Адаптация пятиклассников.
презентация к уроку (4 класс) по теме
Адаптация – процесс, присущий к каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
адаптация пятиклассников | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация-это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям
ДЕЗАДАПТАЦИЯ (неадаптированность) Появление признаков тревожности, ухудшение здоровья Отчуждение от школы, семьи Снижение интереса к обучению, успеваемости Неблагоприятный социальный статус ДЕСТРУКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями
Цель адаптационного периода: Создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации пятиклассников к школьному обучению .
Индикаторы готовности к обучению в средней школе Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение программного материала Умение планировать собственную деятельность, самостоятельно работать, осмысливать материал Развитая творческо-поисковая активность Способность к сотрудничеству Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками
Я-ОБРАЗ ШКОЛЬНИКА Физическое Я - тело, внешность, физическое состояние Волевое Я цели, целеполагание Эмоциональное Я чувства, переживания, настроения Интеллектуальное Я мир мыслей Практически- действенное Я конкретные действия, поступки
Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптации. индивидуальные, групповые формы работы нестандартная ситуация на уроке пик умственной активности – вторая половина урока оптимальный темп и ритм урока нет - шумовым раздражителям динамические паузы атмосфера доброжелательности, искренности своевременное окончание урока
НЕГАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ информационные перегрузки несовершенная организация учебной деятельности авторитарно - репродуктивная система обучения рассогласованность требований к предмету неточность контрольно-оценочных действий учителя: оцениваем Г –грамотность, П – правильность, А - аккуратность , В - внимание низкий уровень психологической, валеологической компетентности педагогов недостаточная двигательная активность учащихся отсутствие системы здоровьесбережения школьника
Учитель - не первичный источник информации , а один из многих, которые можно изучить. Ученики с первого этапа урока сами решают, размышляют , осваивают. Дайте время для реализации возможностей ученика. На первый план познавательные категории - «классифицируйте», «сравните», «проанализируйте», «исследуйте», «создайте». Поощрение и принятие ученической инициативы, новых идей, отсутствие излишнего контроля над детской аудиторией. Работа с первоисточниками, интересными, редкими первичными данными. Постепенное увеличение сложности предметных задач (в зоне ближайшего развития) как средство раскрытия потенциала желающих и возможность для слабых вернуться на свой уровень более уверенным. Оценка не для фиксации ошибок , а для определения положительных изменений в ученике. Принципы педагогического взаимодействия с учениками
Задачи коллектива в период адаптации школьников 5 классов Реализация Программы мероприятий по успешной адаптации учащихся 5-х классов; обеспечение благоприятного переходного периода для учащихся как здоровьесберегающего ; создание единой группы классных наставников, педагогов-предметников, «команды» с общими взглядами на проблемы адаптации, компетентностью в её успешной реализации; сохранение и развитие основных технологий, способов и форм организации образовательного процесса начальной школы; поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия с учащимися, позволяющих решать задачи их развития с учетом критического возрастного этапа; создание условий для начальной проектной, исследовательской деятельности учащихся как составляющих метапредметных подходов в образовании проведение анализа сформированности общеучебных , познавательных, коммуникативных умений, определение путей коррекции результатов.
ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ, ПРАВИЛЬНО СРАВНИВАТЬ СВОИ РЕЗУЛЬТАТЫ С УСПЕШНОСТЬЮ ДРУГИХ; ФОРМИРОВАНИЕ УМНИЯ ДОБИВАТЬСЯ УСПЕХА И ПРАВИЛЬНО ОТНОСТИТСЯ К УСПЕХАМ И НЕУДАЧАМ, РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ; ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, КАК ОБ УМЕЛОМ ЧЕЛОВЕКЕ С БОЛЬШИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. Задачи развития
изменение условий обучения Камень 1: Начальная школа Средняя школа
Причины падения успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной школы в основную Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно. Для среднего звена характерна деиндивидуализация , «обезличивание» в подходе к ученику учителем-предметником. 2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика. 2. Ученик видится учителю несовершенным в сравнении со старшими школьниками, к нему предъявляются завышенные требования. Преобладание устных форм работы только по одному источнику ( учебнику ). Письменная работа с разными источниками не развернута и вызывает трудности. Основные тексты – художественные и научно-популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей. 3. Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов. 4. Научно-популярные тексты - нового уровня, содержат б о льшой по объему теоретический материал, имеют проблемную направленность.
изменение требований Камень 2:
отсутствие контроля Камень 3: Начальная школа Средняя школа
пробелы в знаниях Камень 4: % не усвоения знаний 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Адаптация Первый этап – ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Это «физиологическая буря» длится достаточно долго 2-3 недели. Первый этап
Школьный психолог наблюдает за детьми во время перемен и на уроках классный руководитель проводит классные часы на сплочение коллектива и адаптацию к учебным предметам
Адаптация Второй этап – неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходиться: организм тратит все, что у него есть, а иногда и «берет в долг». На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать. Второй этап
Школьный психолог проводит первичную диагностику (самооценка, тревожность), даёт рекомендации учителям-предметникам, проводит групповые занятия
Адаптация Заключительный этап - период относительно устойчивого приспособления , когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Длительность приблизительно 5-6 недель. Заключительный этап
Школьный психолог проводит повторную диагностику, индивидуальные занятия Администрация школы совместно с учителями-предметниками и школьным психологом проводит ППК
Причины дезадаптации Состояние здоровья. Социально-бытовые условия. Внутрисемейные отношения. Режим дня. Коммуникативные особенности личности.
