Сто вопросов о воспитании.
статья по теме
В данной статье даны рекомендации родителям о роли общения в становлении личности ребёнка ,в организации совместного отдыха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
100_voprosov.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Жолудева Ж. В.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №15 МО Ейский район
г.Ейск
Вопрос: « Какова роль общения родителей в воспитании и становлении личности ребёнка?»
Ответ. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. [2]
Работая в начальных классах более 20 лет, сталкиваюсь с тем, что учащиеся не имеют навыков общения, хотя общаться начинают с раннего детства. Навыки общения приобретаются и развиваются в основном в семье, а затем, по мере взросления, круг общения начинает расширяться (друзья-одноклассники, учителя, руководители кружков и т.д.)
Но от разнообразия общение ребёнка не становится грамотным и правильным , поскольку часто отсутствует положительный пример общения, что способствует усвоению грубости и хамства.
Обычно родители хотят добиться, чтобы ребёнок сделал что-то, что кажется им необходимым полезным. Используются уговоры, просьбы требования и даже – « торг.» (уберёшь в комнате, выучишь уроки и т.д. , то получишь деньги или пойдёшь погулять…) Результат такой практики воздействия очень неустойчив, так как с возрастом «цены» побуждений будут возрастать. Родителям нужно уметь владеть навыками, позволяющими заинтересовать ребёнка общением. Для этого нужно учиться понимать своего ребёнка, особенности его характера, предполагать реакцию ребёнка на тему и содержание разговора, учитывать своё эмоциональное состояние, и настроение ребёнка.
Повседневное общение родителей со своими детьми постепенно должно вырасти до уровня продуктивного общения, которое имеет цель и результат, чтобы впоследствии слово родителей было для ребёнка весомым и значимым. Поэтому родителям надо уметь слушать своего ребёнка, уметь принимать информацию, которую им даёт ребёнок, эмоционально реагировать на сообщения своих детей. Хочу предложить несколько практических советов:
-научитесь слушать и слышать своего ребёнка;
-учитесь анализировать состоявшееся общение, каким бы оно ни получилось;
- воздерживайтесь от поучений;
-осознавайте цель общения и прогнозируйте ожидаемый результат.
В семье всё зависит друг от друга. Это подтверждает тот факт, что семья – особая система, живущая и развивающаяся по своим законам. Ребёнок очень чутко реагирует на любое событие внутри семьи. Откликом на ссоры, скандалы во взаимоотношениях любимых им людей могут стать самые различные нарушения в поведении ребёнка. Чтобы помочь ребёнку, нужно устранить причину и больше времени уделять общению с ним.
Дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи, выносятся приговоры.
Вопрос 2: «Какова роль совместного отдыха родителей и детей в воспитании?»
Ответ: Возможен ли совместный отдых родителей и детей? Нужен ли такой отдых? В чём необходимость такого отдыха?
Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. А.С. Макаренко писал: « Бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».[1]
Эта мысль Макаренко в нашей действительности может выглядеть так ,что если родители хотят, чтобы их дети выполняли хорошо какое- либо действие, выполненное до этого неверно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать это несколько раз, пока действие не будет выполнено в совершенстве.
Поэтому всё же основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. Именно под наблюдением и руководством родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор ,пока дети не привыкнут делать это хорошо. Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребёнку природа, а также предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность.
Если в жизни вашей семьи редко выпадают моменты, когда вы отдыхаете вместе и не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых могу предложить несколько форм совместного отдыха родителей и детей:
- совместная творческая деятельность (поздравление родственников, подготовка квартиры к празднику и т.д.);
- совместная трудовая деятельность (уборка квартиры, высадка цветов около дома и т.д.);
- совместная интеллектуальная деятельность (игры, разгадывание загадок, ребусов, шарад, составление собственных кроссвордов);
-совместная спортивная деятельность (семейные прогулки, занятия на стадионе, подвижные игры).
В процессе игры родителям необходимо внимательно наблюдать за поведением ребёнка (боится или не боится трудностей, как справляется с проигрышем в игре и т.д.), так как игра прекрасный источник информации о личности ребёнка.
Таки образом, роль родителей в воспитании ребёнка незаменима, так как они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской жизни.
Не забывайте, что «ребёнок - это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда». [3]
Список литературы
1.Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. М.: Издательство Академии педагогических наук ,1958. Т.2- с.170
2.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Словарь М.:Политиздат,1999г. С. 244.
3.Преображенская Е. Лучше проверить на себе.//Крестьянка- 2002.-№9.-с.19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о воспитании терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе
Статья освещает основные аспекты гуманности в процессе воспитания: воспитание доброты и терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе...
100 ВОПРОСОВ О ВОСПИТАНИИ
Вопрос: Как воспитать ребенка в духе патриотизма, любви к Родине? ...
100 вопросов о воспитании. Как наказывать ребенка?
Дети идеальными не бывают. Это факт, с которым не поспоришь. Но рано или поздно наступает момент, когда их «не-идеальность» переходит все границы, и тогда другого выхода нет: ребенка нужно наказ...
100 вопросов о воспитании. Хвалить или не надо?
Похвала – дело очень важное, но и довольно тонкое. Сейчас, под влиянием американской модели воспитания, многие молодые родители активно хвалят своих детей. Возможно, пытаются компенсировать свой недос...
Статья К вопросу о воспитании младшего школьника в современном обществе
Статья К вопросу о воспитании младшего школьника в современном обществе....
Актуальные вопросы в воспитании
Помощь родителям в воспитании детей........