одно действие.
Затем ребёнку можно предложить сочинять задачи для родителей: сначала в одно действие, а потом - в два. При этом взрослый может продемонстрировать (даже если для него это очень лёгкие задачи) некоторые затруднения, действовать сначала неверно. Это привлекает внимание ребёнка, помогает ему размышлять.
В целом нужно стремиться проводить разнообразную работу на лёгком материале. И чем легче задачи, тем многообразнее можно с ними действовать. А чем больше будет разнообразия (решение устное и письменное, придумывание устное и письменное, проверка чужого решения устная и письменная), тем будет полезнее. Например, в роли исполнителя он может: сначала действовать практически, а затем рассказывать о своих действиях, или наоборот, сначала рассказывать о своих будущих действиях, а потом производить их. Кроме того, он может либо просто работать без последующего или предварительного описания своих действий, либо просто решать задачи устно.
Хорошо также, если ребёнок выступит в роли «контролёра». Для этого используются по крайней мере две формы работы. Можно показать запись решения какой-либо задачи и попросить выяснить, есть где-либо ошибки или нет. Проверку он может проводить либо с помощью практических действий, либо устно.
Наряду с таким видом контроля взрослый может специально попросить ребёнка понаблюдать за тем, как он (взрослый) будет решать разные задачи: лёгкие, средние, сложные. При этом одни задачи можно решать правильно, а другие с ошибками, чтоб ребёнок не зря следил за работой.
Очень полезно, если ребёнок выступит в роли автора, составителя задач. Чтобы заинтересовать его, можно предложить решать и составлять задачи по очереди: сначала взрослый придумает задачу, а ребёнок её решает, потом - наоборот. Такое чередование привлекает детей, поскольку позволяет им проявлять самостоятельность.
Если занятия пойдут успешно, можно предложить вместе составить сборник для других детей: задачи должны быть интересными, необычными, разной сложности.
Таковы основные подходы к организации занятий дома. Для примера рассмотрим, как можно проводить работу на материале задач «игры в 2».
Сначала надо подготовить материал. Взять лист бумаги и нарисовать на нём два прямоугольника (20 см на 5 см) из четырёх равных квадратных клеток. Вырезать из картона три квадратных карточки (5 см на 5 см), на них можно нарисовать буквы, цифры или простые геометрические фигуры: круг, полукруг, квадрат, треугольник и т.п.
Перед ребёнком располагается лист с прямоугольниками (прямоугольными игровыми полями) и взрослый расставляет три карточки в нижнем поле и три карточки в верхнем. При этом объясняется правило перемещения: одно действие - это перемещение любой карточки в свободную клетку, на свободное место. И говорится, что нужно за два действия (два перемещения) карточки, расположенные внизу (ближние к ребёнку), расставить так, как они стоят вверху.
Если ребёнок легко решает эту задачу и уверенно рассказывает порядок своих действий, то дальше можно предложить другую задачу в два действия решать устно, например:
П К __ Т
П __ Т К
Буквы означают такую расстановку карточек: П (полукруг), К (квадрат), Т (треугольник) в нижнем прямоугольнике; и П (полукруг), Т (треугольник) и К (квадрат) в верхнем прямоугольнике. В этой задаче сначала на свободное место перемещается треугольник, а затем - круг.
Если же возникают затруднения, то следующую задачу нужно опять сначала решить на карточках, а потом рассказать.
Если и такой вариант ребёнку труден, то ему можно предложить сначала решить задачу в одно действие с рассказом, а потом снова в два действия.
Когда ребёнку трудно рассказывать о своих действиях, следует дать ему просто побольше решать задачи в два действия. По мере накопления успешного опыта он научится сам правильно и легко рассказывать.
Если, наоборот, ребёнок хорошо рассказывает о своих действиях, то можно предложить сначала описывать их, а потом для проверки устного решения переместить карточки реально.
Если окажется, что он планирует решение легко и уверенно, то следует предложить ему решить ряд задач в два действия устно.
Наряду с самостоятельным и устным решением полезно предложить ребёнку проверить решение задачи, которое написано на отдельной карточке вместе с её условием, например:
Карточка 1
Условие задачи: _ Т П К - П Т К
Решение задачи: 1) П Т _К; 2) П Т К _.
Это решение предлагается для первой проверки, а для второй предлагается неверное решение, с ошибкой:
Карточка2
Условие задачи: П _ К Т - П Т _ К
Решение задачи: 1) П К _ Т; 2) П Т _ К
Здесь ребёнок должен найти ошибку, определить, какая карточка переставлена неверно, в каком действии. Проверку можно производить устно или путём перестановки карточек согласно записи решения (напомним, что П - это полукруг, К - это квадрат, Т - треугольник).
При составлении задач с ошибкой взрослому следует придумывать разные варианты, когда ошибочным является только первое действие, или только второе, или оба вместе.
При составлении задач можно сначала предложить придумывать задачи, которые можно решить за два действия, а потом и те, которые можно решить и за меньшее (одно) или за большее (три) число действий.