Факторы Первая группа Вторая группа Состояние здоровья; Социальные факторы; Функциональная готовность. Взаимоотношения учитель – ученик; Взаимоотношения ученик – ученик ; Выполнение правил и требований; Оценка успехов и неудач в процессе обучения; Интеллектуальная готовность к обучению в среднем звене.
Легкая адаптация Быстро осваиваются в среднем звене; Устанавливают контакты; Приобретают новых друзей; Имеют хорошее настроение, спокойны, доброжелательны, добросовестны; Выполняют все требования учителей; Иногда отмечаются сложности в контактах либо с детьми, либо с учителем. Но к концу октября трудности исчезают. При легкой адаптации обучающиеся:
Средняя адаптация Трудно принимают ситуацию учения, испытывает трудности в усвоении программного материала; Проблемы общения с учителем; Не реагирует на замечания, или реагирует слезами, обидами; Выясняет отношения с одноклассниками; Трудности исчезают концу первого полугодия. При средней адаптации обучающиеся:
Тяжелая адаптация Не усваивает учебную программу; Негативные формы поведения; Резкое проявление отрицательных эмоций; Проблемы нарастают к концу учебного года. При тяжелой адаптации обучающиеся:
Признаки дезадаптации УСТАЛЫЙ, УТОМЛЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ВИД; НЕ ЖЕЛАНИЕ ДЕЛИТЬСЯ ВПЕЧАТЛЕНЯМИ О ПРОВЕДЕННОМ ДНЕ; СТРЕМЛЕНИЕ ОТВЛЕЧЬ ВЗРОСЛОГО ОТ ШКОЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ЕГО ВНИМАНИЕ; НЕЖЕЛАНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ; НЕГАТИВНЫЕ «ВЫПАДЫ» В АДРЕС ШКОЛЫ, УЧИТЕЛЕЙ, ОДНОКЛАССНИКОВ; ЖАЛОБЫ НА ТЕ ИЛИ ИНЫЕ СОБЫТИЯ СВЯЗАННЫЕ СО ШКОЛОЙ; БЕСПОКОЙНЫЙ СОН; ПОСТОЯННЫЕ ЖАЛОБЫ ПЛОХОЕ САМОЧУВСТВИЕ. У обучающихся:
Отклонения в поведении ВОЗРОСШИЕ ТРЕБОВАНИЯ: ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВЗРОСЛЫХ, «ПРИЛИПЧИВОСТЬ» К КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ, ПЛАЧ, КАПРИЗЫ, ОЩУЩЕИЕ ОДИНОЧЕСТВА, ИНТРЕС К КНИГАМ И ИГРАМ МАЛЕНЬКИХ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ : СИЛЬНЫЕ И СЛИШКОМ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПРЕРЕЖИВАНИЯ ПРИВОДЯТ К «ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТАЛОСТИ», ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В РАЗДРАЖЕНИИ, КАПРИЗАХ, ПЛАЧЕ Т.П. СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СВОЕЙ УСПЕШНОСТИ : НЕ ОРИЕНТИРУЕТСЯ НА СВОИ РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, НЕ ОПИРАЕТСЯ НА ОЦЕНКУ СВОЕЙ РЕАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ, БЕРЕТСЯ ЗА МНОГИЕ ДЕЛА И ТУТ ЖЕ БРОСАЕТ, НЕ ИСПЫТЫВАЕТ ОСОБЫХ УГРЫЗЕНИЙ СОВЕСТИ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ : ПОВЫШЕННАЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ, РОБОСТЬ, ЧРЕЗМЕРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ЗАМЕЧАНИЯМ .
Благодарю за внимание! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики диагностики адаптации пятиклассников
В данном сборнике представлены 4 методики диагностики адаптации пятиклассников: "Тест школьной тревожности Филлипса", методика "Цветные письма", методика "Открытое письмо родным", методика "Чувства в ...
Адаптация пятиклассников
Презентация для родителей, которую классный руководитель может использовать на родительском собрании....
Как помочь в адаптации пятикласснику
Как помочь в адаптации пятикласснику...
Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения
Информация для родителей...
Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе
Родительское собрание«Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене» «Люди вместе могут совершить то,чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение с...
Родительское собрание: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Все, что происходит со школьником в данный период, способствует его взрослению и развитию самостоятельности, он учится организовывать свою деятельность, оценивать себя, строить взаимоотношения н...
Родительское собрание, 4 класс.Тема:" Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе."
Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка в среднем звене....