Гиперактивное поведение школьников.
статья на тему

Тимошенко Надежда Викторовна

Многие дети плохо учатся в школе, несмотря на нормальное умственное развитие. Возможные причины – невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам. Кроме того, у детей   часто встречаются  задержки развития, том числе – школьных навыков (письма, счета, чтения). И часто педагоги не понимают причину неуспешности, не всегда могут справиться с гипеактивным поведением. Эта статья поможет понять причины, вызывающие данные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnoe_povedenie_shkolnikov.docx58.39 КБ

Предварительный просмотр:

  Гиперактивное поведение школьников.

Психическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие двигательных, умственных и речевых функций, оптимальную адаптацию и социализацию ребенка в обществе, коллективе, семье.

 Многие дети плохо учатся в школе, несмотря на нормальное умственное развитие. Возможные причины – невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам. Кроме того, у детей с  часто встречаются  задержки развития, том числе – школьных навыков (письма, счета, чтения). Их основной признак - несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать исходя из  умственного развития.       Задержки развития школьных навыков наблюдаются не только при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью, но сочетаются с ним очень часто. В тех случаях, когда при обследовании исключены расстройства восприятия, психологические и социальные преграды, низкий интеллект и плохое преподавание, причина плохой успеваемости – скорее всего, синдром нарушения внимания с гиперактивностью.  

  Психическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие двигательных, умственных и речевых функций, оптимальную адаптацию и социализацию ребенка в обществе, коллективе, семье.

Необходимость изучения СДВГ в дошкольном возрасте обусловлена следующими соображениями, СДВГ является одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Длительное проявление импульсивности и гипеактивности могут привести к формированию девиантных форм поведения.

СДВГ достаточно условное обозначение весьма  сложного и противоречивого феномена детского поведения, поэтому и сегодня по-прежнему дискуссионных остаются

вопросы: определения понятия «гиперактивность» и его содержание, выделение основных структурных компонентов и связей между ними.

Эти дети обычно замечают все происходящее вокруг них и не могут не отреагировать, по этой причине снижена способность концентрировать внимание на одном предмете и при сохранении интеллекта успеваемость хуже, чем у сверстников

(ВеликпедиЯ. Свободная энциклопедия)

 Поведенческие нарушения продолжают проявляться почти у 70%

подростков и более 50% взрослых людей, котрым в детстве ставили СДВГ, следовательно изучение детей с синдромом и развитие дефецитарных фунций имеет важное значение для психопрофилактики именно в дошкольном возрасте. Обращает на себя внимание тот факт, что синдрому СДВГ уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная  дезадаптация.

Таким образом, диагностика и коррекция должна быть ориентирована на дошкольный возраст (5лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, а это позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Основные современные направления развивающей и коррекционной работы опираются на принцип замещающего развития.

  

 

  История вопроса.

В середине 19-века немецкий врач-психоневролог Генрих Хофман первым описал чрезмерно подвижного ребенка, дав прозвище Непоседа Фил.

В конце XIX века в книге Ф.Шольца «Недостатки в  характере ребенка. Вторая

золотая книжка» была выделена и описана группа детей, называемая им «беспокойными»,

трудными» детьми.  

По словам автора, подобный ребенок от других отличается тем, что подвижность

у него распространяется большей частью на весь организм. Руки и ноги находятся в

произвольном движении, но данные движения эти дети выполняют не твердо и

и уверенно, а, напротив, они излишне «мечутся» во все стороны и своей неуклюжестью

лишь осложняют дело. Таких детей, пишет автор, можно назвать «трепещущими», а болтливость ничто  иное, как перенесение мускулатурного беспокойства на область речи.

В России проблема СДВГ обрела актуальное значение в середине 90 годов. Над ее решением трудятся психологи, медики, педагоги, за это время вышло немало книг (авторы З.Тржесоглазова, И.П.Брязгунов, А.Г.Платонова, Ю.С.Шевченко, Ю.Д.Кропотова, В.Р.Кучма  Е.В.Касатикова Н.Н.Заваденко и др.)

