Консультация "Умный ребёнок, прилежный ребёнок"
консультация (1 класс) по теме

Консультация для родителей "Умный ребёнок, прилежный ребёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnyy_rebyonok_prilezhnyy_rebyonok.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Умный ребёнок, прилежный ребёнок

Ничему не научишь человека, не научив его хотеть. (В. Борисов)

В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме всё-таки один:
Желанье – это множество возможностей,
А нежеланье – множество причин.
Э. Асадов

Пусть первым уроком ребёнка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. (Б. Франклин)

Каждая человеческая способность подобна мускулу: развивается от упражнения и атрофируется от бездействия. (Д. Писарев)

Единственное условие, от которого зависит успех, есть терпение. (Л. Толстой)

Вовсе не обязательно, чтобы все люди были велики в своих действиях. Величайшим воплощением силы часто является простое терпение. (Г. Бушнелл)

Учащиеся 1 класса начали обучение в школе, имея определённый жизненный опыт, определённые достижения в развитии умственных способностей и трудовых навыков. Каждый ребёнок индивидуален, имеет свой уровень развития тех или иных способностей.

Основной вид деятельности первоклассников – учебная деятельность, которая предполагает наличие у ребёнка определённых интеллектуальных способностей.

Обратимся к определению следующих понятий.

«Прилежание – старательность, усердие в труде, учении». (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.)

«Ум – способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта. Умный – обладающий умом, выражающий ум». (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.)

«Интеллект – умственные способности человека, ум». (Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М.)

«Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей». (Психологический словарь/Под ред. Л.В. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)

Неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный характер.

Умственные способности детей можно рассматривать как показатель умственного развития, что обеспечивает продуктивность учебной деятельности.

В дошкольный период у детей должны были сформироваться некоторые способы мыслительной деятельности. В основном мыслительная деятельность у дошкольников развивалась в процессе игры. Через содержание игры происходило усвоение различных знаний и умений, развитие умственных способностей, т.к. дети по условиям игры должны были уметь находить характерные признаки в предметах, группировать, сравнивать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы, обобщения. Наряду с этими мыслительными операциями у ребёнка в процессе игровой деятельности должен был сформироваться познавательный интерес.

Почему дети, имеющие высокий уровень развития умственных способностей, уже в начальной школе проявляют негативное отношение к школе, низкую успеваемость?

Оказывается, главной причиной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие вообще. Результаты психологических исследований показывают, что большинство неуспевающих детей – это дети «интеллектуально-пассивные», т.е. дети, которые не приучены активно мыслить, не имеют интереса к мыслительной деятельности. Роль же интересов очень велика. Только ребенок, имеющий интерес к мыслительной деятельности, способен полученные знания превратить в глубокие и прочные. Интересы развивают и повышают качество мыслительной деятельности, влияют на общее развитие ребенка, на активность в учении, создают благоприятные условия для развития всех психических процессов.

Как же можно родителям способствовать развитию познавательных интересов в целях достижения успешности обучения ребенка?

Родителям в домашних условиях нужно стараться поддерживать любознательность ребенка посредством выполнения домашних заданий с элементами творчества, т. е. дополнение обязательной части домашнего задания своими находками, взятыми из дополнительной литературы. Если любознательному ребенку становится скучно в классе в силу массовости обучения, родители могут компенсировать потребность ребенка в знаниях в той или иной области познания в домашних условиях. Так, хорошо читающему ребенку в период обучения грамоте в школе нужно дома посоветовать читать дополнительную литературу, а не тексты в букваре. Ребенку, опережающему своих сверстников в математических способностях, на первых этапах обучения нужно в домашних условиях заняться решением посильных логических задач. Детям же, способным усвоить только необходимый школьный материал, следует в домашних условиях выполнять задания, отличающиеся разнообразием. Тогда каждая дополнительная работа будет ребенку интересна и будет выполняться им активно и на высоком эмоциональном подъеме.

Родителям можно дать следующие практические советы для поддержания познавательного интереса в домашних условиях:

  1. Не перегружать детей скучной и нудной работой, предлагать больше разнообразия, больше возможностей для выбора.
  2. Чаще интересоваться мотивами выполняемой детьми деятельности. Поддерживать в детях познавательную активность – любознательность.
  3. Пользоваться не инструкциями и правилами, а личным примером. У много знающего родителя ребенок стремиться познать еще больше.
  4. Своевременная похвала – лучший стимул активности ваших детей.

Что в большей мере способствует развитию познавательного интереса? В учебном процессе важным показателем развития, необходимым для успешного усвоения материала по всем учебным предметам, является организованность.

Попытаемся проследить влияние родителей на формирование организованности. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Соблюдается ли ребенком режим дня в домашних условиях?
  2. Ребенок складывает свой портфель вечером или утром?
  3. Участвуют ли родители в процедуре складывания портфеля?
  4. Бывают ли случаи опоздания ребенка в школу?
  5. Как часто опаздывает ребенок на учебные занятия?
  6. Интерес родителей к занятиям ребенка в школе:

- постоянный;

- зависит от ситуации;

- отсутствует.

    7. Получает ли ребенок в школе замечания, не касающиеся уровня овладения знаниями по предметам?

    8. Чаще всего эти замечания касаются:

         - дисциплины во внеурочное время;

         - отсутствия каких-либо школьных принадлежностей;

         - опоздания на учебные занятия;

         - не информированности ребенка по поводу дополнительных заданий учителя.

   9. Какой вопрос показался вам самым целесообразным для вас?

 10. Какой вопрос показался вам самым нецелесообразным для вас?

 11. Каковы, по-вашему, мнению причины недостаточной успешности ребенка в школе на данном этапе обучения?

Проект решения родительского собрания:

  1. Отслеживать в домашних условиях степень заинтересованности детей учебными занятиями в школе.
  2. Поддерживать интересы детей посредством организации посещения библиотек, кружков.
  3. Интересоваться успешностью обучения детей, посещать консультации, организуемые классным руководителем.
  4. Продумать формы поощрения детей за особые достижения в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."

Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...

Здоровый ребёнок – успешный ребёнок

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....

Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление

Основные направления реализации программы:  –    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;– организация и проведение разнообразных мероп...

ХВАЛИТЬ РЕБЁНКА - ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА!

В данной статье представлены 55 фраз для похвалы ребенка и стимулирования его к лучшим своим проявлениям...

Педагогический всеобуч для родителей по теме собрания "Умный ребёнок, прилежный ребёнок"

Почему дети, имеющие высокий уровень умственных способностей, уже в начальной школе проявляют негативное отношение к учёбе и низкую успеваемость?Советы родителим для поддержания познавательного интере...