Лекция для родителей "Основы укрепления здоровья"
статья на тему

В помощь классному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_dlya_roditeley_osnovy_ukrepleniya_zdorovya.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей по теме:

«Основы укрепления здоровья».

Рисунок на тему день здоровья эта задача решена, гдз 10 класс физика рымкевич

        Подготовила: классный руководитель Иванова Е.Ю.

Введение.

Для того чтобы быть здоровым, нужно принять все меры для предупреждения заболевания. Только здоровый человек может иметь хорошее настроение, высокую работоспособность, готов к защите Родины, готов достойно воспитывать подрастающее поколение. Профессор Н.М.Амосов в своей книге «Раздумье о здоровье» пишет, что «… для здоровья необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничение в питании, закаливание, время и умение отдыхать». Занятия спортом – самые лучшие стимуляторы, обеспечивающие развитие возможностей организма человека. А все должно начинаться в семье. Никакие рекомендации по двигательному режиму, закаливанию, рациональному питанию не помогут, если в семье никто не делает зарядку, не закаливается.

Закаливание организма.

Человек – существо теплокровное. Он не замерзает зимой и не перегревается летом благодаря совершенной системе теплорегуляции. С помощью теплорегуляции температура тела здорового человека в любое время года поддерживается в пределах 36-37 градусов. Систему теплорегуляции человека необходимо тренировать, т.е. человеку необходимо закаляться.

Закаливание – это увеличение сопротивляемости организма к любим факторам внешней среды. Универсального метода закаливания ко всем неблагоприятным факторам внешней среды нет. Закаливание приспосабливает организм только к тому фактору, в отношении которого проводится. Процесс закаливания человека должен проводиться постепенно. Чем раньше начать закаливание, тем лучше. В детском возрасте система терморегуляции и иммунобиологические защитные механизмы  только формируются, закладывается фундамент, и привычки, приобретенные в детстве, сохраняются на всю жизнь.

В нашей повседневной жизни наиболее важным остается закаливание по отношению к чрезмерному охлаждению. Устойчивость к холоду можно повышать с помощью естественных способов – воды, воздуха, солнца.

Наиболее простым видом закаливания является закаливание воздухом: прогулки, физкультура, работа, сон при открытой форточке круглый год, снижение температуры воздуха в жилом помещении, ношение более легкой одежды, хождение босиком.

Наиболее эффективным средством закаливания является закаливание водой. Самое благоприятное время для начала – лето или осень. Лучшие часы – утренние, сразу после зарядки. Начинать нужно с обтирания мокрым полотенцем: несколько первых дней обтираться только по пояс (шея, руки, грудь, спина), затем переходить к обтиранию всего тела. Следующий этап – обливание. Начинать с обливания водой комнатной температуры и постепенно понижать ее до 10-15 градусов. Закаливанием также является купание и плавание (начальная температура 18 градусов).

Приступая к закаливанию, необходимо помнить следующее:

  • Закаливание нужно проводить систематически, непрерывно, в течение всей жизни.
  • Понижать температуру воды или воздуха, а также увеличивать длительность закаливания постепенно.
  • Для того чтобы всесторонне закаливать организм, т.е. повысить устойчивость организма,  как к низким, так и к высоким температурам, повышенной влажности, перепадам давления и др., нужно использовать разнообразные средства и формы закаливания.
  • Выбирая закаливающие средства и их дозировку, обязательно учитывайте возраст, индивидуальные особенности и состояние здоровья.

Формирование правильной осанки.

Осанка – правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания.  При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.

Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. При нарушении осанки происходит изменение костного скелета, ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др.

Правила посадки за партой.

  • Сидеть на занятии во время письма прямо, слегка наклонившись вперед, но, не опуская низко голову, не упираясь грудью в передний край стола, согнув ноги в коленном суставе под прямым или тупым углом и поставив их на пол или на подножку всей ступней.
  • Обе руки должны свободно лежать на столе; нельзя опускать одно плечо ниже другого.
  • Помещать тетрадь или книгу на расстоянии 30-35см от глаз. Для чтения и списывания текста книгу ставить на подставку.

Правила самоконтроля.

  • Поставить руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев касаются наружного угла глаза; между краем стола и грудью свободно проходит кисть руки.
  • При ответе у доски стоять прямо, опираться на обе ноги, не опускать низко голову и плечи.
  • Выполнять домашнее задание только в специальном рабочем месте.

Основные правила выполнения утренней гимнастики.

