Адаптация ребенка к школе. Родителям на заметку.
статья по теме
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл) и переход из средней в старшую (10 кл).
На что нужно обратить внимание родителям первоклассников в этот период?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_pervoklassnikov.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало занятий в школе – серьезный этап в жизни не только детей, но и их родителей, всех близких родственников.
Собирая ребенка в первый класс, мало кто задумывается, что в этот момент малыш становится в полном смысле слова гражданином своей страны: теперь он не только пользуется правами, гарантированными государством, но и впервые начинает сам выполнять конституционную обязанность по получению основного общего образования. Действительно, в соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование является обязательным, в то время как прочие виды образования (дошкольное, среднее профессиональное, высшее) характеризуются как право, то есть могут быть получены по желанию обучающегося.
Безусловно, лучшими помощниками ребенка в этот сложный период должны быть родители. Не случайно Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989) провозглашает, что наилучшие интересы ребенка являются предметом основной заботы родителей (или в соответствующих случаях законных опекунов). А уже цитировавшаяся выше статья 43 Конституции Российской Федерации усиливает этот естественный принцип, возводя его в норму закона: « Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Со своей стороны, государство гарантирует бесплатность и общедоступность общего образования.
Особую значимость начального этапа школьного образования иллюстрирует и тот факт, что Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, предусматривает повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», давая характеристику различных уровней общего образования, отмечает, что начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Таким образом, в начальных классах особое внимание должно уделяться воспитанию навыков, которые должны стать необходимой основой как для последующего обучения (усвоения определенного объема информации), так и для общей социализации человека в течение всей его жизни.
Неразрывность взаимосвязи ученика и родителей в очередной раз проявляется в том, что вышеупомянутый Федеральный Закон не только регулирует различные аспекты образовательного процесса, но и устанавливает права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Закон предоставляет им преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, в том числе право на выбор формы получения образования и формы обучения, выбор образовательной организации и языка обучения, вплоть до права дать ребенку образование в семье.
В то же время именно на родителей возлагается обязанность заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организации только оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Таким образом, период начала обучения ребенка в школе, его адаптации в новом коллективе с новыми правилами и требованиями, является чрезвычайно сложным и значимым не только для самого ребенка, но и для всей его семьи. Конечно, в это время было бы желательно повышенное внимание родителей к своим детям, которое не ограничивалось бы разбором школьных заданий. Необходима правильная организация режима дня, чтобы ребенок успевал не только выполнять то, что от него требуется, но и обязательно гулять, отдыхать.
Однако в реальности такие благие пожелания не всегда выполнимы. В большинстве своем родители понимают потребности ребенка, но не могут уделить ему достаточно времени из-за занятости на работе, особенно если семья является неполной и тяготы по ее материальному обеспечению ложатся на плечи одного родителя. Кроме того, первоклассник часто продолжает (или начинает) дополнительные занятия спортом или искусством, что еще больше увеличивает нагрузку на его самого и на его близких.
Особой проблемой является обеспечение права родителей на выбор образовательного учреждения. Провозглашенное законом, это право в действительности не только не реализуется в полном объеме, но и служит причиной постоянных социальных конфликтов. Объективные причины такого положения вещей понятны: разные школы, даже при равном статусе и одинаковых стартовых условиях, работают все-таки по-разному и соответственно пользуются доброй или дурной славой.
13 февраля 2012 года в своей предвыборной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» тогда еще кандидат в Президенты Российской Федерации В.В.Путин в качестве одной из первоочередных национальных задач называл обеспечение социального равенства в получении образования. Он констатировал: «Мы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.
Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую».
Тем не менее до сего дня проблемы остаются, и постоянно изменяющиеся правила устройства детей в начальные классы школ так и не дали оптимальной модели. Например, недавно опробованное «закрепление» детей за образовательными учреждениями по месту регистрации привело к массовым случаям фальшивой регистрации по нужным адресам. Показательно, что в почте Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге жалобы на необоснованные отказы в размещении ребенка в дошкольных учреждениях или школах составляют почти половину от количества обращений на нарушение прав ребенка в сфере образования (по материалам ежегодного доклада за 2012 год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям первоклассников об адаптации ребенка в школе
Родителям первоклассников об адаптации ребенка в школе...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Адаптация ребенка к школе"
Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудно...
рекомендации родителям первоклассников по адаптации ребенка в школе
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?- Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиол...
Памятка для родителей по адаптации ребенка в школе.
Адаптация первоклассника в школе....
Рекомендации для родителей первоклассников. в период адаптации ребенка к школе
В помощь учителю для проведения родительского собрания в 1 классе период адаптации ребёнка к школе....
Памятка для родителей по адаптации ребенка в школе.
Как родители мешают школьной адаптации ребенка?После первых дней в школе, когда ощущение праздника уже осталось позади, вы могли заметить, что ваш ребенок начинает собираться в школу без особого желан...
Консультация для родителей: "Адаптация ребенка к школе".
Очень сложным для первоклассника является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. У детей появляются функциональные отклонения, которые вызваны той нагрузкой, которую исп...