   

СДВГ- одно из самых распространенных детских поведенческих расстройств: по разным оценкам, оно наблюдается у 3-7% детей. Особенно сильно СДВГ проявляется в учебной деятельности: дети с нормальным и высоким интеллектом не справляются с заданиями и хуже учатся, чем их сверстники.

Обычно выделяют три типа СДВГ

  1. смешанный тип:гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания (самая распространенная форма СДВГ).
  2. невнимательный тип: пробладают нарушения внимания.
  3. гиперактивный тип: преобладает гиперактивность (наиболее редкая форма СДВГ).

(Детская семейная психология» http://www.vnimanie.org/adhd/)

  Симптомы синдрома гиперактивности с расстройством дефицита внимания

  1. Клиническая картина. Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялась. Долго шли споры о гиперактивности – насколько это неотъемлемый признак заболевания. СДВГ (синдром нарушения внимания) разделен на два подтипа – с гиперактивностью и без гиперактивности . Симптоматика почти всегда проявляется до 7лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

А.Нарушения внимания включают:

  • неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнять задание до конца, несобран при его выполнении;
  • снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;
  • частые забывания того, что нужно сделать;
  • повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;
  • еще большое снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостаятельно.Учителя и родители жалуются, что ребенок нигде не проявляет упорства – нив учебе, ни в играх. Некоторые дети не могут досмотреть до конца любимую телепередачу, даже если она длится всего полчаса.

А. Невнимательность. Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

  • часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  • обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемой инструкции и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте( что никак не связанно с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  • часто испытывает трудности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  • обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, котрые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например: школьных заданий, домашней работы).
  • часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например: игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  • легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Б. Импульсивность может проявляться:

  • неряшливым выполнением школьных заданий, несмотря на усилия все сделать правильно;
  • частыми криками с места и другими шумными выходками во время уроков;
  • «влезаниями» в разговор или работу других детей;
  • неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;
  • частыми драками с другими детьми (причина – не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявлений импульсивности могут меняться; в начальных классах – излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя (при том что противоречия между учеником и учителем вполне естественны), крайняя нетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте – хулиганские выходки и асоциальное поведение ( кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок старше, тем импульсивность выражение и заметнее для окружающих.

В.Гиперактивность – необъязательный признак синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. У части детей двигательная активность, наоборот, снижена. В дошкольном и раннем школьном возрасте гиперактивные дети непрырывно и импульсивно бегают, ползают и карабкаются. В старшем детском и подрастковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы могут оставаться. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков.

Г. Дополнительные признаки. Перечисленные ниже симптомы, по мнению многих ученых, тоже характерны для синдрома нарушения внимания с гиперактивностью.

  • Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев. Это могу быть нарушения тонких движений(завязывание шнурков,пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).
  • Эмоциональные нарушения при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью наблюдается часто. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.
  • Отношения с окружающими. Как правило. Нарушены отношения и со сверстниками и со  взрослыми. В психическом развитии дети с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей. Причина одиночества в этом случае другая, чем при тревожных расстройствах и шизоидном складе личности, когда дети боятся общения. Напротив, дети с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью – экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их. Из-за неприязни со стороны сверстников, из-за стремления верховодить они вынуждены общаться с самыми «покладистыми» или с младшими детьми. Трудно складываются отношения со взрослыми. На детей, страдающих СДВГ , обычные наказания и поощрения не действуют. И родители, и учителя жалуются, что, несмотря на все наказания, ребенок продолжает вести себя плохо. С другой стороны, ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение – более того. Поощрения должны быть очень весомыми, иначе ребенок будет вести себя хуже. Именно «невоспитуемость» в сочетании с импульсивностью – основной повод обращения родителей к психиатру. Вообще же синдром нарушения внимания с гиперактивностью – нередкая причина «плохого поведения». Нелеченный синдром нарушения внимания с гиперактивностью частая причина постановки ребенка на внутришкольный учет, при дивеантном поведении в «Инспекцию по делам несовершеннолетних»

 

Методы диагностики восприятия

Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом.

 Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка.

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методический  инструментарий

Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению, концентрации, произвольности внимания использовались следующие методики:

Методика  «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов

8-9 баллов

– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

6-7 баллов

– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов

– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

2-3 балла

– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек

0-1 балл

– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14

Рис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

10 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов

– ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла

– ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

                                                                                                                           

1.  Методика   «ДА   и   НЕТ» используется для диагностики степени произвольности

внимания детей, что позволяет судить о степени их склонности

к гиперактивному поведению.

 Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается поиграть в

игру, где я (психолог) буду задавать вопросы, а ты (ребенок), отвечая на

них, не должен произносить слова «ДА» или «НЕТ»                                                                    -. Какие слова нельзя  будет произносить, повтори,  пожалуйста.

 (Ребенок  повторяет)                                                                                                                             - Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы.

Подсчет баллов:                                                                                                                                 баллы начисляются за ошибки под которыми понимаются два слова «Да» и «Нет»

 За каждую ошибку начисляется 1 балл.

 Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

Употребление детьми слов таких, как «ага», «неа» и т.п. в качестве ошибки

не считается;

Организация коррекционно-педагогического процесса с гиперактивными детьми должна соответствовать двум обязательным условиям:

1. Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.

2. Каждая используемая игра должна обеспечивать тренировку одной функциональной способно сти, не возлагая одновременно нагрузки на другие дефицитные способности. Известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой и просто невыполнимо.

Даже при всем желании гиперактивный ребенок не может сидеть спокойно, быть сдержанным и одновременно внимательным в течение достаточно длительного времени. Дело в том, что контроль  за собственным поведением требует от такого ребенка максимальной концентрации, так что на выполняет собственным поведением требует от такого ребенка максимальной концентрации, так что на выполняемую деятельность внимания уже «не хватает».

 

 Литература:

1. Брязгунов  И.П.,  Касатикова  Е.В.Непоседливый  ребенок,  или  все  о

     гиперактивных детях. – М.,2001.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по  психодиагностике  –

    СПб.: Питер Ком,1999 (Серия «Мастера психологии»).                                                               3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики //Собр.соч.  Т.3.  М.,  1983-

      С.144-146, 207,293.

4. Гаспарова Е.М. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание.-1990.-№

      4.- С.90-98.

5. Добсон А. Непослушный ребенок. –«Пенаты», «Т-Око», 1992,-С.131-149.

6.(Детская семейная психология» http://www.vnimanie.org/adhd/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивное поведение школьников.

Многие дети плохо учатся в школе, несмотря на нормальное умственное развитие. Возможные причины – невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам. Кроме того, у детей   часто встре...

Системно-деятельностный подход в обучении детей с гиперактивным поведением в начальной школе

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Долгова Е.Н....

Доклад для выступления на методическом объединении. На тему: Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла.

Слайд 1Доклад на тему : Коррекция гиперактивного  поведения  детей с  дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла. Слайд 2 Синдром дефицита внимания и ...

Статья «Музыкальная терапия как средство коррекции гиперактивного поведения детей»

         Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, ...

Сборник приемов по профилактике и коррекции гиперактивного поведения и дефицита внимания младших школьников

Данный сборник предназначен для использования в педагогической практике учителями начальных классов, студентами специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, а также родителями младших школ...

Рабочая программа Коррекция гиперактивного поведения младших школьников средствами мультисенсорной среды

Разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для работы с детьми по снижению проявлений гиперактивности в сенсорной комнате....

Программа коррекции гиперактивного поведения у младших школьников

Программа коррекции гиперактивного поведения у младших школьников. Может быть полезна для педагогов и родителей....