  • Для того чтобы утренняя гимнастика принесла максимальную пользу, надо соблюдать следующие правила:
  • Делать зарядку ежедневно, в одно и то же время, кроме дней болезни.
  • Заниматься упражнениями натощак, лишь прополоскав горло.
  • Физические упражнения сочетать с закаливанием. Если позволяет погода, заниматься на улице.
  • Каждое упражнение выполнять точно, с усилием, требующим напряжения мышц. Движение – в полном объеме, темп бодрый.
  • Дышать свободно, через нос, полной грудью, соразмерять ритм движений и дыхания.
  • Постепенно усложнять упражнения и повышать уровень нагрузки.
  • Комплекс упражнений лучше подбирать таким образом, чтобы дать нагрузку всем частям тела.
  • Закончив зарядку, следует приступить в к водным процедурам и растереть тело массажной щеткой или жесткой мочалкой.
  • Ежедневное выполнение утренней гимнастики имеет и большое воспитательное значение – она дисциплинирует, вырабатывает волю.

Примерный комплекс утренней гимнастики.

  • Потягивание (из группы упражнений на осанку).
  • Ходьба.
  • Упражнения для рук и верхнего плечевого пояса.
  • Упражнения для туловища.
  • Упражнения для мышц живота.
  • Упражнения для ног.
  • Силовые упражнения.
  • Упражнения на расслабления.
  • Бег.
  • Ходьба, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения.

Начинать занятия утренней гимнастикой рекомендуется с комплекса продолжительностью 10-15 минут.

Привитие навыков личной  гигиены.

Навыки личной гигиены не только помогают сохранить крепкое здоровье, но и заражают бодростью, повышают настроение.

К основным правилам личной гигиены относится, прежде всего, чистота тела. Чтобы кожа была здоровой, необходимо соблюдать определенные гигиенические правила. Вода и мыло открывают поры сальных и потовых желез, смывают микробы, а также разложившийся жир и пот. Кожа очищается, улучшается кожное дыхание. После мытья руки рекомендуется вытирать насухо, чтобы не образовывались трещины. Волосы надо обязательно мыть раз в неделю. Особое место в личной гигиене занимает правильный уход за полостью рта. Больные зубы могут стать причиной многих заболеваний. Чтобы сохранить зубы красивыми и здоровыми, надо рационально питаться, регулярно посещать врача-стоматолога, чистить зубы, полоскать  рот после еды. Рекомендуется чистить зубы 2 раза в день (утром и вечером).

Нельзя забывать об элементарной гигиене ног. Ежедневное мытье ног должно войти в привычку. Очень полезны ножные ванны. Чтобы избежать грибковых заболеваний стоп, не следует пользоваться чужой обувью. Обувь должна не только защищать ноги от внешних механических повреждений, холода, влаги, грязи, но и обеспечивать полную свободу движений стопы при ходьбе. Ее подбирают в строгом соответствии с размером стопы. При неправильно подобранной обуви существенно страдает скелет стопы, нередко развивается плоскостопие.

Определенным гигиеническим требованиям должно отвечать белье: быть мягким, хорошо пропускать воздух, поглощать и отдавать влагу, легко стираться. Наилучшими гигиеническими качествами обладает белье из натурального волокна: хлопка, льна, шерсти, шелка. Менять нательное белье лучше ежедневно. Немаловажное значение имеет также выбор одежды по погоде. После возвращения из школы целесообразно школьную одежду сменить на домашнюю. Домашняя одежда должно быть свободной, удобной легкой.

Всестороннее физическое развитие.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней гимнастики, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы. При систематических занятиях споротом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов  человека.

Режим дня школьника.

Правильный режим дня школьника- это целесообразно организованный распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.

Важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время. В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания, организация смены видов деятельности, чередование труда и отдыха. Особое внимание следует уделять организации отдыха. Обязательным должно быть достаточное пребывание на свежем воздухе. Воскресенье должно быть днем полного отдыха, в этот день никаких уроков.

Большую пользу для здоровья и радость детям приносят проводимые совместно с родителями экскурсии и загородные прогулки. Во время таких прогулок можно показать детям способы ориентирования, преодоление различных препятствий в пути. Ребята могут упражняться в видах ходьбы, в самых различных прыжках. Эти упражнения развивают ловкость, глазомер,  координацию движений, сноровку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Районная игра по станциям по сохранению и укреплению здоровья «Здоровому – все здорово!»

Педагог-психолог И.И.КуликоваГБОУ ЦПМСС Выборгского районаСанкт-Петербург «Кабинет профилактики наркозависимости» Районная игра по станциям по сохранению и укреплению здоровья «Здоровому – в...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

«ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.»               Выступление на ...

Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"

Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса  к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...

Программа по сохранению и укреплению здоровья «Школа здоровья»

В данной программе представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья для обучающихся с ОВЗ...