Ребёнку говорят: «Сам придумай задачу, чтобы её можно было решить за два действия. Расставь карточки в нижних клетках, потом сделай два действия, две их перестановки и так же, как получилось внизу, расставь другие три карточки в верхних клетках. Вот и получится новая задача».
Иногда, когда ребёнок сочиняет. Можно оставить его одного, чтобы он придумал какое-нибудь «трудное решение». И затем, решая эту задачу, можно намеренно допустить ошибки либо в первом, либо во втором действии, либо рассчитывая на реакцию ребёнка. Такие ситуации очень нравятся детям и они охотно придумывают задачи.
Постепенно ребёнок сможет составлять задачи и без практических перемещений карточек, а лишь представляя, глядя на карточки, расставленные внизу листа, какая из них будет перемещаться в первом действии, какая - во втором. В этом случае взрослому тоже следует решать задачу устно, и тогда его беседа с ребёнком будет напоминать встречу двух шахматистов, разбирающих сыгранную партию.
Главное, к чему нужно стремиться, - это поддержание интереса ребёнка к поисковой умственной деятельности по достижению требуемого результата за определенное число действий. Поэтому хорошо, если на каждом занятии ребёнок сам и решает, и проверяет решение, и придумывает задачи для взрослого.
Именно разнообразие ролей ребёнка в общении, особенно в сочетании с одобрением и помощью, будет способствовать тому, что он сможет управлять собой в трудных случаях, найдёт в себе силы выдержать напряжение мыслительной деятельности, проявит настойчивость в поиске верного решения, если сразу задача не будет получаться.
При отсутствии же на занятиях разных ролей, помощи и одобрения со стороны взрослого ребёнок устаёт и отказывается от решения задач.
Наряду с использованием на занятиях названных выше комбинаторных и лабиринтных задач и игр хорошо играть с ребёнком в шашки, домино, шахматы. Эти игры полезны для тренировки мыслительных действий, особенно если побуждать ребёнка первоначально обдумывать ход, а потом ходить. Обучая ребёнка игре, нужно вначале стараться упростить её. Для этого можно использовать меньшее, чем обычно, число фигур, либо у обоих партнёров, либо только у более сильного. Тогда слабому будет легче выиграть, что немаловажно. Ведь если ребёнок при обучении таким настольным играм не будет выигрывать, не познает «радость победы», то ему станет неинтересно, и он не захочет делать усилия, ч тобы искать верный ход.
Хорошо также научить ребёнка играть в «крестики-нолики» для взрослых. В отличии от обычных (детских) крестиков-ноликов игра ведется на большом клетчатом листе (например, странице из тетради) по другим правилам: выигрывает тот, кто первый расставит в соседних клетках (по горизонтали, вертикали, диагонали) четыре крестика или четыре нолика.
Если ребёнку трудно, то лучше составлять для него на материале этой игры задачу, где нужно найти выигрышный ход. Такого же плана задачи можно составлять и на материале шашек, шахмат и домино. При этом сначала нужно предлагать задачи только с одним верным решением, а потом и такие, где имеется несколько выигрышных вариантов, чтобы ребёнок пытался их найти.
Можно использовать в занятиях и такую игру. Взрослый договаривается с ребёнком о каких-нибудь четырёх предметах (наг гример, гарелка, стул, чашка и мяч), далее говорит: «Я загадал из этих предметов какие-то два, а ты их должен отгадать, называя каждый раз по два предмета, какие ты хочешь». Ребёнок говорит: «Стул, мяч». Взрослый: «Я угадал один предмет». Ребёнок: «Стул, чашка». Взрослый: «Не угадал ни одного предмета». Ребёнок: «Мяч, тарелка». Взрослый: «Верно».
Игра эта очень полезна, поскольку проходит устно. Но если ребёнку трудно, то можно использовать три предмета или изображения разных предметов, например, на карточках лото. Тогда ребенку будет легче манипулировать сочетаниями предметов при поиске верного решения и при рассуждении.
В целом на занятиях с ребёнком необходимо соблюдать принципы постепенности и регулярности. Тогда в условиях оптимистического настроя взрослых ребёнка появится стойкий интерес к ситуациям, где нужно что-то сообразить и придумать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консуьтация для педагогов ДОУ "Значение занимательного математического материала для умственного развития детей" ( старший дошкольный возраст).
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи – шутки,...
Письмо и развитие речи КТП 4 класс (для детей с умственной отсталостью) на дому
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для ученика 4-го класса (у/о), обучающегося на дому....
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...
Особенности умственного развития детей с незначительным понижением слуха
Особенности умственного воспитания реабилитированных детей с разной степенью снижения слуха...
Выступление на педагогическом совете с докладом "Школа как носитель умственного развития детей".
quot;Школа как носитель умственного развития детей".Выступление на педагогическом совете....
Методические рекомендации родителям по организации и проведению работы по сенсорному развитию детей с умственний отсталостью дома.
Конспект консультации родителей по вопросам организации и проведения домашней работы с ребенком с умственной отсталостью....