Консуьтация для педагогов ДОУ "Значение занимательного математического материала для умственного развития детей" ( старший дошкольный возраст).
консультация на тему
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи – шутки, игры, головоломки, логические задачи. Занимательные задачи, головоломки составлены на основе знания законов мышления. Задачи – смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно. К решению занимательных задач дети приходят в процессе поисковых проб. Под влиянием обучения дети переходят от практических к мысленным пробам, уменьшается их (проб) количество, так как вырабатываются умения.
Результатом поиска решения является догадка, которая представляет собой нахождение пути решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.
Обучение решению математических занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребенок на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ. Значение элементарных математических занимательных игр, задач состоит в формировании у детей интереса к изучению математики в дальнейшем, развитии умственных способностей, смекалки, сообразительности. Занимательный математический материал является еще и одним из средств развития приемов умственной деятельности. Путь решения любой, даже самой простой занимательной задачи неизвестен. Поиск пути решения, результата , ответа всегда сопровождается активной самостоятельной мыслительной деятельностью: анализом условия, пространственного расположения, обобщением ряда фигур, свойств, сходных признаков. Одним из видов занимательного математического материала являются логические задачи и упражнения.
В старшем дошкольном возрасте используются такие разновидности логических задач, как задачи на поиск недостающей в ряду фигуры или на признак отличия одной группы фигур от другой. При их решении проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование.
Другой вид занимательных задач – головоломки с палочками. Они развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие.
Для успешного решения этих задач у старших дошкольников должно быть сформировано представление о форме геометрических фигур (квадрате, треугольнике, прямоугольнике), об основных свойствах (равенство неравенство сторон), составных элементов (сторонах, вершинах, углах). Старшие дошкольники должны уметь составить их из палочек, начертить их на бумаге, песке, доске, вылепить из пластилина, а также преобразовывать.
Большое внимание надо уделять упражнениям в преобразовании геометрических фигур, составлении узоров, орнаментов. Эти упражнения направлены на уточнение знаний о геометрических фигурах и их свойствах, на развитие сенсорных способностей и мыслительных способностей, на усвоение способов преобразования, соединения.
Дети старшего дошкольного возраста используют игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов, каждый играющий может воссоздать из геометрических фигур любое задуманное им изображение. Развивать у детей пространственное воображение, логическое и интуитивное мышление, сенсорные способности помогает игра «Танграм», и другие аналогичные игры («Пифагор», «Колумбово яйцо»). Они вызывают интерес у детей к конечному результату, совершенствуют наглядно-образное мышление, развивают логическое мышление.
Игра «Тангам» широко используется для организации работы с детьми вне занятий, в качестве дидактической.
В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно, творчески решать интересные, несложные задачи.
Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает математическое мышление, активизирует познавательную деятельность детей в ходе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosto_novyy_dokument.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи – шутки, игры, головоломки, логические задачи. Занимательные задачи, головоломки составлены на основе знания законов мышления. Задачи – смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание, во что бы то ни стало решить их самостоятельно. К решению занимательных задач дети приходят в процессе поисковых проб. Под влиянием обучения дети переходят от практических к мысленным пробам, уменьшается их (проб) количество, так как вырабатываются умения.
Результатом поиска решения является догадка, которая представляет собой нахождение пути решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.
Обучение решению математических занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребенок на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ. Значение элементарных математических занимательных игр, задач состоит в формировании у детей интереса к изучению математики в дальнейшем, развитии умственных способностей, смекалки, сообразительности. Занимательный математический материал является еще и одним из средств развития приемов умственной деятельности. Путь решения любой, даже самой простой занимательной задачи неизвестен. Поиск пути решения, результата , ответа всегда сопровождается активной самостоятельной мыслительной деятельностью: анализом условия, пространственного расположения, обобщением ряда фигур, свойств, сходных признаков. Одним из видов занимательного математического материала являются логические задачи и упражнения.
В старшем дошкольном возрасте используются такие разновидности логических задач, как задачи на поиск недостающей в ряду фигуры или на признак отличия одной группы фигур от другой. При их решении проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование.
Другой вид занимательных задач – головоломки с палочками. Они развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие.
Для успешного решения этих задач у старших дошкольников должно быть сформировано представление о форме геометрических фигур (квадрате, треугольнике, прямоугольнике), об основных свойствах (равенство неравенство сторон), составных элементов (сторонах, вершинах, углах). Старшие дошкольники должны уметь составить их из палочек, начертить их на бумаге, песке, доске, вылепить из пластилина, а также преобразовывать.
Большое внимание надо уделять упражнениям в преобразовании геометрических фигур, составлении узоров, орнаментов. Эти упражнения направлены на уточнение знаний о геометрических фигурах и их свойствах, на развитие сенсорных способностей и мыслительных способностей, на усвоение способов преобразования, соединения.
Дети старшего дошкольного возраста используют игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов, каждый играющий может воссоздать из геометрических фигур любое задуманное им изображение. Развивать у детей пространственное воображение, логическое и интуитивное мышление, сенсорные способности помогает игра «Танграм», и другие аналогичные игры («Пифагор», «Колумбово яйцо»). Они вызывают интерес у детей к конечному результату, совершенствуют наглядно-образное мышление, развивают логическое мышление.
Игра «Тангам» широко используется для организации работы с детьми вне занятий, в качестве дидактической.
В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно, творчески решать, интересные, не сложные задачи.
Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает математическое мышление, активизирует познавательную деятельность детей в ходе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их интеллектуальное развитие. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная ф...
Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста"
Чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени....
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Нравственное воспитание детей в современном обществе касается не только семьи, но так же является заботой государства. На плечи воспитательно-образовательных учреждений ложится большая отв...
«Основные направления диагностической деятельности педагога-психолога по проблеме: «Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста»».
Основные направления диагностической деятельности педагога-психолога...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста»
Презентация для педагогов. может быть использована для работы с родителями по ознакомлению с нетрадиционными педагогическими технологиями....
Математическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс в стране Всезнаек!»
Математическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс в стране Всезнаек!»...